Конспект урока по Литературе «Последняя крепость, или ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»» 8 класс


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

(по учебнику В.Я. Коровиной)


Тема урока: Последняя крепость, или ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Учитель: Прохорова Ирина Анатольевна, МОУ СОШ № 15 г. Жуковский МО


Цель: раскрыть тему любви в романе с точки зрения христианской, евангельской.


Задачи:

1. совершенствовать навыки анализа текста (эпизода);

2. развивать познавательную активность учеников;

3. упражнять в умении строить монологическое высказывание — рассуждение;

4. воспитывать внимание к художественному слову;

5. помочь осознать ценность семьи.


Методы и приемы:

Беседа, различные виды чтения (домашнее, комментированное, чтение учителя), словарная работа, сопоставительный анализ


Приборы и материалы:

  1. Картина «Возвращение блудного сына» Г. Доре в качестве эпиграфа к уроку

  2. Школьный этимологический словарь (авт. — Н.М. Шанский, Т.А. Боброва, М.: Дрофа, 2006)

  3. Евангелие – на партах

  4. Распечатки 1 и 14 глав романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – для гостей: учителей и родителей


Ход урока


1. ВВОД В ТЕМУ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

«Пройдите по коридорам. Послушайте у дверей классов. В одном – разговор об истоках греческой трагедии, в другом – грамматические упражнения, в третьем – хор голосов, спрягающий французские глаголы… Еще в одном – тишина: решается математическая задача. Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени, тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было огорчений, все можно вынести, потому что нет ничего более прекрасного, чем школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь происходит нечто очень важное – молодежь вступает в мир знаний». (Бел Кауфман)

Сегодня на уроке нам предстоит «нечто очень важное» — вслед за Пушкиным попытаться раскрыть вечную тему тему любви в романе «Капитанская дочка». (Запись на доске и в тетрадях С ПРОПУСКОМ ОДНОЙ СТРОКИ. На ней позже будет записан вариант названия, который предложат ученики).


2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

На прошлом уроке мы получили задание: найти в Евангелии, что говорит Господь о любви. Выбрать и прокомментировать то, что показалось вам особенно важным. Давайте выслушаем друг друга.

(На доске и в тетрадях записываются 2 главных заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и возлюби ближнего своего, как самого себя).


Помните, при каких обстоятельствах происходил разговор о 2-х заповедях? (Ученики вспоминают Евангелие от Луки, гл. 10 – разговор Иисуса Христа с законником). Какой вопрос возник следом? («А кто мой ближний?») И далее следует притча о добром самарянине. Вот и мы начнем с этого вопроса разговор о любви в жизни рассказчика, автора записок Петра Андреевича Гринева: а кто его ближний?


3. РАБОТА ПО ТЕМЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ: ВЫБОР ОБЪЕКТА.

(На доске и в тетрадях появляются записи, которые делают учащиеся, вспоминая «ближних» Гринёва: батюшка и матушка, Маша, Швабрин, Савельич, Пугачев, губернатор, семья Мироновых, Зуров… — имя Петра Гринёва располагается в центре, остальные имена – по кругу, соединяясь с ним линиями)

Каждая линия – это отдельный разговор. Не хватит урока, чтобы объяснить взаимоотношения Петра Гринёва со всеми, кто окружает его. И поэтому мы возьмем для исследования только одну линию.

О ней говорит художественный эпиграф к уроку (демонстрируется иллюстрация: «Возвращение блудного сына» Г.Доре).

Вы догадались, о чем пойдет речь? Да, о любви в семье, о взаимоотношениях отцов и детей. И для исследования мы возьмём две главы романа: первую и последнюю. Мир Петруши и мир Петра Андреевича.

Цель исследования – раскрыть тему любви в романе с точки зрения христианской: отцовства и сыновства.

Кстати, какие родственные слова сразу приходят на ум при слове отец? Отечество, отчество, отчий… (см. словарь В. Даля). А что означает слово сын? (см. этимологический словарь) Т. е. сын – буквально рожденный от отца, его плод… а яблочко от яблони… Проверим?


3. РАБОТА ПО ТЕМЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ: АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА. СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.


(В тетрадях и на доске заполняется таблица: мир Петруши – мир Петра Андреевича)

Вопросы (устно)

Мир Петруши, глава 1 (письменно)

Как зовут мужчин в семье Гриневых? Что означают их имена?

Отец – Андрей Петрович, сын — Петр Андреевич. Андрей – мужественный, Петр – камень. Имя – наследственное (т.е. в семье хранят память о роде.) Однако герои наследуют не только имя. Сын перенимает и личностные качества: вспомним сцену прощания отца и сына (…)

Как говорит Петруша о своей семье, братьях и сестрах? Что можно сказать о местоимении «нас» с точки зрения грамматики?

«Нас было 9 человек детей…

Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…» Нас – личное местоимении 1 лица. Герой отождествляет себя со своими братьями и сестрами, есть ощущение единства семьи, единения рода.

Какие обращения использует рассказчик по отношению к своим родителям? Как они его называют? О чем говорят обращения, принятые в семье?

Батюшка, матушка. Петруша. Ласковые обращения говорят о любви и нежности между всеми членами семейства.

Найдите ключевые слова, помогающие нам представить мир детства нашего героя.

Змей из географической карты, голуби, чехарда…

Игры, тихие семейные вечера: матушка варила медовое варенье, батюшка читал Придворный календарь (который матушка, знавшая наизусть его свычаи и обычаи, всегда норовила засунуть подальше).


Какой краской окрашены воспоминания героя о детстве? Найдите подсказки в тексте

Однажды осенью… матушка варила медовое варенье…

Желтый, ясный мир детства. Золотое время

Какие строки говорят о взаимной любви родителей? Об отеческой и материнской любви?

матушка, знавшая наизусть его свычаи и обычаи…

Авдотья Васильевна – Андрей Петрович…

мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу…

матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили…

узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства…

матушка в слезах наказывала мне беречь здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей…

Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет…

Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь…

(ученики комментируют прочитанное)

Какой вывод мы сделаем о взаимоотношениях в семье Гриневых?

Семья счастлива, в ней царят мир, согласие и любовь


Если в семье царит любовь, как объяснить желание Петруши покинуть семью: «Трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе»? Какой путь проходит Петруша, оказавшись на свободе?

Что довелось ему пережить?



(Запись на доске в столбик, под таблицей – по центру.

***Дуэль, бунт, виселица, арест, тюрьма, суд. Смерть близких. Предательство. Любовь).

Как вы думаете, почему герой, едва переступил порог отчего дома, подвергается таким испытаниям? (В размышлениях ученики отмечают, что без отделения от родительской семьи и жизненных испытаний не происходит взросления молодого человека. То, как он усвоил семейные уроки, проверяется самой жизнью, собственными взлётами и падениями).

Перечитайте конец романа (гл. 14). Петруша стал Петром Андреевичем. Он сам глава семьи. Что можно сказать о его семье? Какие слова рисуют нам эту семью?


Мир Петра Андреевича,

гл.14 (письменно)

Выводы, комментарии (устно)

из семейственных преданий известно…

хранят письмо Екатерины II за стеклом и в рамке; хранят рукопись деда.

Предания – то, что передается из поколения в поколение. Хранится, так как имеет ценность. Если в семье имеется память рода, значит, семья крепкая и дружная, в семье живет любовь.

Потомство их благоденствует в Симбирской губернии…

Благоденствует, т.е. процветает. Буквально: переживает добрые (благие) дни.

село, принадлежащее 10-м помещикам.

Нередко между близкими людьми возникают имущественные споры, ссоры из-за наследства. И то, что одно село принадлежит 10-м помещикам, говорит об их любви друг ко другу, мирном устроении души, отсутствии всякой зависти и стяжательства. Поистине такие люди могут благоденствовать!


Итак, Петруша вернулся к тому, от чего бежал. Почему? ( Имея за плечами опыт жизни, начинаешь ценить простые семейные радости, понимая, что среди бурь и гроз, потрясающих государство, семья – последняя крепость любви, мира, покоя). Подтвердились ли наши рассуждения о том, что сын – плод отца?

Человек отрывается от родительского дома и уходит на страну далече, чтобы повзрослеть. Это – необходимый путь человека. Но, если в детстве были заложены правильные установки, если семья дарила любовь и покой, человек, обогащенный опытом взрослой жизни, приходит к тем ценностям, которые существовали в его семье. (См. эпиграф – перед нами не просто отношения отцовства и сыновства, перед нами возвращение блудного сына).


6. ИТОГИ.

Как же, на ваш взгляд, раскрывается в романе тема христианской любви?

Какое название сегодняшнему уроку вы бы предложили?

(Запись темы на пропущенной строке. Один из вариантов дан в начале конспекта)


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Рассмотреть самостоятельно линию «Пётр Гринёв – Маша Миронова». Подготовить развёрнутое выступление на тему любви Петра Гринёва и Маши Мироновой в романе А.С.Пушкина. Продумайте цель высказывания, аргументы, выводы. Постарайтесь привлечь внимание слушателей. Как?..


8. ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК.


ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ:

1. ЕВАНГЕЛИЕ

2. Учебник-хрестоматия «В мире литературы» для 9 класса под общей редакцией А.Г.Кутузова

3. Школьный этимологический словарь русского языка Н.М. Шанского и Т.А.Бобровой

4. Аттестация учителей русского языка и литературы. Методические рекомендации под общей редакцией Л.Я. Олиференко


Свежие документы:  Школьная олимпиада по литературному чтению 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: