Конспект урока на тему «Пасха и пасхальные традиции России»


Класс:

Тема: Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

  • чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

  • уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

  • принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

  • поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

  • прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

  • производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

  • воспринимать информацию на слух , используя имеющиеся знания по православной культуре;

  • выполнять предлагаемые задания;

  • излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

  • развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

  • привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

  • образовательные:

  1. дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

  2. познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

  3. расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

  • практические:

  1. расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

  • развивающие:

  1. развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

  2. развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

  3. развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

  4. развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

  • воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества учеников — доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

  2. воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

— парная;

— групповая.

Методы обучения:

— объяснительно-иллюстративный;

— частично-поисковый;

— метод коллективного взаимодействия;

— метод контроля и оценки.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые образовательные ресурсы

1. Организационный момент

1 минута

Приветствует учеников.


Приветствуют учителя.



2. Целеполагание и мотивация

4 минуты

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)


Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово


Княжна Е. Горчакова


В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.


И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!


Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.


Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь».


Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brainstorming, учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:



Пасха



Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Выслушивают учебную ситуацию учителя и высказывают все, что они знают по данной теме, используя свои знания из других школьных предметов.














Получают информацию о задачах урока































Учащиеся заполняют диаграмму


Запись звона колоколов

( в папке с файлами)

Презентация ( слайд 1)


Слайд 2

























Слайд 3




















Слайд 4

3. Введение в тему и беседа о традициях и обычаях празднования

6 минут












Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник …(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы)

4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же… как же Он допустил?..


Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

Учащиеся заканчивают предложения за учителем.






































Учащиеся слушают текст учителя и отвечают на вопросы



Слайд 5










































Слайд 6

4. Работа над темой урока


10 мин.












































































5. Физминутка


5 мин.








— История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

— А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

— Что значит слово « воскресение»?

— Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.



2) Православная Пасха.


— Великому празднику предшествует 40 — дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.


3) Традиции празднования.


— Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

-Пасхальными традициями — это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.








Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.


1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.


Ответы детей




























Ученики получают слова песни и поют вместе с учителем






































Учащимся раздаются вырезанные заранее заготовки яиц из бумаги, а они должны раскрасить яйцо всей группой.












Учащиеся становятся вокруг «катка» и играют в игру.






Учащиеся делятся на 2 команды и играют в игру.


Слайд 7


























Песня во вложении








Слайд 8










Слайд 9-10
















6. Подведение итогов урока

3 минуты

Итак, сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе.

— Что нового вы узнали?

— Почему Пасха – является самым радостным праздником для верующих?

-В конце нашего занятия я предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока.

Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю для уточнения задания.





Учащиеся выполняют задания на доске.


6. Рефлексия

1 минута

Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока?

— у меня есть корзинка, которую нужно заполнить яйцами. Если вам было интересно на уроке – выбирайте красивое, красное яйцо, а если вам было не очень интересно – синее.


Спасибо за урок!


Ученики выбирают яйца и раскладывают их в корзинку.




17


Свежие документы:  Конспект урока по общей биологии 10 класс Тема: «Строение клетки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: