Конспект внеклассного мероприятия по Математике «Действия с рациональными числами» 6 класс


Муравьева Инна Николаевна –

учитель математики

МОУ «Никифоровская СОШ №1»

Никифоровского района

Тамбовской области


Урок – деловая игра

в 6 классе «Путешествие по Солнечной системе»

по теме «Действия с рациональными числами»


Цели урока:


  • обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, проверка их полноты, глубины и прочности;

  • привитие любви к предмету математики, расширение кругозора обучающихся, повышение учебной мотивации, установление межпредметных связей;

  • формирование у учащихся ключевых компетенций;

  • воспитание внимательности, трудолюбия, аккуратности, ответственности.


  • Оборудование: мультимедийный проектор, тесты, карточки с задачами, карточки с примерами, звезды «Лучшему космонавту 6 «А» класса», смайлики, бортовые журналы.



Ход урока

  1. Оргмомент. Девиз: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

Консультанты докладывают о выполнении домашней работы.

  1. Вводное слово учителя. Сообщается тема, цели, форма урока. Слайд 1

Записать в тетрадь число и тему урока. В игре принимают участие три «экипажа космических кораблей», которые совершат путешествие по Солнечной системе. Учитель – руководитель полета. Учащиеся 11 класса – Центр управления полетом. Командиры кораблей заносят результаты выполнения заданий в бортовые журналы и вовремя передают данные в Центр управления полетом. В конце путешествия выбираются лучшие космонавты каждого экипажа.

  1. 1 этап. Подготовительный.

На этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. Космонавты должны иметь высокую культуру вычислений и знать приемы, которые позволяют найти ошибку. Внимание на Слайд 2

Если поглядеть на ночное небо, то оно полно звезд, подобно тому, как мир состоит из бесконечности чисел, а звездные галактики и скопления – это множества чисел в математике.

Фронтальная работа.

— Какие числа называются натуральными? (используются при счете)

— Какие числа составляют множество целых чисел? (натуральные, им противоположные и 0)

— Найти ошибки! (0,-1 – целые числа; 2/5 – рациональное число; π – не рациональное число)

— Какие числа составляют множество рациональных чисел? (натуральные, целые и дробные)

— Найти вычислительные ошибки на следующем Слайде 3.

— Как записать числа -1/4 и 3/5 в виде десятичной дроби?


  1. Самостоятельная работа (в парах взаимоконтроль).

Время — 4 минуты


1

1 вариант

Ф.И. _____________________

2 вариант

Ф.И.____________________

Вычислить:

  1. 2,1: (-0,7)

Вычислить:

  1. 2,7: (- 0,9)


  1. 5 — 6,19


2)2,56 – 2,97


3) — 2,8 * (- 1)

3) – 3,5* (- 1)

  1. 0,25*(- )*4 *

  1. 0,5* (- ) * 20 *

5) *(-2,7) + *(-3,3)

5) *(-3,3) + *(-5,7)

Ответы:

+ или —

Ответы:

+ или —

1)


1)


2)


2)


3)


3)


4)


4)


5)


5)




Оценка:


Оценка:



Слайд 4. Оценить друг друга по данному критерию. Лист передать командиру корабля, который их занесет в бортовой журнал и передаст в Центр управления полетом.




  1. — Экипажи кораблей готовы к полету. Начинаем отсчет времени!

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – Старт! Слайд 5

— Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокотов и гула

Уж из – под облачных ковров.

И прежде чем, заметьте, кстати,

Ракете той был дан прицел,

Её маршрутом математик

На крыльях формул полетел!

Сухие строки уравнений –

В них сила разума влилась,

В них объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь…

Мы согласимся с В. Чкаловым, который сказал: «Полет – это математика».


  1. 2 этап. Работа в космосе. Задание: решить уравнения по учебнику Н.Я. Виленкина, и других. Время: 3 минуты.

  1. 1217 (а)

  2. 1177 (а)

  3. 1212 (е)

Самопроверка по Слайду 6 . Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом.



  1. 3 этап. Авария на кораблях.

Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление! Чтобы принять правильное решение и выйти из этой ситуации, необходимо решить математические задачи.

Карточки с задачами дифференцируемые. Каждый член экипажа решает задания из карточки по своему уровню. Три космонавта выходят в «открытый космос», чтобы починить корабли. Выполнив задания, самопроверка с доской. Время: 5 минут.









3







Ракета, имеющая скорость 8 км/с, становится искусственным спутником Земли. При увеличении её скорости в 2 раза она навсегда покинет нашу Солнечную систему. Найдите эту скорость.







В космической лаборатории космонавт – биолог рассчитывал за часа приготовить раствор и за 2 часа опрыснуть этим раствором все растения, участвующие в эксперименте. Однако на всю работу он потратил на 1 часа меньше, чем рассчитывал. Сколько времени (часов и минут) ушло у биолога на всю работу?







Расстояние от Солнца до планеты Земля 150 млн. км, а до планеты Венера 108 млн. км. Расстояние от Земли до Венеры ракета пролетела в три этапа. На первом этапе пути ракета пролетела в 4 раза больше млн. км, чем на втором этапе, а путь на третьем этапе составил от пути на втором этапе. Сколько млн. км пролетела ракета на каждом этапе?

Ответы к задачам:

8* 2= 23 км/с – космическая скорость.





  1. 2+ = 3 часа по плану.

  2. 3— 1= 2часа потратил.

2 часа и 11 минут


  1. 150-108= 42 млн. км от Земли до Венеры.

  2. Х млн. км – путь второго этапа, тогда

4х +х + х = 42

6х=42; х=7 млн. км – второй этап;

33 млн. км – первый этап;

2 млн. км – третий этап.

Проверка: 33+7+2= 42 млн. км.


Компьютеры исправлены. Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом.

Полет продолжается, полет нормальный!

  1. 4 этап. Исследовательская работа. Работа в группе.

Задание: ответить на вопрос задачи, выполнив вычисления, соотнеся ответ с правильным названием планеты. Время: 2 минуты.


4

Задание для 1 экипажа.

Какая планета Солнечной системы была найдена « на кончике пера» только с помощью математических расчетов?

В понедельник в 4 классе четыре урока: русский язык, история, музыка и математика. Сколькими способами можно составить расписание для этого класса?

24 – Нептун

16 – Сатурн

12 — Юпитер

Задание для 2 экипажа.

Какая планета Солнечной системы имеет 63 спутника?




Сколько трехзначных чисел можно составить из нечетных цифр?


15 – Венера

60 – Юпитер

20 — Сатурн

Задание для 3 экипажа.

Какая планета Солнечной системы, имея массу вторую по величине, обладает самой маленькой плотностью 687 кг/ м³?


Найти закономерность и продолжить ряд чисел

2, 5, 11, 23, …


25 – Уран

39 – Нептун

47 — Сатурн

Проверка на Слайде 7.

Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом.

  1. 5 этап. Контакт, есть контакт!

На пути встречаются инопланетяне. Задание: чтобы установить с ними контакт, необходимо найти значения выражений.

Тест на совместимость. Работа в парах.

Для самоконтроля все промежуточные и окончательные ответы расположены на Слайде 8. Здесь же критерии оценивания. Время: 5 минут.

5

1 экипаж

(- 9,18:3,4- 3,7) * 2,1+ 2,04


2 экипаж

(15,54: (-4,2) – 2,5)* 1,4 + 1,08


3 экипаж


(36,67+ 2,9* (-3,8)): (- 5,7) + 2,5


Ответы:



1 действие

2 действие

3 действие

4 действие

1 экипаж

— 2,7

— 6,4

-13,44

— 11,4

2 экипаж

— 3,7

— 6,2

— 8,68

— 7,6

3 экипаж

— 11,02

25,65

— 4,5

— 2


Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом. Контакт с инопланетянами установлен, благополучно возвращаемся на Землю домой. Слайд 9.

  1. Итог урока.

— Что было на уроке самым полезным?

— Знание чего помогли вам совершить сегодня интересное путешествие?

Домашняя работа: составить любые задания по теме «Действия с рациональными числами».

Оценивание. Центр управления полетом оглашает оценки за урок, на слайде средний балл класса, качество знаний и уровень обученности

( программа XL). Награждаются лучшие космонавты каждого экипажа.

Рефлексия. Слайд 10. Перед вами три смайлика. Поднимите тот, который соответствует сейчас вашему настроению.


Бортовой журнал ______ экипажа

Командир экипажа_______________________


Фамилия, имя космонавта

1

2

3

4

5

1.






2.






3.






4.






5.






6.






7.







Свежие документы:  Разработка урока по теме «Нахождение части от целого и целого по его части» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: