Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока математики в 3 классе
«Объединение множеств. Знак U»
Подготовила
учитель начальных классов
Козикова Наталья Сергеевна
г.Козьмодемьянск
2013
Объединение множеств. Знак U
Цель: знакомство учащихся с операцией объединения множеств и знаком для ее записи, закрепление навыков устных и письменных вычислений.
Оборудование: тетрадь-учебник, карточки для групповой работы, презентация
Ход урока
– Прежде чем мы начнём нашу совместную работу, прошу вас прослушать одну притчу:
Жил-был мудрец, который всё знал. Один человек хотел доказать, что мудрец далеко не всё знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “ Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
– А вы как думаете, что сказал мудрец? Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
– В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой каждый ребёнок, чувствовал себя хорошо.
2.Устный счет. Актуализация знаний.
1) Задача на внимание:
Группа туристов состоит из 6 иностранцев. Они говорят только по-французски или по-английски. 3 человека говорят только по-английски, 2 человека только по-французски. Сколько человек говорят на двух языках: и по-французски, и по-английски? (Слайд1)
2) По группам выполните задания. Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово. (Слайд 2-4)
1 группа:
Е 2х8 С 3х6 Т 4х5 Ж 27:3 О 49:7
В 5х9 Н 36:9 М 24:8 О 8х7
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 группа:
Р 36:6 С 48:6 Е 28:4 Н 5х8 Е 7х9
Е 7х3 Е 35:7 И 7х6 Е 54:6 П 24:8 Ч 6х2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 группа:
Е 9х7 Ъ 15:3 Н 4х4 О 14:7 Е 18:3
Е 4х64 И 7х8 И 54:6 Б 32:8 Н 5х6 Д 42:6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Какое слово получилось у первой группы? (МНОЖЕСТВО).
-Что такое множество? (Это группа предметов с общим названием, собранных вместе).
Какое слово получилось у второй группы? (ПЕРЕСЕЧЕНИЕ)
-Что такое пересечение множеств? (Это когда множества имеют общие элементы).
Какое слово получилось у третьей группы? (ОБЪЕДИНЕНИЕ)
3. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока.
-Мы знаем, что такое объединение множеств? ( Нет) (Проблема!)
-Что нам предстоит узнать на уроке? ( Какое действие мы называем объединением множеств и каким знаком будем обозначать новую запись.).
-Сформулируйте тему нашего урока. ( Объединение множеств.)
4. Открытие новых знаний.
— Посмотрите на экран. Перед вами множество звезд. По каким признакам мы можем разделить их на части? (по цвету; по размеру)
— На доске макет звездного неба, покажите при помощи диаграммы Венна множество больших звезд.
— Назовем это множество множеством А.
— А теперь покажите на диаграмме множество звезд красного цвета. Сравните результат с диаграммой на экране.
— Назовем это множество множеством В.
— Какая из звезд является пересечением множеств А и В. Запишите это высказывание при помощи математических знаков.
Если о множествах А и В сказать одним словом «звезды», какую часть выделим из этих множеств?
Предположения детей.
Обведите одной замкнутой линией все звезды, входящие в оба множества.
Учитель объясняет:
– В это понятие входят все элементы из обоих множеств (А и В), значит, надо выделить в одно целое оба множества, то есть объединить их. Для записи объединения множеств мы будем использовать знак U
Кто теперь сможет сам записать чему равно объединение множеств А и В. Запишите.
Какой вывод можем сделать? Что называется объединением множеств?
Учащиеся делают вывод:
Объединением множеств называется множество всех элементов, принадлежащих данным множествам.
— Давайте сравним наши открытия с выводами ученых. Откройте учебник на с. 34 (чтение правила сильными учащимися)
— Что вы можете сказать? (наши выводы совпадают)
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
1)Самостоятельная работа.
Самостоятельно выполняются задания 4 (1 ученик у доски), 5 на с. 34 (проверка в парах).
— Проверьте своего товарища по образцу на экране.
2) Коллективный разбор заданий 6, на с. 34.
Задание 6.
D U E = {a; м}
D U E = {a; е; м; к; б}
-Число элементов объединения двух множеств А и В равно сумме чисел элементов каждого из этих множеств, уменьшенной на число элементов пересечения.
(4+3) – 2 = 5 (элементов).
6. Закрепление навыков устных и письменных вычислений.
Задание 9, с. 35.
Задание выполняется на доске и в тетрадях с комментированием.
а) 72 : (18 : 3) = 12 (ов.)
Задание 12, с. 36.
Составить программу действий и вычислить.
Выполняется в парах. Комментируется.
1 4 6 2 5 3
а) (714 – 649) · 7 – (95 : 19) · (68 : 2) = 285;
7. Итог урока. Рефлексия.
-Какое действие с множествами было сегодня на уроке новым?
-Что значит объединить множества? (Перечислить все элементы)
Что понравилось на уроке?
Достигли вы намеченных целей?
Что вызвало трудности?
У вас на партах лежит «Скала самооценки», отметьте флажком, какую высоту вы покорили сегодня на уроке.
1 высота «Я здесь!»
2 высота «Я справлюсь!»
3 высота «Я уже здесь!»
4 высота «Я стараюсь!»
5 высота «Я молодец!»
Вспомните слова мудреца: “Всё в твоих руках”, (учитель дарит всем детям бабочек)
– Спасибо за работу. Урок окончен.
-Задание на дом. Задание 9(б),12(б)
Используемая литература:
Петерсон Л.Г. Учебник — тетрадь по математике для 3 класса, — М.: «Ювента», 2011г.
Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , — М.: «Ювента», 2011г