Конспект урока математики в 6 классе по теме «Коэффициент»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

Кунгурского района Пермского края










Конспект урока по математике
в 6 классе

«Коэффициент»









подготовила

учитель математики

Филиппова Юлия Александровна







с. Калинино

2014

Урок математики по теме «Коэффициент» 6 класс


Тип урока – урок открытия нового знания

Цели урока:

1. формирование понятия коэффициент, умения определять его в буквенных выражениях;

2. повторение и закрепление переместительного и сочетательного свойства умножения, правила знаков, правила умножения рациональных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;

3. тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

4. развитие внимания, памяти, речи, коммуникативных умений.


Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Что мы изучали на прошлом уроке? (изучили правила раскрытия скобок, все действия с рациональными числами)

— Была ли успешной ваша работа?

— При решении упражнений вы использовали выражения? (да)

— Какие выражения вы знаете? (числовые и буквенные)

— Вы все о них узнали и изучили? (Наверное, нет)

— Сегодня нам предстоит узнать новое о числовых и буквенных выражениях. Как вы будете это делать? (повторим необходимые знания, выполним пробное действие, поймем причину своего затруднения, откроем новое и закрепим новые знания)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

— С чего начнем работать на уроке? (с повторения необходимых знаний)

На доске написано следующее задание:

; ; ;

; ; .

— Верно ли утверждение, что каждое найденное произведение будет отрицательным? (да)

— Почему? (потому что в каждом выражении по три отрицательных множителя)

— Вычислите удобным способом значения выражений:

; ; .

— Назовите полученные результаты в порядке возрастания (-50; -40; -30).

— Установите закономерность и продолжите ряд на три числа (каждое следующее число на 10 больше: -20; -10; 0)

— Назовите самое маленькое число в данном ряду (-50)

— Представьте это число в виде произведения двух множителей, трех множителей, четырех множителей.

— Упростите выражения:

; ; .

— Что интересного заметили? (каждое следующее выражение умножается на 4)

— Установите закономерность и назовите следующее выражение.

На доске записано пробное задание:

; ; .

— Упростите выражения:

; ; .

— Что вы можете сказать? (все значения выражений равные)

— Почему? (третий множитель одинаковый, первый множитель делится на 2, а второй множитель умножается на 2)

— Что вы повторили? (…)

— Теперь я хочу предложить вам пробное задание. Какова цель задания? (выполняя задание, мы поймем, чего мы не знаем)

— Определите коэффициенты каждого из трех последних выражений.

Учащиеся предлагают свои варианты коэффициентов данных выражений.

— Обоснуйте свой ответ (мы не можем объяснить, почему данные числа являются коэффициентами)

— Молодцы, вы правильно зафиксировали свое затруднение.

3. Выявление причины затруднения

— Значит, что вы не знаете, что необходимо для решения данной задачи (мы не знаем определение коэффициента и не умеем его находить)

4. Построение проекта выхода из затруднения

— Значит, какая ваша цель? (узнать, что такое коэффициент выражения, и научиться его находить)

— Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Коэффициент»)

— Какие шаги вы предлагаете для решения двух вопросов: название числового множителя и способ его вычисления? (проанализируем и сравним выражения, затем попробуем дать определение коэффициента, сравним свое определение с эталоном из учебника, построим алгоритм вычисления коэффициента)

На доске фиксируем шаги действий:

  1. Анализ и сравнение буквенных выражений и выдвижение гипотезы о том, что такое коэффициент.

  2. Построение определения коэффициента и сравнение его с эталоном в учебнике.

  3. Построение способа нахождения коэффициента.

— Предлагаю поработать в группах (на работу отводится 5 минут).

5. Реализация построенного проекта

Учащиеся в группах действуют по плану. Затем представители групп объясняют результаты своей работы.

— Какая группа готова рассказать о первом шаге? (вторая)

В процессе анализа мы обратили внимание на число -140 – оно одинаковое во всех выражениях. Значит, когда мы упрощаем выражение и находим значение числового множителя, мы видим общее свойство. Мы предположили, что это число как раз и является коэффициентом.

— Все согласны? (да)

— Есть что добавить? (да множители в выражении можно назвать переменными и постоянными, то есть числовыми; коэффициент – числовой множитель)

— Молодцы, вы меня порадовали своими ответами! Посмотрим, как вы пройдете второй шаг? Слово первой группе.

Мы предположили, что коэффициент можно определить тогда, когда выражение записано как произведение числа и буквенных множителей, и что коэффициентом является числовой множитель. Мы сравнили свое определение с определением в учебнике на с. 221 и увидели, что мы рассуждали правильно.

— Какие будут дополнения? (мы пришли к такому же выводу)

На доске и в тетрадях записывается определение коэффициента.

— О следующем шаге нам расскажет третья группа.

Мы рассуждали самым простым способом, а именно, проанализировали, как мы получили числовой множитель в буквенном выражении:

1. Упростили буквенные выражения, используя переместительное и сочетательное свойство умножения.

2. Нашли произведение числовых множителей.

3. Получили коэффициент.

— Убедите меня, что вы глубоко осознали новый материал. У любого выражения существует коэффициент? (должен быть у любого)

— А у выражений и он есть? (да, нет)

— Его можно представить в виде произведения числового и буквенного множителей? (да, у них коэффициенты 1 и -1)

— Какой можно сделать вывод? (любое буквенное выражение имеет коэффициент)

— Молодцы! Все группы отлично справились с работой. Вы разрешили затруднение? (да)

— Поставленной цели достигли? (пока нет)

— Какой следующий шаг? (закрепить полученные знания)

6. Первичное закрепление во внешней речи

— Для этого выполним следующие упражнения: № 1260, 1261.

— Какой будет следующий шаг? (надо выполнить самостоятельную работу)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Самостоятельную работу выполняем по вариантам. Карточка с самостоятельной работой раздается учащимся.

I вариант

II вариант

Найдите коэффициенты в выражениях, подчеркните их.

Найдите коэффициенты в выражениях, подчеркните их.

— Время вышло, проверьте качество выполнения самостоятельной работы. Учащиеся проверяют самостоятельную работу по эталону, представленному на доске.

8. Рефлексия учебной деятельности

-Что нового узнали на уроке? (что такое коэффициент и как он обозначается)

— Вы достигли цели? (да)

— Что помогало вам в достижении цели урока?

— Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание

п. 40 № 1275, 1276 (а, в)

Список использованной литературы


  1. Виленкин Н.Я. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011. – 288 с.: ил.

  2. Рудницкая В.Н. Математика 6 класс: рабочая тетрадь № 2. Рациональные числа. – М.: Мнемозина, 2009. – 98 с.

  3. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.: Просвещение, 2007. – 122 с.


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Решение задач на встречное движение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: