Конспект урока по ОРКСЭ «Образцы нравственности в культуре Отечества» 4 класс

Автор урока: Чуприна Анна Васильевна, учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 13» г. Калуги


Предмет: Основы светской этики


Класс: 4


Урок № 26, 4 четверть


Тема урока: Образцы нравственности в культуре Отечества


Цели занятия:

Формирование понимания важности быть нравственным человеком.

Становление гражданских качеств личности: патриотизма, коллективизма.

Развитие самостоятельности в действиях и поступках.

Воспитание ответственности за свои действия.


Задачи урока:

Дать определение понятий « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».

Обсудить с учащимися понятия « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».

Расширить представления детей о культуре нашей страны.

Привести примеры нравственных поступков.


Ожидаемые результаты:

Предметные:

В результате занятия учащиеся смогут дать определения понятиям « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».

Приводить примеры нравственных поступков.

Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.


Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.


Личностные:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.


Оборудование:

презентация к уроку; учебник « Основы светской этики», М. « Просвещение», 2012г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Оргмомент.

Мотивационный блок.

Сегодня я хочу начать урок с истории, которая потрясла меня много лет назад. Она вызвала много споров и среди ребят- школьников, и среди взрослых. Почему? Я думаю, вы сможете ответить на этот вопрос после того, как послушаете песню и услышите мой рассказ.

(https://www.youtube.com/watch?v=6Uf7DT50p-A)

« Баллада о спасённом хлебе» муз. М. Фрадкина, сл. В Штормова, исполняет Геннадий Каменный.


Константин Симонов

В СВОИ ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ…

Это случилось 3 июля 1972 года Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с товарищами работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва — после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своем стареньком тракторе, подбирал солому. От случайной искры солома вспыхнула. Сражаясь с огнем, спасая трактор, Анатолий погиб. Сгоревший трактор ДТ-75 стоит в г. Михайлов Рязанской области на территории сельхозтехникума имени Анатолия Мерзлова.

Свежие документы:  Урок по курсу ОРКиСЭ «Зачем творить добро»


Я уже читал в “Комсомольской правде” и о мужественном поступке, стоившем жизни восемнадцатилетнему комсомольцу Анатолию Мерзлову, и о том, что его имя занесено в Книгу почета Центрального Комитета комсомола, когда товарищи из “Комсомольской правды” позвали меня к себе в редакцию и положили передо мной письма, пришедшие в газету (cм. корреспонденцию Л. Раннамете «Он спасал урожай. Подвиг комсомольца Анатолия Мерзлова» [«Комс. правда», 6.08.1972] и заметку «Он спасал урожай» [«Комс. правда», 17.08.1972]).

В одном все письма сходились: их авторы, все без исключения, отдавали должное мужеству Анатолия Мерзлова. Но дальше в нескольких письмах ставился вопрос:

Да, это, конечно, мужество, но стоило ли его проявлять по такому поводу? Стоило ли идти на риск, как выяснилось впоследствии — смертельный, ради того, чтобы спасти из огня трактор? Можно ли равнять цену трактора с ценой человеческой жизни? Сгоревший трактор можно заменить другим, а сгоревшую человеческую жизнь другой не заменишь.

Как бы вы ответили на поставленные вопросы?


Информационный блок.

Тема нашего сегодняшнего занятия « Образцы нравственности в культуре России».

— Как вы понимаете выражение « Образец нравственности»?

-Как вы считаете, можно ли Анатолия Мерзлова считать образцом нравственности? -Почему вы так думаете?

-Для того, чтобы убедиться в правильности собственных суждений , я предлагаю вам прочитать статью на стр. 54-55 нашего учебника и постараться дать ответ на поставленный мною вопрос.


( Заполняются карточки с новыми понятиями « патриот», « труженик», « воин»,

« коллективист»).


4. Аналитический блок.

— Так кто же он- Анатолий Мерзлов?

Труженик. ( Трудолюбивый человек, который свои трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны).

Патриот. ( Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги).

Воин. ( Защитник Отечества, нравственный идеал, наделённый разными добродетелями, защищающий родную землю, свой народ , не щадя своей жизни).

Информация к размышлению:

« Нина Петровна Мерзлова и Алексей Михайлович Мерзлов — мать и отец погибшего Анатолия — люди стойкие и глубокие. И пока я говорил с ними, мне через них, через их человеческие личности, через их взгляд на жизнь, через их собственное отношение к поступку погибшего сына постепенно открывалась и личность того восемнадцатилетнего юноши, которого я уже никогда не увижу и никогда не спрошу, как он сам-то смотрит на свой поступок, — стоило ли рисковать своей молодой жизнью из-за “железки”, как выразился о тракторе автор одного письма.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса по модулю "Основы светской этики"

Стойкие люди — это не те, у которых не дрогнет голос и не упадет слеза. Стойкие люди — это те, которые сами не дрогнут в трудную минуту жизни, которые сами не упадут на колени перед бедой.

Родители Анатолия Мерзлова говорили о своем сыне с уважением. Это слово точней всего определяет то главное чувство, которое стояло за всем, что они рассказывали. Не умиление, не восхищение, а именно уважение. Он рос в их семье и вырос в человека, которого они уважали. Уважали его отношение к людям и к делу, к младшему брату и сестре, к молоденькой жене, к товарищам. Они уважали его за то, как он работал, с какой любовью и ответственностью относился к порученному ему делу и — как к части этого дела — к тому старенькому, но отремонтированному им и безотказно работавшему трактору, который он решился спасти от огня. Они не изумлялись и не восхищались этим поступком своего сына. Они испытывали к своему сыну более прочное и сильное чувство — чувство глубокого уважения».

Коллективист. ( Человек, заботящийся об интересах коллектива, иногда в ущерб свои собственным).


5.Рефлексивный блок.


— Ваше отношение к произошедшему 40 лет назад событию?

— Какая информация была новой на этом уроке?

— Какие идеи были для вас наиболее значимыми?

— Что было сложным для восприятия , какие вопросы остались?

— Сформулируйте, пожалуйста, 2- 3 мысли по поводу проведённого занятия.


6. Этап оценки и самооценки, домашнее задание.


— Как бы вы оценили свою собственную деятельность на этом уроке?

— Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания:

а) подобрать с помощью различных источников информации несколько примеров образцов нравственности в культуре нашего Отечества;

б) найти в интернете информацию об Анатолии Мерзлове и подготовить о нём сообщение;

в) написать мини- сочинение по теме урока.


Спасибо за урок.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: