Урок по математике по теме
«умножение многозначного числа на однозначное».
Учитель начальных классов
Барковская Елена Валерьевна
Урок проведен в технологии деятельностного метода
( Л.Г. Петерсон)
Тип урока: ОНЗ
Открытие новых знаний
Цель урока:
Сформировать способность к умножению многозначного числа на
однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Задачи урока:
1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы
умножения на однозначное число ,правило умножения суммы на число.
2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
математическую речь.
3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,
обобщение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)
Цели: — мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа
высказывания, отражающего значимость математики;
— определить содержательные рамки урока: умножение много-
значных чисел на однозначное число.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:
« Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).
— Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
— Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).
Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).
— Вы готовы к работе? Тогда в путь.
— Пожелайте друг- другу удачи!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)
Цели: — повторить правило умножения суммы на число;
— тренировать вычислительные навыки.
Форма работы – фронтальная. (Слайд 6).
а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.
— 740.
— 704.
— 470.
— 407.
— Сколько сотен? Всего десятков?
— Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)
б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )
— Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.
— На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)
— Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )
— А что еще мы учились делать с многозначными числами? (сравнивали
— Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны.
в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (умножение) (Слайд 7).
— Давайте и здесь наведем порядок.
— Что общего во всех выражениях? (Все выражения на деление).
— Найдем значения этих выражений (по рядам).
5 * 4 240 * 100 800 * 900
12 * 7 30 * 5
— Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!
— А теперь попробуйте умножить устно
576 * 9=
/Затруднение!!!/
3.Выявление места и причины затруднения .(1 мин.)
Цели: — организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется
и фиксируется необходимость определения нового способа умножения
— согласовать тему и цель урока.
— Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно умножить, ведь мы повторили способы умножения.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8).
— Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
( Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9).
— Сформулируйте тему урока. ( Умножение на однозначное число. )
5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).
Цели: — организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа умножения;
— зафиксировать новый способ умножения в знаковой форме.
а- Откройте учебник на с. 1. Что вы видите под з. 1. Прочитайте задание.Прямоугольник, который разбит на 3 части.
— Объясните запись рядом с прямоугольником.Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину.Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.
— Какой способ умножения нам дает данное выражение.Умножение суммы на число.
— Как его можно прочитать.Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.
— Вернемся к нашему примеру: 576 х 9
-Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?
Число 576 раз разбивается на удобные слагаемые (500+70+6) . 9 и вычисляется по частям.
500 . 9+70 . 9+6. 9 = (4500+630+54) =5184
— Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное?Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.
— Удобна ли такая запись? Нет
— Посмотрим на следующую запись (2 столбик)
-Как получили слагаемые суммы?6 единиц умножили на 9, получили 54.Потом 9 десяток умножили на 9, получили 630.Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500Результаты сложили.
-А почему вычеркнули нули?Они не изменяют значение суммы.
-А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее?в 3-м.
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).
— Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).
О | |
2. Единицы пишем под единицами, |
|
десятки запоминаем. | Т |
3. Умножаем десятки. | К |
4. Прибавляем десятки, которые запомнили. | Р |
5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем | Ы |
6. Умножаем сотни | Т |
7. Прибавляем сотни, которые запомнили | И |
8. Записываем сотни и получаем “открытие” | Е |
-Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения. Открытие.
-Что же вы открыли? Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.
-Будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 значное число. Нет
-Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?
-Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.
-Сделаем вывод.
6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)
Цели: — зафиксировать способ действия при умножении многозначного числа на
однозначное;
— тренировать способность к выполнению у
Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .
а) – Теперь попробуйте вы письменно умножить многозначные числа на однозначные
Алгоритм умножения я буду подсказывать.
№ 3, стр. 1 а
7. Физминутка (2 — 3 мин.) ( Слайд 12)
«Лови снежинку».
8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
Цели: — тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
— проверить способность к умножению многозначного числа на однозначное.
— Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
с.1№3 б
— Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
-У кого возникли затруднения при выполнении задания? Отметьте на листе контроля после проверки.
9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)
Цели: — закрепить умение решать текстовые задачи;
— тренировать способность к безошибочному решению примеров на умножение;
— развивать творческие способности учащихся.
— Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?
— Решим задачу на с.2№4
(1 ученик у доски)
Чтение задачи
О чем говорится в задаче?
Что известно в ней? Что надо узнать?
Как графически изобразить условие задачи?
Как еще можно записать условие задачи? Какая запись удобнее?
Во сколько раз больше надо заплатить за 3 компьютера?
Как можно ответить на вопрос задачи?
-Как можно было по-другому записать решение задачи, если бы вы не знали прием умножения многозначного числа на однозначное?
2. Задача № 5 с. 2
Ведется коллективная работа над задачей, решение — самостоятельно.
-Прочитайте задачу.
О чем говорится?
Сколько детских билетов купили?
Сколько рублей стоит 1 детский билет?
Известно ли, сколько рублей заплатили за 4 детских билета?
Как можно узнать? (835. 4)
Сколько рублей стоит 1 взрослый билет?
Сколько таких билетов купили?
Как узнать, сколько рублей заплатили за 5 взрослых билетов?
Что еще известно в задаче (было всего 10000 рублей)
Что надо узнать? (дети читают вопрос задачи)
10000руб.
835 * 4 1216 * 5 ?
Как графически изобразить условие задачи? Что будем находить: часть или целое?
Из скольких частей состоит целое число? (3)
Какую часть находим? (3)
Как найти 3 часть части? (надо из целого числа вычесть сумму 2 других частей)
10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13).
Цели: — оценить результаты собственной деятельности;
— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение многознач-
ных чисел на однозначное число.
— Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
— Вспомните, с каких слов мы начали урок?
— Чему научились?
— Довольны ли вы своей работой?
-Сможете дома составить 5 выражений на новое правило?
-На карточках контроля подсчитайте количество “+” и “-” за урок
КАРТОЧКА-КОНТРОЛЬ
Решение примеров | Ф.И. Самост. работа | Задача на новое правило | Задача изученного вида | Самостоятельная работа | |
|
|
|
|
|
|
(Слайд 14).
-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.
11. Домашнее задание. (Слайд 15).
— Вы поняли, что нужно потренировать дома?
С.2№6; №9
— Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16).
Решение примеров | Ф.И. Самост. работа | Задача на новое правило | Задача изученного вида | Самостоятельная работа | |
|
|
|
|
|
|