Конспект урока «Основы мировых религиозных культур»



Конспект урока по ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»

Автор: Новикова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ Верейская СОШ №1


Тема урока: «Добро и Зло»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока: помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро – духовная радость.

Задачи урока:

Образовательная: помочь осмыслить понятия добро и зло, учить умению их использовать, сравнивать объяснения понятий с точки зрения разных религий.

Воспитательная: учить детей делать добро, воспитывать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит, зависит от нас.

Развивающая: создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать.

Используемые методы:

— частично-поисковые;

— практические;

— проблемные.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур», презентация «Добро и зло», толковый словарь С.И.Ожигова, стихотворения о доброте, притчи по теме урока, искусственная ёлочка, изображение сердца, сердечки-игрушки для ёлки, таблички со словами.

План урока


  1. Организационный этап.

  2. Повторение пройденного

  3. Актуализация знаний

  4. Изложение нового материала

  5. Самостоятельное усвоение новых знаний.

  6. Путешествие по религия

  7. Подведение итогов

  8. Домашнее задание











Ход урока:


  1. Организационный этап.

(приветствие ученикам и гостям)


  1. Повторение пройденного.

— В этом учебном году все учащиеся 4 классов стали изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Слайд №1

-Мы изучаем модуль, который называется (все) «Основы мировых религиозных культур», а помогает нам наш учебник, вот он. Слайд №2


Оформление таблицы.

— С какими религиями мы познакомились?

— Кто их основал?

— О чём они проповедовали?

— С какими священными книгами познакомились?

— Зачем их надо читать?


На доске:

Иудаизм Христианство Ислам Буддизм

Моисей Иисус Мухаммад Будда

Тонах Библия Коран Типитака


  1. Актуализация знаний.


— Какая тема была пройдена на прошлом уроке?

— Посмотрите на слайд, мы о них говорили, а теперь сможем рассмотреть.

Слайд №3

— О чём заботятся хранители религий? Слайды № 4,5

-Окружающий мир был наполнен добротой, справедливостью, честностью, верностью, милосердием. Духовный мир, мир культуры, будет влиять на внутренний мир человека и в наших душах будут зарождаться любовь, честь, добро. Что же будет влиять на внутренний мир6 общение с людьми и то, чем мы его наполним.


  1. Изложение нового материала.

Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Отправимся в путь, в трудную дорогу познания истины.

Тему нашего урока вы попробуете определить самостоятельно, а я вам немного помогу.

На доске прикрепляется изображение сердца.

Рассказ притчи о двух волках.





Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


-Как вы понимаете смысл этой притчи?

— Чем надо кормить волка?

— Какая тема нашего урока? Слайд №6

— Какие вопросы вас интересуют?

— Как вы думаете, что такое добро? Зло?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова . Посмотрите на слайд№7

Давайте запишем в тетради

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить.


— Вспомним Слайд №8

«Золотое правило» нравственности
-поступай с другими так, как хочется
, чтобы они поступали с тобой.




  • Добро и зло — главные моральные понятия в жизни .

  • Совершать моральные поступки сознательно, бескорыстно -значит делать ДОБРО.

  • Добро-это поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми ,способствуют утверждению человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения.

  • Зло-это «антоним» добра. Это сознательное унижение людей ,неуважение и нетерпимость к ним ,обман, насилие, которое подавляет свободу другого человека, делает его недобрым.

— Посмотрите, кто спорит на этой иллюстрации? Слайд №9

Слово учителя: Слайд №10

Мир сам по себе не несет ни добра ни зла. Он нейтрален .Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражения, наших собственных мыслей, чувств и желаний.

Мир – это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдания.

Мир именно таков , каким мы его делаем.

Послушаем притчу « О собаке и ребенке». Слайд №11

Давным- давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены , потолок , двери и даже пол были зеркальными. Кроме того , стены этой залу были устроены так, чтобы создавать эхо.

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы – и все отражение ответили ей тем же самым.

Перепугавшись и ощетинилась , собака зарычала – сотни собак зарычали на нее. Собака залаяла — это не отставало. Собака металась туда и сюда , в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. Ф ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку мертвой в окружении сотен отражений мертвых собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей какой-то вред. Собака погибла….» А на следующий день во дворец забежал ребенок улыбнулся, увидев столько детворы и все ему улыбнулись, засмеялся и со всех сторон его окружила радость.



— Отчего погибла собака? Слайд № 12

— Отчего радовался ребёнок? Слайд № 13

Физминутка (добрые поступки – хлопаем им, злые – топаем им) Слайд №14


  1. Самостоятельное усвоение новых знаний. Слайд №15

Работа с учебником стр.24 (чтение самостоятельное)

— На какие вопросы мы нашли ответы в учебнике?



6. Путешествие по религиям. Слайд №16

— Узнаем что говорится о добре и зле в Коране. Это какая религия? Слайд № 17


  • В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того ,кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром.

  • Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы .И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.


— Теперь заглянем в Библию. Это какая религия? Слайд №18

  • «Возлюбленный! не подражай злуно подражай добру.»  
       «… желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».   
       
       «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру».  «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло»  
    Спасение души является добром, а погибель души – злом .Зло-это  мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». 

— Теперь поглядим в Типитаку. Это какая религия? Слайд №19


  • Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и зло и следовать по пути ДОБРА.

  • Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека.

  • Если деяния увеличивают страдания, то это зло.

  • Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО.

  • Отказываясь от неблагих деяний , человек вступает на путь ДОБРА.

— И наконец, посмотрим в Тору. Это какая религия? Слайд №20


Признание наличия доброго и злого начала в каждом человеке — один из

  • важнейших принципов иудаизма .У человека две души-»животная» в теле и «Божественная» на небесах.

  • Борьба происходит в человеке постоянно.

  • Способность выбирать между Добром и злом и личная ответственность за свои поступки – это величайший дар, полученный человеком от всевышнего.


— Какой сделаем вывод? Слайд №21

  • Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце  и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле — научиться бескорыстно любить и принимать  всех без исключения такими, какие есть

  • . Приходим в мир мы  — сделать жизнь светлее
    Хотя б на малый, скромный огонек,
    Тот, что в ладонях пронести сумеем
    Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
    Не ждать взамен похвал или награды,
    Даря добро, нельзя таить корысть.
    Так дарит нам весна цветенье сада, 
    Так небо дарит голубую высь.
    Бог посылает дождь и на плохих и добрых…
    Воды живой всем подает глоток,
    Так солнце согревает души скорбных
    И даже самый маленький цветок.
    И нам нельзя пройти сквозь путь иначе,
    Ведь мир велик и каждый странник в нем.
    Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
    Раскрой ладонь и подари тепло.


    1. Подведение итогов.

— Так какого волка мы будем кормить?

— Что для этого надо делать?


Украшение дерева добра сделанными сердечками.

А сейчас мы будем украшать , «дерево добра» поскольку приближается самый любимый праздник Новый год, то украшать фонариками-сердечками мы будем елочку. Возьмите сердечки, напишите , какой добрый поступок вы совершили и повесим на наше дерево добра, назвав нам этот добрый поступок.


-Подводя итог нашего урока, послушаем ребят .Они выучили замечательные стихи о доброте. Слайд № 22


Добрым быть совсем, совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник , не конфета.


Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть!

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно.

В любую минуту, всегда!


И если кому-то, кому-то поможет.

Твоя доброта, улыбка твоя.

То день не напрасно был прожит.

На свете живешь ты не зря!


    1. Домашнее задание. Слайд №23

Стр.24 читать.

— В заключение нашего урока , я хочу вас всех поблагодарить за работу и сказать : «Дарите добро!» Слайд № 24










Свежие документы:  Конспект урока на тему "словообразование в английском языке (суффиксация)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: