Преподавание курса ОРКСЭ в 4 классах


Преподавание курса ОРКСЭ в 4 классах

В апреле 2010 г. в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». А с 1 сентября 2012 г. этот курс введён во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края. На изучение курса отводится 34 часа в год в 4 классах. В образовательном процессе с целью преподавания курса используются учебники и учебные пособия , включённые в Федеральный перечень учебников на 2012 -2013 год.


Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Особенности преподавания курса ОРКСЭ: 1) Курс носит культурологический, воспитательный характер и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравсвенность».
2)Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4- х классах всех общеобразовательных учреждений России с 1 сентября 2012 года. 3) Курс является комплексным и состоит из 6 модулей: — Основы православной культуры — Основы мировых религиозных культур — Основы светской этики — Основы исламской культуры — Основы буддийской культуры — Основы иудейской культуры Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей : Отечество, семья, культурная традиция. 4) Курс ОРКСЭ не является изолированным элементом школьной программы, по месту в учебном плане и по содержанию это предмет между «Окружающим миром» и предметом «История», изучение которого начинается в 5 классе. 5) Модульное построение учебного курса реализует право на свободный выбор обучающимися и их родителями одного из молулей. При осуществлении родителями выбора недопустимо нарушение принципа добровольности выбора. 6) Обязательным условием преподавания ОРКСЭ является безотметочное обучение. Рекомендуется не выставлять текущие, четвертные, годовые оценки (отметки, зачёты –незачёты и др.) Объектом оценивания на уроке становится нравственная и культурологическая компитентность ученика, его способности понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребности к духовному развитию. Но это не исключает возможность и необходимость в контроле усвоения знаний учащимися. Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.
  Домашнее задание предлагается выполнить по – желанию с привлечением родителей.

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Классификация и термическая обработка сталей"


В 2012 – 2013 учебном году в нашей школе была осуществлена реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры».

1.      Издан приказ по школе  «Об определении порядка подготовки к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

2.      Составлен план мероприятий по введению в школе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

3.      Создан банк нормативно-правовых документов по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

4.     Проведено родительское собрание в 3 классах по вопросу введения и выбора модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

5. Я прошла курсы со 2.06.2012 по 25.07.2012 по теме «Комплексный учебный курс основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как составляющая духовно – нравственного воспитания и развития школьников».

 6. 100% учащихся выбрали модуль «Основы православной культуры».

7. Приобретены учебные пособия для всех учащихся, методическая и дополнительная литература для введения ОРКСЭ.

Учебно-методический комплекс, включающий: 

1.      Учебник. Кураев А. В. «Основы православной культуры» 4 – 5 классы. 

2.      Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры». 

3.      ОРКСЭ. Книга для родителей. Автор: Данилюк А. Я. 

4.      Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». 

5.      ОРКСЭ. Книга для учителя. Справочные материалы. Под ред. Тишкова В. А.  

6.      Пособие для учителей «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников». Автор: Данилюк А. Я. 

7. Словарь-справочник школьника «Православная культура»

На уроках ОПК ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви. Программой предусмотрено изучение заповедей, главных православных молитв, золотого правила этики, знакомство с Библией . Ребята рассмотрели такие  важные понятия, как совесть и раскаяние, милосердие и сострадание.   При организации занятий были включены поездки в храм, встречи со священниками и библиотекарем церкви. На уроках ОРКСЭ применяются групповые формы работы, не исключая при этом индивидуальную работу с учащимися. Так как учебник труден для понимания, широко использую работу с электронным приложением к учебнику, призентации, мультфильмы с православной тематикой, чтение и исцинирование притч.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Обработка текстовой и графической информации" 5 класс

Предусмотрена проектная работа – по желанию учащихся, с обязательным привлечением к работе над проектом родителей.



На занятиях православной культуры учащиеся впервые задумываются над мировоззренческими проблемами, ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. Каждая тема курса находит у них живой отклик, выявляет неподдельный интерес. В ходе занятий у ребят возникаем множество вопросов, иногда выходящих за рамки темы или раздвигающие эти самые рамки. Четвероклассники делятся своими впечатлениями, приводят примеры из собственной жизни, пересказывают библейские притчи, увлечённо выполняют разнообразные тестовые, творческие, интерактивные задания с использованием электронного приложения к учебнику.

На занятиях ребята приобретают те представления о мире, о добре и зле, которые позволяют точно ориентироваться в конкретной жизни и принимать правильные решения. Важно, чтобы ребёнок увидел в жизни, наполненной самым различным содержанием, её нравственную и духовную основы, почувствовал движения своей души, а себя причастным и ответственным за добро или зло вокруг. Урок ОПК – это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее.



По завершению преподавания курса в прошлом году был проведен мониторинг процесса реализации курса среди учащихся и родителей, который показал положительное отношение учащихся и родителей к данному модулю.  

Учащиеся 4 класса ответили, что им было интересно, они узнали много нового, они собой довольны, оценили своё участие в занятиях средним баллом, хотели бы продолжить изучение курса и дальше в 5 классе.  

  Из анкет родителей можно сделать следующие выводы: родители учащихся 4 класса положительно относятся к изучению их ребёнком модуля «Основы православной культуры». Отвечая на вопрос – Удовлетворены ли содержанием выбранного модуля? – 100% родителей подтвердили правильность своего выбора. 

  Период обучения ребёнка в школе – это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. Во многом этому способствует изучение модуля «Основы православной культуры».

Основная цель  школы – духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Данный предмет способствует достижению  этой цели. 

 

Закон РФ «Об образовании»





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: