Урок музыки в 4 классе «Жанры казачьих песен»

Урок музыки. Жанры казачьих песен.


Цели:

  • Создать условия для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен.

  • Развивать музыкально-языковое мышление учащихся.

  • Создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Оборудование:

  • Стенд «музыка Дона».

  • Видеофрагменты:

  • запись концерта Государственного ансамбля песни и пляски Донских казаков им. Квасова.

  • Аудиозаписи песен:

  • «Мы с тобой казаки», (муз. В. Г. Захарченко);

  • «За лесом солнце просияло» (казачья народная песня);

  • «У ворот гуси» (казачья народная песня);

  • «Вдовы России» (сл.М. Г. Голуб, муз. Г. Пономаренко)

  • Гимн ВВД» (сл. Ф.И.Анисимов)

ХОД УРОКА

1. Инициализация урока:

а) Вход детей под музыку песни «Мы с тобой казаки»

б) Беседа

У.: Ребята, знакома ли вам эта песня? Давайте, определим её основную мысль.
Песня  «Мы с тобой казаки» может послужить эпиграфом к нашему уроку,  тема которого «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки. Но, прежде всего, я хотела бы спросить вас и наших гостей, а что же означает слово казак?
(Это название коренного народа ).
– Да, конечно, казаки не мирились с рабством, крепостным правом. На Дону для казаков была «ширь и простор», где казаки издревне проживали родами и племенами носящие разные названия, но имея общее казаки.
– А как вы думаете, казаки любили петь?
– А когда же звучали песни?
(Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)
– А какие по характеру были эти песни?
(Весёлые и  грустные)

2. Введение новых понятий

Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «За лесом солнце просияло» и попробуйте определить характер, содержание  песни.

а) Слушание: «За лесом солнце просияло» 

Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.

Что это за жанр? (Песня-дума)
– Да, казаки идут  на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.
– Проводили мы казаков, а какими мы их  видим на войне, было ли у них  время печалиться?
(На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися  никаких трудностей)
– Так появились
строевые военные песни.
– Прослушайте казачью песню «Не боимся мы Французов». Определите характер песни.
– Почему её называют строевой?
характер – бравый, смелый, задорный; (шли строем – строевые).

 б) Просмотр и слушание документального отрывка  «Казачья лава».

Учащиеся:  характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.

в) Беседа.

У.: А все ли казаки  возвращались с войны?
– Да, были и такие семьи, в которых навсегда поселилось горе. Это  те матери и жёны, которые потеряли своих мужей.
– Могли ли звучать весёлые песни?
(Нет).
– Правильно, пели другие песни. Какие они были по характеру?
(Грустные)
– Их называли   
лирические песни. Мы на прошлом уроке начале разучивать песню «Вдовы России».
– Кто написал эту песню? (композитор Григорий Пономаренко).
– Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции казачьей песенной культуры)

г) Работа над песней «Вдовы России» (в сопровождении  баяна).

Вот какую прекрасную лирическую песню написал Г. Пономаренко. Памятник  этому композитору установлен  в г. Краснодаре, возле здания Краевой филармонии, где проходят различные конкурсы и концерты.


Ребята,  а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы?
– Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь?
(О плясовых)

Слушание песни «У ворот гуси» (О.Пономарёва. казачка х. Мрыховский)


– Каков, как вы думаете,  каков был характер   этих песен? (весёлые, танцевальные,  заводные, ноги так и неслись в пляс)
– Давайте  исполним  плясовую песню «Пошла млада за водой» и постараемся поднять настроение нашим гостям.



е) Исполнение песни «Пошла млада за водой».

3. Закрепление новых понятий и навыков

Многие  ребята нашей школы являются участниками образцового ансамбля «Донские лазорики».
– Давайте послушаем в их исполнении песню « Тай шли донцы с походу» и попытаемся определить её жанр.

а) Слушание: «Тай шли донцы с походу».

Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, лирические, плясовые-гулебные).
– Казаки  умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.
– А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество?
(Патриот)
– А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине?
(Патриотическими)
– У каждой страны есть самая главная патриотическая песня, которая вместе с флагом и гербом является символом страны. Где и когда исполняется Гимн?
– Всё, что вы перечислили, – важные события для нас.

А давайте вместе в сопровождении песенной фонограммы исполним Гимн Всевеликого Войска Донского в новой версии.







Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по ИЗО "Что за прелесть, эти сказки!" 5-6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: