Урок по теме: «Растения в нашей жизни»


Урок по предмету Природа родного края на тему:

«Растения в нашей жизни»

Учителя – авторы: Беляева М.М., Зубова А.Л.

МБОУ «Гатчинская СОШ № 2»


Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель урока: обобщить и оценить знания учащихся по теме «Растения в нашей жизни».

Задачи урока:

1) закрепить знания учащихся по теме «Растения в нашей жизни»,

2) развить интерес учащихся к многообразию и значению растений нашего края,

3) прививать любовь учащихся и бережное отношение к живой природе.

Основные понятия: класс, семейство, тип корневой системы, листорасположение, жилкование листьев, цветок, соцветие, плод.

Методы: беседа, выступление с докладами, работа в группе, тестовый опрос.

Материалы и оборудование: таблицы, гербарии и рисунки с изображением представителей семейств растений (крестоцветные, розоцветные, пасленовые, мотыльковые, сложноцветные, лилейные, злаки), карточки с инструкцией для учащихся, заготовка пособия — немой рисунок («раскладушка).

План урока:

  1. Организационный момент: приветствие, разделение на группы (1 мин),

  2. Актуализация знаний (3 мин),

  3. Распределение заданий по группам и выполнение учащимися соответствующей работы (5 мин),

  4. Выступления учащихся с подготовленным материалом (20 мин),

  5. Тестовый опрос (7 мин),

  6. Подведение итогов (2 мин),

  7. Домашнее задание (2 мин).


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент: приветствие, разделение на группы (1 мин)

Учитель объявляет учащимся тему контрольно-обобщающего урока: «Растения в нашей жизни» и предлагает ученикам распределиться по группам в составе 4 человек.

Учащиеся распределяются по группам, выбирают капитана.

Актуализация знаний (3 мин)

Учитель в виде загадок напоминает учащимся о некоторых растениях, относящихся к различным семействам.

Ученики угадывают загадки.

Выступления учащихся с подготовленным материалом (20 мин)

Учитель обращает внимание учеников к следующему этапу урока, выслушивает и оценивает учащихся. После выступлений учащихся делает вывод о значении и многообразии растений нашего края, сообщает оценки за данную работу.

Каждая группа учащихся по очереди выступает с подготовленным материалом. Они дают характеристику данному семейству, не говоря, конкретно о каком идет речь, поэтому остальные учащиеся должны догадаться и назвать это семейство. Затем демонстрируют «раскладушку» уже оформленную, ученики в соответствующих костюмах рассказывают о значении некоторых растений данного семейства (дикорастущем и культурном) нашего края.

Тестовый опрос (7 мин)

Учитель предлагает учащимся воспользоваться тестом (задания — утверждения), который заранее был подготовлен на парте в конверте.

Когда работа будет выполнена, учитель просит учащихся поменяться работами с соседом. Затем учащиеся оценивают работы товарищей (всё правильно – «5», 1-3 ошибки – «4», 4-6 ошибки – «3», более 6 ошибок – «2»).

Ученики индивидуально выполняют работу. Когда время, отведенное на см. работу, закончится, ученики по команде обменяются своими листочками с соседом по парте и проверят её вместе с учителем (ответы учитель заранее поместит на доске, но до данного этапа урока их не покажет).

Т.о. каждый ученик узнает свою оценку.

Подведение итогов (2 мин)

Учитель делает вывод о проделанной работе за урок, выставляет оценки в журнал и дневник (за работу в группе и тест).

Учащиеся слушают учителя.

Домашнее задание (2 мин)

Учитель предлагает учащимся из подготовленного кулька вытянуть по листочку, в котором написано растение (каждому своё). К следующему уроку ученик должен подготовить небольшой реферат.

Ученики записывают задание в дневник.


Приложение

1. Критерии оценки учащихся

Учащиеся выполняют задания в соответствии со способностями (рисуют, готовят пересказ, формулируют описание растений, опираясь на план), но при оценке каждого соблюдаются следующие требования:

  1. Умение излагать четко и логично материал на поставленный вопрос,

  2. Знание материала,

  3. Умение анализировать и делать выводы, вычленять главное,

  4. Умение работать в группе и индивидуально.


2. Карточка – инструкция (для каждой группы)

Охарактеризовать данное семейство растений по следующему плану:

  1. Класс растений (однодольные, двудольные),

  2. Количество видов,

  3. Тип корневой системы,

  4. Строение и жилкование листа, листорасположение,

  5. Форма стебля,

  6. Цветок, соцветие,

  7. Плод,

  8. Примеры.


3. Загадки

    1. Семейство крестоцветные:

«На плечах Игнашки сорок три рубашки, все из ткани отбелённой, а поверх пиджак зелёный» (капуста белокочанная).

    1. Семейство розоцветные:

«Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна, но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна» (роза).

«Синий мундир, жёлтая подкладка, а в серёдке сладко» (слива).

    1. Семейство бобовые:

«Цветок – крылатка, а плод – лопатка, плод зелен и молод, но сладок, как солод» (горох).

«Что же это за подвох? Вдруг на дереве горох» (акация).

    1. Семейство пасленовые:

«Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь, да хвали» (томат).

«Цветок напрасный, плод опасный, а поле всё засажено» (картофель).

    1. Семейство сложноцветные:

«В жёлтеньком домишке чёрные детишки, среди них есть серые, но они незрелые» (подсолнечник).

«Я и в поле, и в саду у похожих на виду, голова моя бела, лепестками поросла» (ромашка).

    1. Семейство злаки:

«Золотист он и усат, а в карманах сто ребят» (кукуруза).

    1. Семейство лилейные:

«В Древнем Риме и Египте его знали с давних лет, он служил лекарством, пищей, а ещё как амулет» (лук репчатый)


4. Описание растений (дикорастущего и культурного) к каждому семейству

Семейство

Растение

Описание

Крестоцветные(капустные)

Пастушья сумка

+

Капуста

+

Розоцветные

Шиповник

Яблоня

+

Пасленовые

Дурман

Картофель

+

Мотыльковые (бобовые)

Горох

+

Овощные бобы

+

Сложноцветные (астровые)

Одуванчик лекарственный

Подсолнечник

+

Лилейные

Ландыш майский

+

Лук репчатый

+

Злаки (мятликовые)

Пырей ползучий

Пшеница

+


Пастушья сумка

Пастушья сумка несмотря на то, что сорняк, является пищевым и лекарственным растением. В траве найдены органические кислоты, витамины С и К, дубильные и другие полезные вещества. Лекарственные свойства пастушьей сумки известны с древних времен (в Древней Греции и Древнем Риме), и по настоящее время ее используют как кровоостанавливающее средство.

Капуста

Капуста была известна ещё в каменном и бронзовом веках – археологи при раскопках стоянок древнего человека находят семена капусты. В древности капусту возделывали и арабы и египтяне, капуста, как огородный овощ, была известна в Древней Греции и в Древнем Риме. На Руси капуста считалась одним из главных овощей уже в XI – XII веках.

Шиповник

Шипо́вник (лат. Rósa) – род дикорастущих растений семейства розоцветные. Имеет множество культурных форм, разводимых под названием Роза. Плоды многих видов шиповника содержат большое количество витамина С, что делает их ценными для медицины и здорового питания. В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше (1,2 г/100 г), чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне. Плоды шиповника обладают фитонцидными и мощным бактерицидным свойствами. Содержат большое количество антиоксидантов. Плоды шиповника являются основным растительным сырьём для витаминных заводов.

Яблоня

Самое распространённое среди плодово-ягодных растений. Яблоневые сады занимают 80% площадей всех плодовых насаждений. Яблоки употребляют в пищу в свежем виде, их сушат, мочат, приготавливают из них соки, компоты, варенье, повидло, мармелад.

Дурман

Дурман — однолетнее травянистое растение 0,5—1 м высотой. Существует две версии происхождения растений этого рода[3]. По одной из них, родиной дурмана является Мексика и Центральная Америка, откуда он был завезён в Европу вместе с другими паслёновыми. По другой версии дурман распространился из прикаспийских степей, попав в Европу в Средние века вместе с цыганами. Все растение содержит алкалоиды тропанового ряда, главным образом гиосциамина. Как галлюциногенное растение, дурман использовался в народной медицине и колдовских обрядах с давних времён. Настойки применяются для растираний при ревматизме и радикулите.

Картофель

Одно из самых ценных и известных растений. Его родина – Южная Америка, где и сейчас растут дикие виды картофеля. В Европу картофель был завезён в середине XVI века испанцами. Сначала его выращивали как декоративное растение, украшая им клумбы и причёски придворных красавиц. И только в конце XVII века в европейских странах картофель стали разводить ради получения съедобных клубней. В Россию картофель завезли во времена Петра I.

Горох

Родоначальник нашего гороха произрастал в Индии, Тибете, в районе Средиземного моря, а оттуда прибыл в Европу ещё в очень древние времена: семена гороха были обнаружены археологами в свайных постройках, относящихся к каменному и бронзовому периодам. Давным-давно горох как овощная культура известен и на Руси. В горохе, как и в бобах, содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку.

Овощные бобы

Овощные бобы употребляли в пищу ещё древние египтяне, римляне и греки, а на Руси их разводили ещё во времена Ярослава Мудрого – в Киеве были выстроены даже специальные хранилища для бобов. В бобах много белка, сахара, витаминов группы В, витамина С, каротина. Бобы усваиваются организмом также хорошо, как белый хлеб, а по питательности близки к мясу.

Одуванчик лекарственный

Одуванчик лекарственный – одно из самых распространённых растений, особенно в лесостепной зоне. Одуванчик издавна использовался в пищу различными народами, его употребляли как древние китайцы, так и первые поселенцы на Американском континенте. Его молодые листья практически лишены горечи и потому часто используются для приготовления салатов и борщей, из цветков одуванчика варят варенье, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый мёд», а из поджаренных корней – суррогат кофе. Растение обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и легким снотворным действием.

Подсолнечник

«Цветком солнца» назвали в Европе привезённое из Мексики растение с ярко-жёлтым соцветием, многие годы его выращивали как декоративное. В нашу страну подсолнечник попал в XVIII веке тоже как декоративное растение. И лишь через много лет люди обнаружили хозяйственную ценность семян подсолнечника. Теперь подсолнечник – важнейшее масличное растение. Подсолнечное масло – ценный пищевой продукт, его используют при изготовлении маргарина, халвы, а также олифы, лаков, мыла. Подсолнечник служит хорошим кормом для животных, в северных районах его выращивают на силос.

Ландыш майский

В листьях и цветках содержится большое количество сильнодействующих сердечных гликозидов, поэтому во время сбора и сушки необходимо соблюдать осторожность. Препараты в виде настоя из листьев и цветков применяют при сердечно-сосудистых заболеваниях, а настойку из листьев – при неврозах сердца и различных нарушениях сердечно-сосудистой деятельности.

Лук репчатый

Свежий лук обладает противомикробными свойствами, улучшает аппетит, усиливает моторику кишечника, улучшает пищеварение, используется для профилактики и лечения цинги. Свежеприготовленная кашица из лука при втирании в кожу головы способствует укреплению волос и уничтожению перхоти.

Пырей ползучий

Натурализован по всему миру, во многих местах считается злостным сорняком. Для уничтожения в условиях огорода применяют перекапывание почвы с удалением корневищ вручную, мульчирование. Вне почвы корневища пырея быстро высыхают и гибнут. В научной медицине траву и корневища применяют как мочегонное, потогонное, отхаркивающее и слабое слабительное средство.

Пшеница

Одно из древнейших культурных растений. Его возделывают более 10 тысяч лет. Зерновки пшеницы находили при раскопках первых поселений человека и даже в пирамидах египетских фараонов. В пшенице содержится белок, называемый клейковиной. Обилие клейковины ценится в хлебопечении. Белый хлеб высшего сорта, а также лучшие сорта макарон получают из зерна твёрдой пшеницы.


5. Тест (задания — утверждения)

Самостоятельная работа выполняется по вариантам.

1 вариант – Семейство розоцветные

2 вариант – Семейство пасленовые

3 вариант – Семейство злаки

4 вариант – Семейство лилейные

5 вариант – Семейство мотыльковые

6 вариант – Семейство крестоцветные

7 вариант – Семейство сложноцветные

Учащимся предлагаются утверждения, из которых они должны выбрать соответствующие данному семейству. На листочке выписываются только № верных утверждений.

Утверждения:

    1. Корневая система стержневая.

    2. Из дикорастущих травянистых растений относятся гравилат, лапчатка, таволга.

    3. Плод – костянка и многокостянка.

    4. В семейство входит около 3000 видов.

    5. Лепестки имеют особые названия: парус, весла, лодочка.

    6. Цветки имеют двойной околоцветник.

    7. Жилкование листьев дуговое или линейное.

    1. Цветки мелкие и невзрачные.

    2. Одна семядоля в семени.

    3. В семейство входят редька, турнепс, брюква, редис.

    4. Листья разнообразны по форме: перистые, пальчатые, тройчатые.

    5. Соцветие – корзинка.

    6. Относятся к классу двудольных.

    7. Каждый десятый вид из цветковых растений относится к данному семейству.

    8. К семейству относится картофель, томат, паслен.


6. Рисунки – семейства (примеры растений)

Крестоцветные

Капуста

крест_капуста












Икотник

крест_икотник












Хрен

крест_хрен











Редька

крест_редька










Розоцветные

Груша

роз_груша











Кизильник

роз_кизильник









Малина

роз_малина










Рябина

роз_рябина










Паслёновые

Беладонна

паслен_беладонна











Петуния

паслен_петуния










Табак

паслен_табак












Томат

паслен_томат










Бобовые

Акация

боб_акация










Карагана

боб_карагана









Клевер

боб_клевер











Мимоза

боб_мимоза











Сложноцветные

Ромашка

слож_ромашка










Артишок

слож_артишок









Бархатцы

слож_бархатцы










Георгина

слож_георгина











Лилейные

Лилия

лил_лилия











Гусиный лук

лил_гус_лук









Драцена

лил_драцена









Гиацинт

лил_гиацинт












Злаки

Рожь

злак_рожь










Кукуруза

злак_кукуруза










Рис

злак_рис










Ячмень

злак_ячмень











Пособие «раскладушка» — немой рисунок (каждой группы)


бобовые_горох_схема













































крестоцветные_горчица_схема














































паслёновые_беладонна_схема














































розоцветные_боярышник_схема







































Свежие документы:  Конспект урока на тему "Электрификация и охрана природы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: