Конспект урока для 4 класса «Письменное сложение многозначных чисел»


Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 13 г. Орши»



Учитель начальных классов

Лазбенёва Марина Фёдоровна.








Цель: найти приём быстрого (рационального) сложения

многозначных чисел.


Задачи: — создать условия для самостоятельного открытия правила

письменного сложения многозначных чисел;

— формирование умения воспроизводить полученные знания

в практической работе;

— создавать условия для применения алгоритма в изменённой

ситуации (при решении задач);

— создавать ситуации для повышения познавательной активности

учащихся;

— создать ситуацию рефлексии;

— содействовать развития логического мышления, внимания,

умения строить высказывания с использованием

математической терминологии;

— создавать условия для воспитания интереса к истории своей

страны, чувства патриотизма.


Ход урока.


1. Организационный этап.


* Готовность к уроку.

* Приветствие: — уверенность в силах учеников;

— спокойствие и смелость;

— вдумчивость и рассудительность.


Поезжай за моря – океаны.

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.


Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля…

М. Исаковский.


— На уроке математики вы узнаете много интересного о нашей стране – Беларуси: статистические и географические сведения, интересные научные факты.


2. Устный счёт.


*** Страны – соседи Беларуси.


Работа в группах: решить примеры на карточках. Расположить ответы

в порядке возрастания. Прочитать, какое слово получилось.

П

7000∙2

О

5000+13000

Л

40000-11000

Ь

36000+8000

Ш

60000-15000

А

90000-31000

Р

18000+5000

О

100000-75000

С

27000+14000

С

90000-49000

И

24000∙2

Я

38000+12000

Л

21000-13000

А

5000+13000

Т

19000+11000

В

72000-12000

И

45000∙2

Я

128000-25000







Л

48000-40000

И

100000-7000

Т

95000+7000

В

100000+3000

А

90000+60000

У

22000+6000

К

13000+17000

Р

42000+5000

А

50000-2000

И

30000∙2

Н

100000-30000

А

50000+30000









— Какие слова получились? Что они означают?

— Правильно, это страны – соседи Беларуси. Поместим названия стран на карту, ориентируясь по цветным знакам.


*** Города Беларуси.


1) Чтение и запись многозначных чисел.

Повторение разрядов и классов.

Записать числа, в которых:

1) 1 ед. кл. тысяч, 67 ед. кл.единиц;

2) 9с., 7 д., 4 ед.

3) 8 ед. 3разряда, 6 ед. 2 разряда, 2 ед. 1 разряда;

4) 12 сотен, 67 единиц;

5) 1 тысяча, 19 единиц;

6) 1 ед. 4 разр., 1 ед. 3 разр., 4 ед. 2 разр., 2 ед. 1 разр.

7) 1 тысяча, 1 сотня, дес. в 2 раза больше, чем сотен, единиц в 4 раза больше, чем десятков.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Сравнение десятичных дробей" 5 класс


1067, 974, 862, 1267, 1019, 1142, 1128.


— Что могут означать эти числа?

— Это года образования белорусских городов.

1067 г. — Минск, Орша

974 г. — Витебск

862 г. — Полоцк

1267 г. — Могилёв

1019 г. – Брест

1142 г. — Гомель

1128 г. — Гродно.


— У городов, как и людей, есть возраст. На территории Беларуси есть очень древние города, а есть очень молодые. Как узнать возраст города?

— Сосчитаем, сколько лет этим городам.


Коллективно: 1067 =

2013 — 974 =

862 =



Карточки:


Узнай возраст городов:

Могилёва 2013 – 1267=

Бреста 2013 – 1019=

Узнай возраст городов:

Гомеля 2013 – 1142 =

Гродно 2013 – 1128 =


— Назовите возраст городов.

Минску – 946 лет Витебску – 1039 лет Полоцку – 1151 год

Могилёву – 746 лет Бресту – 994 года Гомелю — 871 год

Гродно – 885 лет


— Какой из этих городов самый древний?

— Почему число 1151 самое большое?


3. Постановка целей урока.


* Население Беларуси.

— На территории Беларуси проживают люди различных национальностей: белорусы, русские, украинцы, евреи, молдаване…


— Самый большой по численности населения — это город Минск. В этом городе проживает 1729000 человек. Второе место занимает город Гомель – 515000 человек.

Карточки с числами – на доске.

— Сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем? Сосчитаем устно.

1000000

700000 + 500000 = 1200000

——————-

2200000

20000 + 10000 = 30000

——————-

2230000

5000 + 9000 = 14000

———————

2 244 000 человек.


— Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему?

— Что же делать?

Цель урока: найти приём быстрого (рационального) сложения

многозначных чисел.


4. «Открытие» нового знания.


— Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?

Письменное сложение многозначных чисел.

— Повторим алгоритм письменного сложения многозначных чисел.


— Перенесите этот приём на многозначные числа.

Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.


5. Первичное закрепление.


*** Работа по учебнику.


— Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр. 139 №2(таблица).


Решение примеров по рядам:

1 ряд — 1 пример; 2 ряд — 2 пример; 3 ряд — 3 пример.

Один ученик работает у доски. Остальные примеры проверяем с места.


***

— Беларусь находится в Европе. Она занимает 2100 части всей площади Европы. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?

Свежие документы:  Конспект урока математики «Число и цифра 4»

— Узнать площадь Беларуси можно путём сложения площадей областей.


Каждый ряд находит общую площадь двух областей:

1 ряд – Могилёвской и Минской (69 800 км²)

2 ряд — Гомельской и Гродненской (65 400 км²)

3 ряд — Брестской и Витебской (72 400 км²)


— Если сложить эти три числа, то получится общая площадь Беларуси. Она составляет 207 600 км².

Карточка с числом – на доске.


— По размерам территории Беларусь – средняя европейская страна. Есть страны, большие её по площади (Украина, Испания), а есть меньшие (Венгрия, Австрия).



**** ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***


Для глаз: — пройти глазами по границе нашей страны, следя за флажком на

указке;

— найти города: Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Брест, Гродно.


Разминка: Давайте, ребята, учиться считать.

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Хорошее дело – смелей прибавляйте,

Плохие дела – поскорей вычитайте!

Урок наш научит вас точному счёту,

Скорее, ребята, скорей за работу!


6. Решение задач.

— Какие формы земной поверхности встречаются на территории Беларуси?

— Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.

На доске – текст задачи.


Возвышенности занимают 41 520 км², низменности – на 27 580 км² больше, чем возвышенности, а равнины – на 27 780 км² больше, чем низменности. Какую площадь занимают равнины?


Один ученик делает анализ задачи у доски. Решение задачи – самостоятельно в тетради. Проверка – с места.


Возвышенности — 41 520 км²

Низменности — 69 100 км²

Равнины — 96 880 км²

Все эти сведения вывешиваются на доску.


7. Игра «Неизвестное число».


х + 100 = 200 х — 100 = 400

— Какое число я задумала? Как его нашли? Почему?

— Знание этих правил пригодится вам при решении уравнения.


8. Решение уравнения.


— Какие реки протекают на территории Беларуси? В нашем городе? А кто из вас знает длину реки Днепр? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.


Если к длине реки Днепр прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 3 311. Найдите длину реки Днепр.

х + (3750 – 2640) = 3311


— Общая длина реки Днепр составляет 2 201 км.

Сведения вывешиваются на доску.


8. ТЕСТ.

— Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить тест.


У каждого ученика тест лежит на парте.

Свежие документы:  Конспект урока по математике в 4 классе "Решение задач"

1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?

а) с любого б) с единиц в) с самого большого

2. Какой пример удобнее решить в столбик?

а) 50000+15000 б) 100000+1000 в) 13751+12467

3. В каком примере допущена ошибка в записи?

а) 27175 б) 24012 в) 307307

+ + +

31221 3713 120134


— Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).

— Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?





9. Домашнее задание.

— Умение складывать в столбик вы будете отрабатывать и дома.


Стр. 140 № 8 (задача)


Стр. 139 № 3 (1 и 2 уравнения)


10. Итоги урока.

11. Рефлексия.


— Анализируем работу на уроке по вопросам на карточках



  • Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?

  • Что получилось?

  • Где и почему возникли трудности?

  • Как преодолели их?


— Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: