Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 классе «Нравственный образец богатыря»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл













Конспект урока по ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

в 4 классе


«Нравственный образец богатыря».


Подготовила

Гребнева Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г .Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл









Г.Козьмодемьянск

2010г.


Урок 24.

Тема урока. Нравственный образец богатыря.

Цели и задачи: формировать у детей чувство любви к Родине, гордости за свою Родину, уважение к человеку, защитнику Отечества, на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения богатырей, познакомить с правилами честного поединка.

Виды деятельности: беседы, комментированное чтении. Устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к творческой беседы с членами семьи.

Основные термины: Богатырь. Правила честного поединка.

Средства наглядности: Презентация на тему «Нравственный образец богатыря».

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

  3. Обсуждение темы урока с учащимися:

Ой, вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие, и велась наша беседа речью плавною.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

-Что такое былина? Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

— Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете? Пословицы и поговорки.

  • — Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • — Своя земля и в горсти мила.

  • — На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  • — Всякому мила своя сторона.

  • — Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

  • — Человек без Родины — соловей без песни

– Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора.

-Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колывану, как его прозывают. И был тот Святогор-богатырь, или Колыван, как его еще называли, силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора-богатыря могли только горы – вот там-то он и проживал, Святогор. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив». 
А народ-то стал забывать его, нужен был такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.

— Вот такой богатырь пришел на смену Святогору-богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец.
Решил как-то раз Илья Муромец помериться силой со Святогором-богатырем. Догнал его на дороге и окликнул, да тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а тот дремлет, иногда, правда, бормочет: «Как русские мухи-то кусаются!» Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто там его беспокоит, протянул руку и… сунул Илью Муромца себе в карман. Вот и все сраженье.

-А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание богатырей?

И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зелены луга они стреножили
Сошли оба во белой шатер, 
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они с друг другом побраталися,
Обменялися да поцеловалися, 
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях.
Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

Учитель прикрепляет на доску репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», показывает и называет богатырей.

 Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных.
-Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
-А у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.
-Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

-Давайте обобщим все, что мы знаем теперь о богатырях, их характере, силе, поступках.

— Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

– Выберите те слова, которые имеют отношение к богатырям. Объясните свой выбор.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Были правила у богатырей честного поединка (работа с учебником с.51)

  • Договор с противником о месте и времени поединка.

  • Битва на равных.

  • Запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.

  • Применение силы против сильных, равных и для защиты слабых.

  • Презирали тех, кто наносил удар в спину.

-Вы знаете, что кроме положительных героев в былинах есть и отрицательные. Кого вы знаете?

— Важная добродетель воинской дружины- верность. Верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.

– Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Выслушиваются ответы детей.

Физкультминутку проводит под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Дружно встали – раз, два, три

Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

 Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?

Выслушиваются ответы детей.

— Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями?

Знаменитые спортсмены, которых мы знаем.

«Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!»

Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Пограничники, пожарники, космонавты, милиционеры, военные. Многие из них награждены. Нам есть на кого равняться. Каждый старается помочь, чем может, в трудную минуту.

Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.

Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время.

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  2. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  2. Задание на дом:

Найти имена богатырей нашего времени, объяснить, почему вы их считаете богатырями.

Использованные источники:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4-5 класс. Учебное пособие.М.Просвещение.2010г.

2.Былины о богатырях https://wee14.narod.ru/Rus/Byliny.html

3. Пословицы и поговорки https://www.gublibrary.ru/lib/ped/stichi_rodina/poslov_pogovorki.htm

4. Э. Григ  «Утро»

5. М. Мусоргский «Богатырские ворота»



Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Отворяя двери храма"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: