Конспект урока по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел» 5 класс


Урок в 5 классе по новому ФГОС

с применением Технологии развития критического мышления

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Дидактическая цель учителя: Создать условия формированию умения выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления и воспитанию культуры общения при групповой, фронтальной и индивидуальной работе.

Цель ученика: Будет уметь выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей и получат возможность оценивать правильность выполнения действий, согласно критериям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь сравнивать, складывать, вычитать, округлять десятичные дроби; знать и уметь применять десятичные дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимы коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные – уметь оформлять свои мыслив устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли полно и точно; уметь договариваться в совместном общении;

познавательные – уметь использовать схемы и таблицы; выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Стадии

Задания для учащихся

Вызов

I. Организационно-мотивационный момент (1 мин).

Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)

II. Определение темы и целей урока (2 мин).

На доске даны числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109

Парная работа. Составление кластера: в центре – название этих чисел, а вокруг расположить все действия, которые умеете выполнять с этими числами. (Составление кластеров, их обсуждение и определение темы урока).

Уметь складывать

Уметь сравнивать



Десятичные дроби





Уметь вычитать

Уметь округлять





Вывод цели: будем обобщать умения сравнивать, округлять, вычитать и складывать десятичные дроби при выполнении различных заданий и получим возможность оценивать правильность выполнения действий, согласно критериям.

III. Проверка домашнего задания (3 мин).

Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на этапе самоподготовки по образцу. Заполнить таблицу по ходу проверки: (+) — умею, (-) — не получилось, (?) — сомнения)

Задания

+

?

1297 (а). Округлите дроби до целых:

1,69 ~ 2; 1,198 ~ 1; 37,444 ~ 37; 802, 3022 ~ 802




1299. а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000;

меньше миллиона на 10: 999 990

б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000;

больше миллиона на 10: 10 000 010




1300 (а, б). а) 480 000 000 б) 1360 000 000




1326 (а, в).

а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38 в) z – 6,8 = 8,7 + 6,4

х + 2,8 = 4,1 z – 6,8 = 15,1

х = 4,1 – 2,8 z = 15,1 + 6,8

х = 1,3 z = 21,9 Ответ: 1,3; Ответ: 21,9




Вывод: надо повторить все правила действий с десятичными дробями.

IV. Актуализация опорных знаний. Устные упражнения (10 мин).


1) Устные упражнения. (Желающие по одному выходят к доске и заполняют, остальные оценивают)

Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:

а) ,61 7 г) ,62 6,8

б) ,35 2 д) ,32 0,27

в) ,51 9,2 е) ,5 3,41


2) Игра «По кругу молча». (Желающий ученик молча и непоследовательно показывает на число, а остальные учащиеся выполняют то действие, которое написано в овале.) На экране – задания:



Осмысление

V. Групповая работа.

Выполнение обучающимися заданий обобщающего и систематизирующего характера (15 мин). На доске написано слово «Рекорд».

Ребята, слово «рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».

Задание: Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса».

1) Выпишите только десятичные дроби.

2) Округлите дроби до единиц.

3) Запишите числа в порядке возрастания.

4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.

5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.

6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.

Текст. (раздается группам)

Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров.

На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгийский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе.


VI. Самопроверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо)

(3 мин). На доске: «Модельный ответ:

  1. 107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5

  2. 107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20

  3. 2,19; 19,5; 44,5; 107,18

  4. 107,18 – 2, 19 = 104,99

  5. 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37 ~ 173,4

  6. 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08


VII. Тест в 2 варианта (5 мин):

1 вариант.






2 вариант.


5) Дополнительное задание: задача из материалов ГИА, 9 класс (Демоверсия 2014г: модуль «Реальная математика» №14)

В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 9-х классов.



Мальчики

Девочки


Отметка

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Время, секунды

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9


Какую отметку получит девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5,36 секунды?

1) Отметка «5». 2)Отметка «4». 3)Отметка «3». 4)Норматив не выполнен.


VIII. Взаимопроверка: 1вариант— 1в; 2в; 3в; 4а. 2 вариант— 1г; 2г; 3б; 4в; 5. 2)


Рефлексия

IX. Формулирование выводов по изученному материалу (3 мин).

Каждый заполняет таблицу саморефлексии: Оцените свои умения и навыки выполнения действий по теме: (+) – умею, (-) –не умею, (?) – сомневаюсь, (!) – надо повторить или научиться и составьте задачи на следующий урок.

Умения

Критерии самооценки

+

?

!

сравнивать





округлять





складывать





вычитать





умножать





делить





Коллективное обсуждение и составление выводов.

X. Оценка результатов урока. Заполнение листа самоконтроля. Подведение итогов урока (3 мин).

Задание для самоподготовки: п. 30–33, повторить; дидактический материал, с. 71, № 258, 259, 260, 263.

Дополнительное задание: «Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна «магическому» числу 3».






1,2


1,4

0,7






Использованная литература:

        1. Учебник Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика 5 класс;

        2. Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. З.С. Стромова, О.В. Пожарская;

        3. Тестовые материалы для оценки качества обучения. И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова;

        4. Демовариант ГИА-2014г по математике. ФИПИ;

        5. Интернет-ресурс.



Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Признаки равенства треугольников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: