Урок литературы в 7 классе. М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 г.Волгограда








Конспект урока по литературе
в 7 классе

М. Горький. «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести.






подготовила

учитель русского языка и литературы

Гузенко Ирина Владимировна







г. Волгоград

2013 год



Цели урока:

— исследовать жизненный и творческий путь писателя М. Горького;

— углубить представление семиклассников о художественной автобиографии;

— совершенствовать навыки анализа текста, его выразительно-изобразительных средств;

— развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения.

Оборудование:

Для учителя: конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для учащихся: текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник.

Методические приемы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

Запись на доске: «Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу троительства новых форм жизни». М.Горький

Форма урока: синтетический урок.



Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, все необходимое к уроку.

  1. Постановка целей урока.

Слайд 1 Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня нам предстоит исследовать творческую биографию известного писателя, драматурга, литературного деятеля – Максима Горького, а также более подробно познакомиться с жанром художественной автобиографии.

Начну я свой рассказ словами Владислава Ходасевича, писателя, современника М.Горького, который в 1916 году в Париже писал: «В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Слава приносила ему много денег, он зарабатывал около десяти тысяч долларов в год, из которых на себя тратил ничтожную часть. В пище, в питье, в одежде был на редкость неприхотлив. Горький раздавал деньги, не сообразуясь с действительной нуждой просителя и не заботясь о том, на что они пойдут. Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький. Он был исключительно скромен и эта скромность была неподдельная».

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

— Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М.Горького, углубить представление о жанре автобиографии, а также проанализировать 1 главу повести.

Слайд 2 Слово учителя. Коллективная работа.


— Ребята, внимательно послушайте мой рассказ о жизни и творчестве писателя и сформулируйте 2-3 вопроса, которые вы сможете задать любому ученику из класса.

Примечание: такое задание способствует концентрации внимания каждого ученика, развивает умение систематизировать, обобщать полученные сведения. Необходимо предупредить учеников, что высоко будут оцениваться вопросы, не связанные с датами, которые чаще всего стараются задать ребята, а вопросы о самых важных событиях из жизни писателя.

Горький Максим, настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде. Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи. Большая семья Кашириных — кроме Василия Каширина с женой, в доме, где поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми — не была дружной, отношения Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

Своего доброго, неистощимого на выдумки и веселого отца Алексей почти не помнил: он умер 31 года, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа Варвара с сыном вернулась к отцу в Нижний.


Слайд 3


Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения. К Кашириным мальчик попал в то время, когда их «дело» клонилось к упадку. Кустарный красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность многое определила в жизни большой семьи. Дядья Алеши любили выпить, а выпив — били друг друга или своих жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь невыносимой. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания и одно из самых ярких — о бабушке Акулине Ивановне, «изумительно доброй и самоотверженной старухе», которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения.

Семи лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер. В январе 1877 года его определили школу для городской бедноты. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней после похорон дед сказал: — Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

Алеше минуло одиннадцать лет. Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Позже Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками.


Слайды 4,5.


В 1896 году Горький женился на Екатерине Волжиной, которая работала корректором в «Самарской газете» и была на 10 лет моложе Горького. У них родился сын Максим, а позднее и дочь Екатерина.


Слайд 6


В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь вышли книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др.




Слайд 7


В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.


Слайд 8


1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).

В 1928 Горький возвратился на родину, организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Максим Горький скончался 18 июля 1936 года от болезни легких.

— Теперь приступим к вопросам, которые вы сформулировали (ученики задают вопросы одноклассникам).

Слайд 9 Беседа по вопросам. Понятие о художественной автобиографии.

— В годы реакции Горький начал писать автобиографическую трилогию. Первая часть — повесть «Детство» — появилась в 1913—1914 годах. Вторая часть— «В людях» — была напечатана в 1916 году, и третья — «Мои университеты» — уже после революции, в 1923 году. Что рассказал Горький о своем детстве? Сопоставьте факты биографии писателя, услышанные сегодня с эпизодами из повести «Детство».

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, — только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

— Итак, как вы уже поняли, повесть «Детство» автобиографическая. Но почему же мы считаем создание автора не просто автобиографией, а именно художественным произведением?

(Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни, написанное, как правило, в публицистическом стиле, тогда как в повести есть много доказательств художественности текста: эпитеты, метафоры, сравнения, описания внешности героев, лирические отступления, размышления героев, диалоги и т.д. Задачей Горького было не только рассказать о своем детстве, но и обобщить все негативные стороны жизни целого социального слоя. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху).

Дети записывают понятие автобиографии в тетрадях и приводят примеры использования писателем выразительно-изобразительных средств языка.

  • Динамическая пауза (проводится в виде физкультминутки или разминки для глаз).



Далее учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве.



— Попробуем сравнить воспоминания некоторых писателей с впечатлениями М.Горького о детстве. Как вы считаете, есть ли то-то общее в восприятии детства авторами или они совершенно не похожи?

Слайд 10

Л.Толстой: «Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями к жизни?».

Слайд 11

Ф. Достоевский: «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».



Ребята обсуждают высказывания авторов, сопоставляют высказывания с впечатлениями от повести.

— Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему.

IV. Комментированное чтение и обсуждение главы 1. Анализ основных героев повести.


— «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». О ком эти строки? Какой предстает перед нами бабушка Алеши. Что вы можете рассказать о ней? Как она выглядит?

Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом». Жизнь у нее действительно «темная»: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата».


Слайды 12,13


— Как раскрывается образ бабушки в сцене на пароходе? Как она говорит? Какую основную черту выделяет писатель?

Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым.


Слайд 14


— Что вспоминает Алеша о своей матери? Почему матери не хотелось возвращаться в дом отца? Как мы можем описать ее настроение и состояние, опираясь на текст?

Мать редко выходила на палубу, молчала. «Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…». Мать считала Алешу виноватым в смерти ее мужа, отца мальчика, поэтому была так молчалива и грустна. К тому же в семье Кашириных были разногласия из-за раздела наследства.


Слайд 15


— Какое первое впечатление производят на Алешу родственники? Перечислите их имена и родственную связь с Алешей.

«Дед с матерью шли впереди всех. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась».


Слайд 16


— Каким Алеша увидел дом, двор деда Каширина?

«Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою…».

Вывод: Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, как-то сразу почувствовал холод, одиночество, неприязнь. Ему не понравились все его родственники и только бабушка оставалась единственной надеждой на спасение в это мрачном мире.

  1. Итог урока. Домашнее задание.


— Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией М. Горького, определили, что повесть «Детство» автобиографична и в тоже время насыщена художественно-изобразительными средствами языка, которые проявляются и на уровне лексики, и на уровне синтаксиса. Также мы познакомились с главными героями повести.

Слайд 17 Домашнее задание:

  • ответить на вопрос: кто помог Алеше пережить его детские обиды, помог ему в постижении любви и добра?

  • индивидуальные задания: подготовить сообщение «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8).

  • инсценировать эпизод «Ученье».

Дополнительная литература для учеников:

1.Редакция газеты «1 сентября»: «Читая Горького» // Газета «1 сентября».-N17/2000. — https://lit.1september.ru/article.php?ID=200001701

2. Генри Заднепровский. «Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде» // Газета «1 сентября».-N12/2007. — https://lit.1september.ru/article.php?ID=200701222

Список использованной литературы:

  1. Вайнберг И. Страницы большой жизни. Москва, 1980 г.

  2. Горький М. «Детство». Москва, Просвещение 1982 г.

  3. Горький в школе. Сборник статей под редакцией Голубкова В.В. Москва, 1960 г.

  4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 6 – 7 классах. Киев, 1977 г.

  5. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 1995 г.

  6. Снежевская М.А., Шевченко П.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература». 6 класс. Москва, Просвещение, 1986 г

  7. Ходасевич В. Ф. Колеблемый треножник: Избранное.— М.: Советский писатель, 1991.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. Биография М.Горького. // Урок в формате А4. — http://www.a4format.ru/author.bio.php?lt=195&author=27&dtls_bio=1

  2. Фотоальбомы М. Горького. // Урок в формате А4. — http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=195&author=27

  3. Бабушка и Алексей:

  4. http://img.read.ru/images/illustrations/129723846926378914.jpeg

  5. Бабушка в кругу детей:

  6. http://ussr.umaxa.ru/postimage/2012-10/detstvo_gorkogo-786/kadr-2.jpg

Братья: http://zarta.by/materials/items/2/2676/screenshots/18734_full.jpg

  1. Мать Алеши: http://www.personsinfo.com/userfiles/image/persons/0-10000/1000-2000/1067/ALEKSEEVA_Elizaveta_Georgievna6.jpg

  2. Цыганок: http://s1.pimpam.ru/persons/personid12627_4.jpg

  3. Дед Алеши: http://zarta.by/materials/items/2/2676/screenshots/18739_full.jpg

  4. Л.Н. Толстой:

http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/world/90_07_07_2009_1010ee27.jpg

  1. Ф.М. Достоевский: http://os1.i.ua/3/1/8935049_8909af14.jpg






9


Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Алканы, получения, свойства и применение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: