Урок обучения грамоте для 1 класса (литературное чтение) «Звуки [р][р,] и обозначение их буквой Рр»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

















Конспект урока по обучению грамоте

В 1 классе

УМК «Начальная школа XXI века»



Тема урока:

«Звуки [р] [р,],

обозначение их буквой «Рр»











подготовила

учитель начальных классов

Волкова Наталья Александровна


г. Энгельс

2012

Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в

соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами

технологии уровневой дифференциации.


Тип урока: урок – открытия нового знания.


Задачи урока: образовательные:

  • познакомить с буквой Р р;

  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

развивающие:

  • развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);

  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).

воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.


Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.


Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа

  • парная

  • индивидуальная


Средства обучения:

  • у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;

  • у учащихся – учебник «Букварь», рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.


Ход урока

(технологическая карта)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

I. Организационный момент.























II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.





















































































III.Постановка учебной задачи.





















































































































IV.Построение проекта выхода из затруднения.



























































V.Первичное закрепление.































































































VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.









































































VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)












-Какой сейчас урок?



-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.











1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?



-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?







-Чем отличаются гласные от согласных?

















-Сколько знаете гласных букв?

-А гласных звуков? Назовите.





-Назовите изученные согласные.

-Все ли буквы нам известны?

-Хотите познакомиться с новой буквой?





  • Физкультминутка для глаз



2. Чистоговорка. (слайд №2)







-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?



-С какой буквой познакомимся на уроке?



1. Звуковой анализ слова «рыба», «речка».

-Отгадайте загадку:

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».



-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба».

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?





-Какой фишкой обозначим?



-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?







-Назовите третий звук.

-Какой это звук?





-Какой фишкой обозначим?

-Назовите последний звук?

-Что знаете о нем?







Аналогично проводится анализ слова «речка».

Загадка.

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

-Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр» (слайд №7)

-Почему здесь две буквы «эр»?







-На что похожа буква «эр»?

(слайд №8)



«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

В.Степанов

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]









-Определите, твердый или мягкий это звук?



2. Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками [р], [р,]





-Составьте звукобуквенную модель слова с новыми звуками.

3. Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

«Мы ладонь согнем дугой

И прижмем её к другой,

И у нас у всех теперь

Получилась буква «Р».



4. Работа в тетрадях для печатания.





5. Работа по учебнику (с.66)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать предложения, найти и прочитать имена;

2 группа – прочитать слоги по

строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –

окошечки».



6. Коллективная работа.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

-Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

-Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

-Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

-Прочитайте только имена.



7. Физкультминутка

«У реки росла рябина

А река текла, рябила.

Посредине глубина

Там гуляла рыбина.

Эта рыба, рыба – царь

Называется пескарь».

-Назовите слова с новым звуком.







8. Работа с текстом.

«На рыбалке».

Митя и Леша удили рыбу.

Вот ёрш и карась.

А это пескарь.

Дети кладут рыбу в ведро.

Мурзик будет рад улову.



-Как называется рассказ?

-Кто прочитает?





Работа по вопросам.

-Кто удил рыбу?

-Какую рыбу они поймали?



-Куда дети кладут рыбу?

-Кто будет рад улову?

-Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]











9. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

  • Закрепление зрительного образа буквы Р.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Р.

  • Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

-Прочитайте получившиеся слова.



-Чем похожи эти слова?





-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

-В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?



-А мягкий согласный звук?

  • Задание «Напиши»

-Впиши букву Р.

-Прочитай получившиеся слова.









-Что общего у всех слов первой строчки?





-С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква Р?

-Что было интересным на уроке?

-Возникали затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу

-Урок обучения грамоте.



-Хорошее.



























-Красным и синим.

-Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.



-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

-А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.



-Десять.



-Шесть: [а],[о],[у],[ы],

[и],[э].

-М, Н.



-Нет.

-Да (учащиеся готовы к продолжению работы)







Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

-[р] и [р,]





— С буквой Рр.











-Рыба.

(слайд №3)









-[ р]



-Твердый, согласный звук.



-Синей.

(слайд №4)

-[ы]



-Гласный, обозначим красной фишкой.



-[б]

-Твердый, согласный звук.



-Синей.

-[а]

-Гласный, обозначим красной фишкой.







-Речка(слайд №5)

(№6)









-Печатная большая, печатная маленькая.





-Парус, ромашка.











-Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.



(учащиеся определяют)





-Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.



























Учащиеся печатают букву Рр.

































-Марина, Нина, рана, имена.

-Нина, Марина.



























-Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.





















-На рыбалке.

Чтение читающими детьми вслух.



-Митя и Лёша.

-Ерша, карася, пескаря.

-В ведро.

-Мурзик.

-Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.

































-Море, нора, рама.





-Есть звук [р] и [р,]



-Нет.





-Нора, рама.







-Море.





Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.



Имена людей.









-Рр



-[р],[ р,]



Фронтальные ответы детей.

-Да.

-Да.

-Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.



































































Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.





























































































Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.





















Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.









































Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

















































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Список использованной литературы

  1. Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2011 г.

  2. Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2011 г.

  3. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2011 г.

  4. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента — Граф», 2011 г.

  5. И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.

12


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 1 класса «Знакомство с библиотекой. Сказки В.Г.Сутеева»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: