Конспект урока по математике «Статистика: дизайн информации» 9 класс


Муниципальное образование

Приозерский муниципальный район

Ленинградской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


188760. Ленинградская область, г. Приозерск, улица Северопарковая, дом 5

Тел./факс: (813-79) 36-137


Исх. №_________от __________20____г.





План – конспект урока — практикума по математике

в 9 классе по теме

«Статистика: дизайн информации».



Методическая информация

Тип урока:

урок закрепления нового материала- практикум

Цель урока:

 формирование объема понятий: статистика, статистические методы обработки информации

Задачи урока

  • образовательная: научиться систематизировать полученную информацию, оперировать основными понятиями статистики: общий ряд данных, ряд данных, объём измерения, варианта измерения, кратность измерения, частота варианты, сгруппированный ряд данных, мода, среднее статистическое, медиана. На конкретных примерах рассмотреть алгоритм нахождения указанных понятий.

  • развивающая: развивать способность обобщать, систематизировать информацию, замечать закономерности;

  • воспитывающая: воспитывать внимание, наблюдательность, аккуратность.



Методы урока:




1. По характеру познавательной деятельности: поисково-практический, деятельностный.

2. По виду источника знаний: словесно – наглядный, эвристический.

3. По форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа, практическая работа, зачетная работа.

Средства обучения:

Мультимедийная презентация, учебник «Алгебра 9», А.Г. Мордкович и П.В. Семенов, материалы сайта uztest.ru

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный;

б) по способу подачи информации: компьютерный контроль.

Оборудование:

Персональные компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация по теме урока, материалы сайта uztest.ru, принтер.

Знания, умения, навыки и качества, которые /приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны:

  • научиться группировать и частично анализировать имеющуюся информацию.

  • знать алгоритм нахождения основных понятий;

  • Основные навыки: находить числовые характеристики данных измерений.


Основные понятия

Варианта измерения, кратность варианты измерения, частота варианты, размах измерения, мода измерения, среднее значение, медиана.

Учебно-методическое обеспечение: 

Литература:

Мордкович А.Г. Алгебра . 9 класс.: В двух частях: Учеб. для общеобразовательных учреждений.-5-е изд. – М.: Мнемозина, 2009., И.С. Петраков «Математика для любознательных». Москва «Просвещение», 2000г. Н.С. Грищенко, Математика в школе 1993 г., № 3, №4 Математика в школе, 1983 г., № 1. Математика в школе 2005 г. №4 Я.И. Перельман «Занимательная алгебра».


Этапы урока

Организационный момент – 1 минута.

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

Этап мотивации – 2 минуты.


Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

Этап актуализации опорных знаний — 12 минут.

Цель этапа: активизация знаний учащихся по теме урока, подготовка к использованию их при решении задач.

Этап отработки навыков решения задач — 20 минут.

Цель этапа: закрепление алгоритма решения задач данного вида, выполнение тестового задания, консультирование отстающих, выполнение творческого задания.

Этап контроля знаний и умений — 5 минут.


Цель этапа: проверка знаний и умений, выставление отметок в электронный журнал, выступление учащихся с творческими заданиями.


Этап постановки домашнего задания – 2минуты

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия — 3 минуты.

Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, оценить адекватность самооценки учащегося.







Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика



1.



Организационный момент



Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяет, все ли учащиеся сдали тетради с домашней работой на проверку.

Объявляет тему урока « Статистика: дизайн информации» (Слайд 1).

Объявляет цель и задачи урока (Слайд 2).

Озвучивает план урока. (Слайд 3).




Приветствуют учителя. Подтверждают готовность к уроку. Знакомятся с целями, задачами, планом урока.



2.



Этап мотивации

Вчера мы познакомились с методами статистических исследований на примере результатов пробного ГИА нашего класса. Дома вы выполняли тренинги по нахождению числовых характеристик заданных измерений некоторых величин. Результаты домашней работы-отметки на экране. В дальнейшем вы сможете применить эти навыки на уроках физики, химии, биологии при выполнении лабораторных и практических работ, оформить результаты наблюдений и опытов; на уроках географии, истории, обществознания использовать таблицы и справочники, воспринимать информацию, представленную в графической форме. Эти умения необходимы каждому человеку, так как со статистическим материалом, представленным в различной форме, мы постоянно встречаемся во всех источниках информации, рассчитанных на массовую аудиторию,— в газетах, журналах, книгах, тв. и т. п.






Знакомятся с результатами выполнения домашнего задания.

На мультимедийном оборудовании демонстрируется страничка из электронного журнала сайта uztest.ru



N

Ученик



1 Аболишин Игорь 4 4

2 Абрамов Константин 5 5

И т.д.

3.

Этап актуализации опорных знаний

Закончилась зимняя олимпиада в Сочи. Мы все с особым вниманием и любовью следили за выступлением наших фигуристов. Особые чувства вызвало выступление вашей ровесницы Юлии Липницкой. Как формируется оценка фигуриста на соревнованиях? В составе арбитров есть группа технических специалистов, которые определяют, какие элементы выполнил спортсмен, и начисляют за них баллы, исходя из таблицы стоимости элементов. В этих таблицах чётко закреплено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. Также в задачу технических специалистов входит выявление всех ошибок, допущенных при исполнении элемента: недокрутов, падений, заходов на прыжки с неверного ребра и так далее. Перед вами все оценки , полученные фигуристом в произвольной программе. Какие вопросы и задания можно сформулировать для ряда данных измерения?

1,2; 2,3; 1,4; 3,4; 3,6; 1,2; 2,1; 1,4; 1,2; 3,8; 4,3; 3,5

Формулируя вопросы и задания используйте опорный конспект и следующие термины:

— измерение

— варианта

— кратность варианты

— частота варианты

— объём измерения

— полигон распределения данных

— интервальный ряд данных

— размах измерения

— мода измерения

— среднее значение


Используя материалы прошлого урока — опорный конспект, формулируют вопросы и задания типа:



  1. какая варианта имеет наибольшую кратность?

Ответ:1,2; кратность3

  1. постройте таблицу распределения данных

  2. определите объем измерения

ответ:12

  1. постройте график распределения выборки (полигон распределения)

  2. постройте многоугольник частот в процентах

  3. определите размах, моду, медиану, среднее статистическое значение данных измерения.




4.

Этап отработки навыков решения задач

А теперь для самоконтроля вам предлагается выполнить тест на сайте uztest.ru

Сразу после выполнения 5 заданий теста каждый ученик получает отметку за этот этап работы.

Освободившиеся ученики объединяются в группы по 3-4 человека и приступают к выполнению творческого задания.

Творческое задание:

  1. Возьмите за основу один ряд данных измерений, встретившийся в тесте и придумайте сюжет для статистического исследования данных.

  2. Выполните статистическую обработку подобранного материал (сгруппируйте информацию, постройте таблицу распределения данных и график распределения данных, постройте соответствующие круговые и столбчатые диаграммы, составьте паспорт данных). Результат выполнения задания нужно оформить на отдельных листах формата А4. Диаграммы можно построить с помощью табличного процессора Excel и распечатать на принтере. Рисунки для оформления работы можно найти в интернете и распечатать.

Во время индивидуальной работы учащихся, на интерактивной доске демонстрируется слайд 4.

Заходят на сайт, вводят логин и пароль, заходят в личный кабинет и приступают к выполнению теста.



После выполнения теста приступают к выполнению группового творческого задания с помощью табличного процессора Excel и распечатывают графики и диаграммы на принтере.



5.

Этап контроля знаний и умений


На интерактивной доске воспроизводятся результаты индивидуального тестирования и работы творческих групп. Выставляются отметки за работу на уроке каждому ученику.

(Приложение №1)

Гурбанов Адил 4 4

10 Дмитриева Олеся 5 5

11 Долгалина Юлия 5 5

12 Ермаков Александр 5 5

6.

Этап постановки домашнего задания

§19, №19.9 №19.21

Записывают в дневники

7.

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия –




















































Обсуждение работы групп



Свежие документы:  Рабочая программа по математике в 6 класс к УМК Виленкина Н.Я. 7 часов в неделю

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: