МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района РТ
Урок математики
«Построение отрезка, равного данному,
с помощью циркуля
и линейки»
Составила и провела
учитель начальных классов
Исаншина Елена Анатольевна
2013 год.
Цель:
научить детей строить отрезок, равный данному, с помощью линейки и циркуля.
Задачи: — сформулировать алгоритм построения отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки; закреплять вычислительные навыки с многозначными числами, умения решать задачи;
— развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение сотрудничать, работая в группе, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
— воспитывать интерес к предмету математика, негативное отношение к вредным привычкам и бережное отношение к своему здоровью.
Планируемый результат:
ученики должны знать способы построения отрезка равного данному;
научиться строить отрезок равный данному с помощью циркуля и линейки.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Личностные – осознание бережного отношения к своему здоровью.
Регулятивные – умение контролировать свою деятельность на уроке в паре и группе.
Познавательные — осмысление алгоритма построения отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки.
Коммуникативные — умение полно отвечать на поставленный вопрос, высказывать своё мнение.
По УМК «Начальная школа 21 века». Учебник математики для 4 класса под редакцией В.Н.Рудницкой и Т.В. Юдачёвой. — М.: Вентана – Граф, 2013 г.
Ход урока.
1.Мотивация.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать со слов французского писателя Анатоль Франца:
«Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать эти знания,
Нужно поглощать эти знания с аппетитом». (Французский писатель 19 века Анатоль Франц)
— Давайте ребята последуем этому совету. Будем активными и жизнерадостными. Я желаю вам удачи. Пожелайте и вы друг другу удачи. Поприветствуйте своих товарищей по плечу и по лицу. Улыбнитесь. Спасибо. Откройте тетради, возьмите ручки и запишите число и классная работа.
2. Актуализация знаний.
1) Устный счёт.
— И так, мы начинаем поглощать знания. Аппетит хороший? Я предлагаю вам узнать, что влияет на аппетит. Расшифруем запись, решив примеры. Найдите пример с ответом 30, 4300, 32, 700,32, 5793, 1, 625.
43 ∙ 100 – Д 32000 : 1000 – О
2400 : 80 – З 6300 : 9 – Р
5793 — 1278 ∙ 0 – В 4182 ∙ 0 + 1 – Ь
625 + 389 – 389 – Е 50032 – 50000 – О
— Какое слово у нас получилось? ЗДОРОВЬЕ
-Здоровье – это дар природы. Но мы не задумываемся об этом и часто его теряем. Восстановить здоровье очень трудно, а порой и невозможно. Какой сделаем вывод?
БЕРЕЧЬ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ
Девиз нашего урока я предлагаю такой: В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ……!
— продолжаем работать. Послушайте задачу:
«Вася лёг спать в 23 ч 30 мин, а утром его подняли в 6 ч 00 мин. Сколько часов спал Вася? (6 ч 30 мин)»
— Как себя чувствовал мальчик? Почему? Что он нарушил?
— Что такое режим? Сколько должны спать ребята в вашем возрасте? Вывод: чтобы себя хорошо чувствовать, нужно СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ.
— Без чего не может существовать человек?
— Без еды и воды он может прожить несколько дней, а вот без воздуха – всего несколько минут. Количество воздуха измеряется кубическими сантиметрами или литрами.
-Решим задачу:
«Человек за один вдох поглощает 3 литра воздуха, а в минуту он делает примерно 30 вдохов. Сколько литров воздуха вдыхает человек за одну минуту?»
— Но чем глубже мы дышим, тем больше поступает к нам в организм воздуха, а с ним и кислорода, тем лучше работает наш мозг. Всегда ли мы можем спокойно вдыхать воздух? Почему? Вывод: НУЖНО ДЫШАТЬ СВЕЖИМ ВОЗДУХОМ.
Всегда ли мы можем дышать свежим воздухом? Что нам мешает? А какая вредная привычка разрушает наши лёгкие? Кто из вас пробовал курить? Это очень вредно. Вывод: КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
— Кто нам подскажет, что сейчас нужно сделать, чтобы подышать свежим воздухом? Открыть форточку.
ФИЗМИНУТКА
Потрудились, отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
2) Проблемная ситуация.
— Чтоб расти и закаляться – нужно ….! (СПОРТОМ ЗАНИМАТЬСЯ)
Продолжаем работать. На столе у вас карточки. Рассмотрите их.
-Работаем в структуре ТАЙМ-РАУНД РОБИН.
Послушайте задание:
— Спортсмен выполнил прыжок в длину и показал мировой рекорд. Длина его прыжка изображена на карточках, которые лежат у вас на столе.
— Посмотрите на карточки, подумайте, под каким номером изображена длина прыжка спортсмена. Обоснуйте свой ответ.
— Обсуждаем. Начинает участник под № 3.
— Проверяем. К какому выводу пришёл стол № 1, 2, 3, 4. Отвечают участники под № 1.
— А сейчас я вас попрошу перенести этот отрезок такой же длины в тетрадь.
3) Решение проблемы.
— Думаем, как это сделать?
— Осуждаем в группе. Начинает участник под № 2.
— Проверяем. Молодцы.
— Кто и что может предложить?
4) Целеполагание.
— Ребята, может кто-то догадался, чему мы будем учиться на уроке?
— Сегодня мы будем учиться строить отрезок, равный данному, с помощью циркуля и линейки.
3. Работа по теме.
1) Работаем над памяткой.
— Рассмотрите в учебнике на стр.149, как выполнял работу Миша. Составим план работы.
— Думаем.
— Обсуждаем. Начинает участник под № 3.
— Проверяем. С чего начать предлагает стол № 1?
— Работаем все вместе.
1) Ставим в тетради точку, обозначаем её.
2) Проводим луч.
3)Берём циркуль и отмеряем длину данного отрезка с помощью циркуля. Наносим эту длину в тетради на луч и делаем насечку.
— Давайте позаботимся о своём здоровье и вспомним ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ при работе с циркулем.
— Работаем циркулем.
4) Ставим точку и обозначаем её.
— Отрезок готов.
2)Выполним задание в учебнике на стр. 150, № 2. Пользуемся памяткой
— Учитель проверяет выполнение задания индивидуально, оказывает помощь при необходимости.
3) Обобщение.
— Потрудились, отдохнём. Работаем в структуре МИКС ПЭА ШЭА, в форме РЕЛЛИ РОБИН
— Встаньте, задвиньте стульчики и свободно передвигайтесь по классу под музыку. Когда музыка остановиться, образуйте пару с рядом стоящим товарищем. Поприветствуйте друг друга. После работы не забудьте поблагодарить друг друга.
ВОПРОСЫ:
— чему мы учились на уроке?
— что главное в жизни человека?
4. Закрепление.
1) Решение задач с приближёнными величинами на стр. 151, № 5 для участников № 1 и № 2, а № 6 для участников под № 3, № 4.
2) Самостоятельно решают выражения на стр. 152, № 10. Для участников № 1 и № 2 – первый пример, а для участников под № 3, № 4 – второй и третий пример.
— Проверяем самостоятельно, глядя на экран.
5. Итог урока. Рефлексия.
— Чему мы учились на уроке?
— Понравился урок? Чем?
Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями.
Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам.
Мне ещё трудно.
6.Домашне задание.
— Выполнить задание на стр. 152, № 9 или № 13.
— Желающие могут ещё начертить любой отрезок, а рядом начертить равный данному с помощью линейки и циркуля.