Конспект урока по Математике «Действия с положительными и отрицательными числами»


ОТКРЫТЫЙ УРОК

Учитель высшей категории Николаева В.М.


Тема урока: «Действия с положительными и отрицательными числами».


Эпиграф: «Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретенные, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни».


Цель урока: 1) обобщить знание правил сложения, вычитания, деления, умножения отрицательных и положительных;

2) уметь применять правила при решении примеров и задач, с практическим условием;

3) навыки самостоятельной работы, навыки устного счета.


Оборудование: компьютер, проектор, доска, мел, газета по данной тематике (на стенде).


Класс заранее разбит на три команды, выбраны капитаны. Урок проводится в форме «Веселые старты».


I. Устный счет (приготовлен на доске).

Вычислить:

1) – 11 + 14 = 7)

2) – 10 – 16 = 8)

3) – 0,2 · (– 1,3) = а) найдите целые решения;

4) – 2 : 0,01 = б) положительные решения;

5) – 1 + (–2) + (–3) + (–4) = в) отрицательные решения;

6) – 1 – (–3) – (–4) + 6 = г) дробные решения.

Во время устного счета три ученика работают по карточкам.

Карточка №1. Решите уравнение

Карточка №2. Решите уравнение

Карточка №3. Решите уравнение

Во время устного счет обязательно проговариваем правила. Проводим итоги устного счета и карточек. По рядам подводим итоги.


II. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Капитаны команд получают задачи на карточках и решают их, а мы также займемся занимательной задачей.

«Некий торговец купил товар за 7 долларов, продал его за 8, потом опять купил, но уже за 9 и, наконец, продал за 10 долааров. Какова его прибыль?»

Задача разбирается, решение записывается на доске.

7 + 8 – 9 + 10 = 2.

Вызываем капитанов и опрашиваем по карточкам.

Карточка №1. «Во время пребывания космонавта в открытом космосе солнечная сторона его скафандра находится при температуре +140°, а теневая сторона при температуре –130°. Определите разность температур солнечной и теневой сторон скафандра».

Карточка №2. Шмели выдерживают температуру до –7,8°, а пчелы выше этой температуры на 1,4°. Какую температуру выдерживают пчелы?»

Карточка №3. «Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35° в гнезде температура не ниже 14°. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?»

Оцениваем капитанов, задавая вопросы по одному от каждого ряда: правила сложения, вычитания, умножения, деления положительных, отрицательных чисел.


III. Решаем вместе №1233 (б)

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Свойства вписанных четырехугольников"


Оцениваем активность рядов.


IV. Работа с таблицами (приготовлены заранее с обратной стороны доски).

а)

2,3

0,1

5

Расположите красные числа в порядке убывания, а синие числа в порядке возрастания.


7

8

3,5



4,2

1,4


Б) Заполнить пустые клетки

x

7


0,5



1

x


7,9






(–x)






5




Оцениваем ряды и слушаем историческую справку: «Когда и как появились положительные и отрицательные числа. Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые во II веке до нашей эры в связи с решением уравнений. Знаки «плюс» и «минус» они тогда не употребляли, а изображали положительные числа красным, а отрицательные синим цветом».

Оцениваем активность рядов.


V. Эстафета с последующей проверкой на экране.

1) – (…) = – 11; 8) Решите уравнение:

2) – (…) = 11; 9)

3) – (…) = 86; 10)

4) – (…) = – 71;

5) – (– (+ 1)) = … ;

6) – (– (– 2)) = … ;

7) – (– (– (– 5))) = … ;

Оцениваем скорость и правильность ответов.


VI. Несколько исторических сообщений:

  1. Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательные числа и если при решении уравнения получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.

  2. Вообще признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в. Была создана теория, по которой мы сейчас и изучаем отрицательные числа.

  3. Знаки «+» и «–» впервые употребил немецкий математик Ян Видман.

  4. Отрицательные числа – это долг; положительные числа – это имущество. В далеком прошлом так и делались расчеты между купцами.

Итак, встретились как-то Иван Тимофеевич и Тимофей Иванович.

И.Т. – Доброго здоровья тебе, Тимофей Иванович!

Т.И. – И тебе не хворать!

И.Т. – Не мешало бы нам рассчитаться!

Т.И. – Ну что же! Я не против! У меня 700 рублей и я должен тебе 400 рублей!

И.Т. – Согласен! А у меня 900 рублей и я должен тебе 600 рублей.

Вместе: Сколько останется у каждого после взаимных расчетов?

Класс думает и высказывается. Оцениваем по рядам.


VII. Подводим итоги урока, оцениваем ряды и награждаем победителей. Смотрим небольшую шуточную презентацию на данную тему урока.

«Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой».


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: