Конспект урока по ОРКСЭ «Какие ценности есть у человечества. Добро и зло» 4 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

4 класс

ОРКСЭ

Учитель – Швецова Оксана Сергеевна

Тема: « Какие ценности есть у человечества. Добро и зло»

Цель:

Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений;

воспитание культуры межличностных отношений;

Задачи:

  • Создать условия каждому ребенку для осознания важности добрых взаимоотношений

  • Формировать личностные качества у учащихся, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение различать добро и зло, развивать – духовно – нравственный потенциал учащихся

  • Воспитывать любовь и уважение к родителям и другим взрослым, доброе и вежливое отношение к сверстникам

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Вид урока

урок – исследование

Оборудование: учебник, мульмедийная презентация, зеркала, весы, таблички с понятиями добра и зла, мультфильм « Просто так», песня « Что такое доброта», лучи солнца, чистые листы бумаги и карандаши, карточки с написанными словами –чувствами

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный















Подготовка к активной познавательной деятельности









Тема, цель урока































Работа над новым материалом
















































































Психологический тренинг








Работа над ключевыми понятиями
























































Закрепление























































Физминутка











































Работа в группах































































































































Работа в парах





































Домашнее задание













Рефлексия


Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

« Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!»

— Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня нас ждет необычный урок





Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и постараемся понять тему нашего урока.

( Отрывок из мультфильма « Просто так»)



— Ребята, кого вы увидели в мультфильме? Какие они? Почему изменилось настроение у ослика? Только ли цветы причина этого?



О чем же мы будем говорить на уроке? А кто назовет антоним к слову «добро»?



Тема нашего урока « Добро и зло» Слайд 1

Почему, по — вашему, слово добро написано белым цветом, а слово зло – черным?

Как мы построим свою работу?



План работы: Слайд 2
1.Будем искать
2. Обсудим
3.Сделаем вывод

— А что мы будем искать? ( ответы на вопросы)

— А что будем обсуждать? ( различные ситуации)

— А к какому выводу придем, узнаем в конце урока



— Добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении веков.

Послушайте восточную притчу.

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” — и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”


Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала — тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла — эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
Утром слуги нашли несчастную собаку. Она не дышала в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»





Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.


Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.



— Как вы понимаете значение слова « добро, доброта»?

Добро- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать что-то хорошее другим

— Какого человека мы называем добрым?

Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.



— Что такое зло?

— Отрицательное качество, человек ожесточается, зло толкает его на плохие поступки. Слова, схожие по смыслу со словом «зло» — худо, лихо, плохо.

Слайд 3



1)Разделим картинки на две группы

Слайды 4,5,6



2)А как вы считаете, на земле больше добра или зла? Нам помогут это понять весы. На одну чашу мы будем класть зло, а на другую добро и посмотрим, что перевесит.

( таблички: жадность, верность, война, любовь, жестокость, преданность, ложь, радость, клевета, верность, счастье, горе, зависть, предательство, честность, отзывчивость, милосердие, сострадание, забота)



-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

3)Люди издавна стремились к добру и отвергали зло

Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. А знаете ли вы эти пословицы?

Слайд 7

4)Кого вы считаете самыми близкими людьми? Всегда ли мы дарим добро самым близким людям? А как определить, когда нужно делать доброе дело?

Работа с учебником стр. 110-111

Обсуждение прочитанного. С кем из героев рассказа вы согласны?





А теперь немного отдохнем

Слайд 8

Игра « Топаем-хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

  • Старшие ученики обижают младших.

  • Ученики дарят цветы учительнице.

  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

  • Отнять у младшего деньги.

  • Ударить ногой собаку.

  • Помочь однокласснику в учебе.

  • Помирить поссорившихся друзей.

  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

  • Отвести домой заболевшего друга.



1 группа изображает злое выражение лица, а 2 группа доброе

Подумайте, что в лице человека говорит о его доброте или злобе?

Выставка работ учащихся



В народе говорят « Доброта- что солнце» Как вы понимаете это? Всю нашу планету освещает солнце. А мы тоже сейчас создадим свое солнышко, но только лучи у него будут особенные. Надо выбрать из слов те, которые говорят о добре (нежность, отзывчивость, верность, забота, любовь, ласка, внимание, терпение, понимание, злость, ложь, жестокость, вражда, ссора)

Слайд 9

Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось



Ребята, в литературных произведениях персонажи тоже бывают добрые и злые. Приведите примеры. Давайте вспомним сказки и пары добрый-злой. ( Карабас – Барабас – Буратино)

Белоснежка –

Золушка –

Змей Горыныч –

Соловей Разбойник –

Красная Шапочка –

Кот в сапогах –

Маугли –

Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло — добром.

Чему же учит эта притча? Как вы ее понимаете?

Есть такие замечательные слова слайд 10

Они принадлежат Василию Осиповичу Ключевскому. Это известный российский академик, историк.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

(В.О. Ключевский).

Как вы понимаете эти слова? Подходят ли они к услышанной притче?

Закончите предложение слайд 11

Я могу простить другого человека, если ….”,

Мне было одиноко, когда ….”,

Я раздражаюсь, если …”,

Я страдаю, когда ….”.



Представьте своё сердце. Сколько оно может вместить любви и добра! Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Нужно делиться с людьми только этими хорошими моментами, а в ответ вы получите еще больше радости, удовольствия и добра. Поделитесь своей любовью, добротой с другими.

Слайд 12

Звучит песня Барбариков « Что такое доброта» до конца урока на тихом звуке

Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка).



Слайд 13

  • Мини-сочинение

  • Рисунки

  • Что доброго и хорошего мы можем сделать для учащихся нашей школы



Мы сегодня много говорили о понятиях Добро и Зло. К какому выводу мы с вами пришли? ( добро и зло – нравственные ценности человечества, нужно делать так, чтобы вокруг нас было только добро)

Что вы чувствуете сейчас?

Позитивные эмоции Отрицательные эмоции

Удовлетворение, радость, веселье, восторг, удовольствие, счастье, восхищение, уныние, печаль, грусть, тоска, равнодушие.

Какое настроение у вас после урока? Какой картине оно соответствует? Слайд 14

Закончить наш урок мне бы хотелось такими строчками слайд 15

Спасибо за урок Слайд 16
























Дети смотрят отрывок из м-ф





Ответы детей















































Дети слушают притчу



















































Ответы детей

























Дети выполняют упражнения тренинга



















Ответы детей

























































Дети выполняют задания





























Ответы детей















Читают текст учебника



Ответы детей





Игра

















































Дети выполняют задания по группам





















































































Ответы детей









.




Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Пасха-христианский праздник"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: