Проект урока «Как христианство пришло на Русь»
Цель урока: ознакомление с понятием «Церковь», как сообществом людей, объединенных христианской верой; формирование представления о значимости для нашего Отечества факта Крещения Руси, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культуры.
Задачи:
Здоровьесберегающая: обеспечить условия для усвоения новых знаний на основе неугасаемого интереса, как фактора повышения мотивации учебной деятельности.
Обучающие: познакомить учащихся с историей принятия христианства на Руси;
Объяснить детям суть понятия «Крещение» (присоединение к Церкви);
Акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии.
Развивающие: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны;
расширять социальный опыт учащихся через трансмиссию в прошлое;
развивать мышление учащихся через соотношение исторического и социального опыта.
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к знаниям; осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости.
Ключевые понятия урока: Церковь, православие, вера в единого Бога, исповедь, князь Владимир, Крещение, летопись, Святая Русь.
Тип урока: комбинированный (по возможности с использованием ИКТ).
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с видеоматериалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Образовательные ресурсы: фотографии православных храмов, монастырей; репродукции картин; иллюстративный материал в учебнике;
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: уч. для общеобразоват. учреждений /А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.;
презентация учителя, мультимедиапроектор;
Аббревиатура:
Л.: личностные результаты
Р.: регулятивные результаты
К.: коммуникативные результаты
П.: Познавательные результаты
Ход урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
I. Орг.момент
II. Целеполагание
I I I. Изучение нового материала
IV. Физминутка.
V. Презентация учителя «Святая Русь»
VI. Работа в парах.
VI.Рефлексия деятельности
Обобщение
VII. Дом. задание
|
Организация направленного внимания на начало урока
Определение (формулирование) темы и цели урока.
Формирование представления детей о том, что нового они узнают, чему научатся. Формулирование главной мысли притчи. Усвоение ключевых понятий.
Смена вида деятельности
Знакомство с новыми понятиями исповедь, «Святая Русь»
Формирование личной ответственности за результаты своего труда.
Закрепление новых знаний. |
Приветствие. Предлагает проверить наличие учебных принадлежностей
Прдлагает ответить на вопросы: Что вам известно о христианстве и православии? Какие православные ценности вы знаете? Во что верят православные христиане? Каковы основные Божьи заповеди? В чем проявляется любовь к ближнему?
— Рассмотрите иллюстрации (храмы Дмитровского р-на и иллюстрацию «Храм Покрова на Нерли» с.59)и ответьте на вопросы к ним: Что изображено? Когда храмы появились на Руси? Почему? О чем будем говорить на уроке? Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь?
Обобщает высказывания детей и предлагает прочитать тему урока (в книге или на доске) и материалы рубрики «Вы узнаете».
1. Предлагает прочитать притчу с.58 уч. -Выделите главную мысль притчи. -Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди должны научаться от людей, передают опыт, знания из поколения в поколение)
Дает задание озаглавить притчу.
2.Предлагает прочитать 1, 2, 3 абзацы «Крещение Руси» с.58-59. — Составьте 1-2 вопроса по прочитанному, которые вас интересуют или ответы, на которые вы не знаете.
3. Предлагает прочитать 4, 5, 6, 7 абзацы «Крещение Руси» с.58-60. Предлагает вопросы: Почему в Стамбуле есть храм Святой Софии? Что означает слово «София»? — Почему князь Владимир принял решение принять православие? Что вы знаете и узнали нового о князе Владимире? — Что означает Крещение? Кто принес на Русь азбуку и книги?
4. Узнали ли мы из текста, что такое Церковь и Крещение? Предлагает еще раз найти значение этих слов в тексте учебника и в рубрике «Это интересно».
5. Изучение рубрик «Это интересно знать». — Что нового узнали?
Проговаривает стих-ние: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони, Не нужны тебе они. Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Богомольцев не толкай К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам – Не полезно это нам…
Показывает презентацию. Предлагает ответить на вопросы: Почему Русь стали называть Святой Русью? — Что вам запомнилось из описания православной жизни А. Солженицыным? Почему?
Предлагает ответить на вопросы к параграфу с. 61 уч. в парах и рассамотреть иллюстрацию Б.Кустодиева «Земская школа» с 61.
Предлагает ответить на вопросы: важен ли для Руси факт крещения?
Изменилось ли что-нибудь после этого на Руси и в жизни ее граждан?
Зачем люди при рождении крестят детей?
Просит оценить свою работу на уроке и урок. Благодарит всех за плодотворную работу.
Подготовить рассказ о своем крещении. Уч. с. 58-61 чит.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы к ним
— Храмы, церкви. — Когда пришло христианство.
О храмах, цеквях, христианстве.
Предположения детей.
Читают тему урока в учебнике и материалы рубрики «Вы узнаете».
Читают притчу.
Анализируют притчу.
Формулируют ответы на вопрос, внимательно слушают друг друга.
Работают с учебником, читают. Предлагают вопросы для одноклассников: Что такое общество христиан? Что такое Церковь? Что такое папирус? В какой стране жил Христос? Отвечают на вопросы.
Читают.
Обсуждают прочитанное, отвечая на вопросы учителя. Рассматривают иллюстрацию с. 60 «Крещение Руси» В.Васнецова под руководством учителя.
Формулируют ответы на вопросы, обращаются к учебнику.
Выполняют движения в соответствии с текстом стих-ния.
Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы.
Делают выводы о том, какие изменения произошли на Руси.
Работают в парах: обсуждают, делятся мнением, выражают свое отношение.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу и урока.
Самоподготовка
|
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося
Стремятся к повышению культуры речевого общения; отвечая на вопросы, обобщают приобретенные ранее знания.
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым фактам, сведениям. Оценивают высказывания героев притчи.
Проявляют эмоциональную отзывчивость.
Формирование способности эмоционально реагировать на изменения и их проявления в обществе в прошлом и настоящем.
Умеют работать в паре, слушать партнера и делать выводы.
|
Р.: Организовывают свое рабочее место под руководством учителя. К.: Соблюдают простейшие нормы речевого этикета – приветствие.
П.: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме с опорой на имеющиеся знания. Строят рассуждения в процессе ответов на вопросы.
К.: Ведут учебный диалог.
Р.: Определяют тему урока.
Р.: Сохраняют цель и задачи учебной деятельности.
П.: Ориентируются в учебнике, работают с текстом, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике.
К: адекватно воспринимают разные точки зрения и мотивированно и корректно присоединяются к одной из них, или аргументировано высказывают собственную точку зрения.
Р.: выполняют физминутку под руководством учителя.
К.: слушают учителя.
Р.: проявляют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
П.: осознанное и произвольное речевое устное высказывание о Святой Руси.
К.: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. К: аргументировано высказывают собственную точку зрения с опорой на изученный материал.
Р.: оценивают и корректируют свои действия.
|
Развитие речи.
Активизация словарного запаса.
Умеют работать с иллюстративным материалом.
Ориентируются в целях, задачах урока и условиях общения.
Умеют работать с учебником.
Формирование первоначальных представлений о том, как христианство пришло на Русь.
Владение понятиями «Церковь, князь Владимир, Крещение»
Научатся публично выражать вои мысли; раскрывать соответствующую тематике информацию.
Работают в паре.
|