Конспект урока на тему «Римская письменная нумерация»

















Урок — проект

Тема: Римская письменная нумерация












Подготовила:

учитель начальных классов

Молявина Н.А.













Тема: Римская письменная нумерация.

Цель:

  1. Обеспечить применение учащимися знаний в записи римских чисел разными цифрами.

  2. Организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях.

  3. Содействовать развитию у учеников умения анализировать и делать выводы.

  4. Содействовать развитию у учеников умения осуществлять самоконтроль, самооценку.

  5. Развивать у детей умения общаться.


Оборудование: Карточки с записью римских цифр, карточки с заданием для самостоятельной работы, ордена Умники и умницы, плакат с правилами игры, карточки с правильными ответами.


Ход урока.


I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Повторение правил посадки за партой при письме.

  3. Запись числа в тетрадях. (Какое сегодня число, день недели?)

  4. Проверка выполнения домашнего задания.

Были ли затруднения при выполнении домашнего задания?

Выполнение домашнего задания я проверю в ваших тетрадях.


Ребята, сегодня мы проведем урок-игру «Умники и умницы».

Знания, смекалка, умение мыслить логически и нестандартно помогут вам получить особые знаки – ордена.

Чтобы получить орден I степени – ошибаться нельзя в течение всего урока. Для получения ордена II степени – допускаются неточности или 1-2 ошибки за урок. Вы должны быть внимательными, слушать и слышать друг друга и учителя.

А какая тема урока вы должны будете догадаться сами.


Прочитайте правила игры.


  1. Играй честно.

  2. Не злорадствуй, когда проигрывают другие.

  3. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.

  4. Будь стойким, не унывай при неудачах.


II. Сейчас мы проведем математическую разминку. В тетрадях пишем только одни ответы.

Найдите произведение чисел 6 и 8;

— 9 увеличьте на 7;

— Саша прочитал 7 страниц, а Миша в 3 раза больше.

Сколько страниц прочитал Миша?

— 32 уменьшите в 4 раза;

— Выразите в дециметрах 70 см;

— 1 час 15 минут выразите в минутах;

— Запишите число, в котором 7 единиц и 5 десятков;

— Сторона квадрата 6 см. Найдите его периметр.


Взаимопроверка. (Дети обмениваются тетрадями.)

Если нет ошибок, нарисуйте на полях солнышко. Если есть 1-2 ошибки – кружочек.

Обменяйтесь тетрадями. Поднимите руки у кого на полях солнышко? У кого кружочек?

Молодцы! Как много солнышек в нашем классе.


III. Работа с выражениями.

Ребята, как называются эти записи?

Вспомним порядок выполнения действий в выражениях, найдем значения этих выражений, на карточках есть правильные ответы. Ребята, вы можете выполнять самостоятельно.


96 – ( 25+23) : 8 – 30 = … 60 ц


54 : 6 + 81 : 9 = … 18 р


(48 – 24) : 6 + 54 : 9 = …10 ы


18 : 2 + ( 25-10) = … 24 ф


(36 + 4) * (25 – 24) = … 40 и


Сравните свои записи с записями на доске. (Если значения такие – нарисуйте на полях солнышко, если нет – кружочек)

Ребята, в какую группу можно объединить значения выражений? (Двузначные, четные числа).

Расположив в порядке убывания двузначные числа, вы узнаете о чем пойдет речь дальше.


ЦИФРЫ.


IV. Работа с цифрами.

— Ребята, какие цифры используют для записи чисел? (Арабские и римские цифры используют для записи числа)

— Какие цифры используют чаще? Почему?

— Где используют римские цифры?

(При решении задач, на циферблатах часов, на обложках книг, обозначают век.)

— С какими римскими цифрами вы знакомы ( I, V, X)

Ребята, может вы уже догадались какая тема урока? ( Ответы детей.)

Тема урока: Римская письменная нумерация.


Какие римские цифры используем для записи чисел, запишите выражением

1 ряд 27 XXVII = X+X+V+I+I

2 ряд 15 XV = X+V

3 ряд 8 VIII = V+I+I+I

От каждого ряда по 1 человеку выполняют задания у доски.

Проверка. Если вы согласны с записью, на полях нарисуйте солнышко. Если есть ошибки – кружочек.


Физ.минутка. (Для глаз)


— Вышли из-за парт. Поднялись на носочки, потянулись к солнышку.

Посмотрели в верхний правый угол, в верхний левый угол, на кружки по цвету.


V. Изучение нового материала.


Ребята, вы уже умеете записывать римскими цифрами числа до 39.

Прочитайте римские числа. V X XX XXXV .

— Запишите под ними арабские (у доски)


5 10 20 35 ? ? ?

— Установите закономерность в арабских числах.

Какое будет следующее число? Запишите!

(Каждое последующее число увеличивается на 5, 10, 15, 20 …)

— Как записать эти числа римскими цифрами?

( Ответы учащихся).

Ребята, чтобы записать большие числа римляне использовали другие цифры ( С L )

Догадайтесь, что обозначают эти цифры.


140 = СXL 150 = СL


Вспомните, как получили число IV XIV.


С – 100 L – 50 Как определили? ( Ответы нескольких учащихся)


Молодцы!



Пользуясь новыми цифрами, запишите римские числа:

50, 60, 80, 90

L LX LXX XC


А теперь самостоятельно


100- С 200 – СС 250- СС L


( 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях)

Согласны с этой записью? У кого так, на полях нарисуйте солнышко, есть ошибка – кружочек.



VI. Самый внимательный.


Мысленно переставьте местами одинаковые фигуры. Прочитайте написанное. ( Чертеж.)


Р



Ж



Где мы встречаемся с этим термином?

( При построении геометрических фигур.)


Слушайте задание.

Периметры неизвестных многоугольников равны значениям выражений.

Назовите эти многоугольники.



3*4 5 *2 + 3 * 2 3 + 4 * 2 3 * 5


(квадрат) (прямоугольник) (треугольник) (пятиугольник)


Молодцы! Вы были очень внимательны.




VII Самостоятельная работа.


А теперь, ребята, вам нужно проявить свою самостоятельность и выполнять задание.

У вас на партах лежат карточки.

На какие группы можно разделить эти выражения (Деление без остатка, деление с остатком)


81 : 9 = 69 : 8 =

48 : 8 = 39 : 6 =

18 : 6 = 70 : 8 =

80 : 8 = 52 : 5 =

72 : 9 = 23 : 4 =


Предлагаю вам выполнить задание по желанию в течение 2 минут.

— Кто хочет, находит значения выражений с остатком,

— а кто хочет – без остатка.


Результат запишите римскими цифрами !

(Самостоятельную работу я проверю позже.)


VIII Итог урока.

  1. Чем мы сегодня занимались на уроке?

  2. А теперь я предлагаю продолжить любое предложение:


Я понял….

Теперь я знаю…

Мне понравилось…..

Было трудно……


У кого на полях солнышко?

А у кого есть солнышко и кружочки ?



Молодцы!


Вручение орденов.


Д/з. Запись на доске.

С.167 №375, р.т. с.8 №15


Для записи больших римских чисел есть еще и другие цифры : 500 и 1000.

Если вы заинтересуетесь, то можете самостоятельно узнать обозначение этих чисел.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Газовые законы. Изотермический процесс»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: