Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90
г.о. Тольятти
Урок литературы
в четвертом классе
по теме:
«Становление детской литературы 20 века».
Вклад М. М. Пришвина как натуралиста, естественника, русского писателя для детей и взрослых.
Селиванова Тамара Николаевна
учитель начальных классов
МБУ школы № 90
г.о. Тольятти
Цель урока: совершенствовать навыки чтения;
Развивать познавательные способности на примере расширенного знакомства с творчеством М. М. Пришвина как натуралиста, естественника.
Воспитывать уважение к творчеству писателя, который до последних дней сохранил свежесть чувств, неуёмное любопытство и жадность к новому;
чтение книг Пришвина-это встреча с молодым и всегда живым Пришвиным.
Постановка проблемного вопроса:
— Сколько открытий несёт М. Пришвин своим творчеством?
Будем искать эти открытия в его произведениях.
Кто же он: Берендей или писатель?
Проверка домашнего задания.
— Какое по жанру произведение «Изобретатель?»
— Какие чувства вы испытали после чтения?
— Кто герой его произведения?
— Почему такое название у рассказа?
— Зачем писатель использовал кавычки?
— От чьего имени идёт повествование?
— Подходит ли название к рассказу?
— Какие приёмы использует автор в рассказе «Изобретатель?»
Описание?
Повествование?
Рассуждение?
(Текст повествования с элементами описания.)
— Приведите примеры повествования и описания в тексте.
— Как автор называл членов утиной семьи?
(утка, утята, свистуны, воин, изобретатель, красавец селезень дикари, кряквы, большая сборная утиная семья)
— Как можно было по-другому назвать рассказ?
— А почему он назван именно так?
3. Сообщение детьми сведений об изобретателях ( о М. В. Ломоносове , о Ползунове, о Кулибине и т. д.)
4. Работа с текстом после домашнего чтения.
— Как автор раскрывает характер птиц?
( Дети работают с тетрадью по литературному чтению на стр. 78. Через описание героев, их клички, через слова и мысли, которые приписывает им.)
5. Составление характеристик птиц, наблюдение над тем, как рождаются индивидуальные характеры героев:
Муся — нежная, пугливая, неусидчивая, ленивая, «мать-кукушка».
Дуся — нежная, пугливая, желающая стать мамой, терпеливая, заботливая, ответственная, своенравная.
Селезень — красавец.
Утята — доверчивые, взрослеющие, одноцветные (признак родства), дружные, неблагодарные по отношению к Пиковой Даме, громкоголосые, изобретательные, принимающие опыт других.
Пиковая Дама — важная, ответственная, заботливая. терпеливая, настойчивая, прощающая.
— Каким человеком должен быть автор этого рассказа?
— Современники иногда называли М. Пришвина «птичником». Как вы думаете, почему?
— Чем необычны птицы в изображении М. Пришвина?
6. Домашнее задание: рассказать о Дусе и Пиковой Даме.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
8. Сообщение детьми сведений о М. М. Пришвине.
9. Знакомство с творчеством М. М. Пришвина.
а) ВИКТОРИНА:
— «Многие думают, будто пойди только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся и съедят тебя, и останутся от козлика рожки да ножки. Такая это неправда!»
(Медведь.)
— «Я нашел удивительную берестяную трубочку…Я сделал одно открытие: под прикрытием ореха поселился — кто бы мог подумать и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.»
(Берестяная трубочка.)
— «Пришел я с охоты с богатой добычей. А Зина как увидела у меня хлеб, так и обомлела.
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— А хлеб лисичкин. Отведай!
Осторожно попробовала и начала есть.
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»
(Лисичкин хлеб.)
— «Курица непобедима, когда она, пренебрегая опасностью, бросается защищать своего птенца.
…Мы зовём нашу чёрную наседку за необычайную её родительскую заботу при защите детей, за её клюв-пику на голове Пиковой Дамы.»
(Пиковая Дама.)
— Какие открытия для себя сделали?
б) Чтение детьми мини-зарисовок о солнце, о росе, о ветре и т. д. .
( Карточки у детей на парте.)
— Какие открытия дарит автор?
в) Чтение текста «Птицы и листья».
(Карандашом отметить слова-действия главных героев этого рассказа:
«…летят, не находят покоя, перебегают, кружатся. вихрятся, носятся, попадают в течение ветра, мчатся,,,»)
г) Представление детьми литературы, содержащей произведения М. Пришвина.
( Выставка книг, представление произведений, чтение мини-отрывка из произведения.)
10. Знакомство со статьёй С. Я. Маршака о М. М. Пришвине.
11. Итог урока.
— Где пригодятся знания, полученные в ходе работы над текстами?
— Какие открытия вы для себя сделали?
— Можно ли на этом уроке останавливаться на знакомстве с произведениями М. Пришвина?
— Кто хотел бы продолжить читать с карандашом в руке произведения Пришвина?
— Что на этом уроке вам было интересно?