Технологическая карта урока ОРКСЭ «Светская этика» 4 класс


Класс: 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Светская этика»


Целевой блок

Тема

Что такое счастье?

Цель


Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.

Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).


Формировать УУД:

Личностные:

1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

  • Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


  • Познавательные:

1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Cтроить речевое высказывание в устной форме.

4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.

5. Интерпретировать и обобщать информацию.

Планируемые результаты

Предметные: расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»

Личностные: формирование культурной эрудиции учащихся.

Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье.

Способствовать развитию: формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне,

Воспитывать: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России  (4класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И., презентации

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Счастье, смысл жизни, жизнь

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Этика, психология

Действия обучающихся и учителя

I. Мотивация к учению.


Действия учителя

Действия обучающихся

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.


II. Актуализация знаний.


Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

Что нужно Тебе? — переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним…

— Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей)

— Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?





























Ответы детей

— Это притча о счастье.



— Что такое счастье и смысл жизни.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое счастье?»

-Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

— Как вы думаете, когда, при каких обстоятельствах мы употребляем это слово в речи?

— Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова. Для меня счастье — это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека.

— Ребята, а как вы думаете, кто или что может быть счастливым?
Например, семья, ребёнок, смех (дом, будущее и т.д.).








Возможные ответы детей:

— Когда исполняются заветные желания; когда в доме все хорошо, никто не ругается; когда тебя все любят.



Дети объясняют и приводят примеры

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.



— Кто может сделать вас счастливым?


1. Презентация. Слайд № 2

Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье — это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама — и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет — его счастье исчезает.

Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками — больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.


2. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик»

— Кого осчастливила Женя?

3. Тренинг «Цветик семицветик»

Вам необходимо выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик»



4. Работа с пословицами (в парах).

На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.) Пословицы:

  • Счастье в воздухе не вьется — оно трудом дается.

  • Счастья ключи в своих руках ищи.

  • Кто нужды не видал — и счастья не знает.

  • Было бы счастье, да несчастье помогло.

— А теперь проверьте.

— «Не родись красивым, а родись счастливым». Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают.) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова.

5. Чтение стихотворения

Красивым здорово родиться!

Красивый может погордиться,

Поважничать и полениться,

На красоту не станут злиться!

Счастливым — интересней быть.

Счастливый может всех любить.

Он дарит счастье всем вокруг,

И рядом с ним всегда есть друг.


— Попробуйте определить одним словом, что же такое счастье для человека? Что входит в это понятие?

— Лучами этого солнца станут ваши слова счастья! Учитель записывает на доске слова, сказанные детьми (здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость и т.д).


6. Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни»

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни,

— Что вы поняли просмотрев мультфильм?

-Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния — «построить дом». Или идея защиты окружающей среды — «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания — «вырастить сына».

— Мама, друзья, природа, предмет и т.д


Работа с презентацией. Слайд № 2






























Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик».



Дети заклеивают лепестки и подписывают, как понимают слово «счастье»







Работа парами.


Дети стрелками соединяют две половины пословиц, проверяют и объясняют смысл данных пословиц.



Презентация. Слайд № 3

























Работа с презентацией. Слайд № 4.

— Здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость, удача, удовольствие, успех, благополучие и т.д.



Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни»

— Что смыл жизни не надо искать где –то, оно рядом всегда, надо научиться видеть его.










V. Выражение

решения проблемы.


Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни»

-Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

-Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

-Может цель нашей жизни в богатстве?

-Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

-Жизнь ради детей?

-Жить ради знаний? Так ли это?

Работа с презентацией. Слайд № 6



— Мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть.



— Стремление к славе мы не можем считать целью жизни.


Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

7. Работа над афоризмами ( на доске портреты И.С.Тургенева и Вильяма Купера)

— Единственное истинное счастье приходит при самореализации. (Вильям Купер).
Чтобы прожить жизнь не зря, вы должны найти свою цель в жизни и искренне следовать за нею. Обозначьте себе цели в жизни и имейте храбрость, чтобы следовать за ними.


— Счастье никогда не приходит к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть. (И.С.Тургенев).

Цените то, что у вас есть… Сейчас… Рядом… И никогда не думайте «а может быть». Может и не быть…




Работа с презентацией. Слайд № 5

Дети объясняют смысл афоризмов Вильяма Купера и И.С.Тургенева

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Релаксация. «Полёт мысли».

Играет спокойная музыка.

У каждого из вас на листочке есть цветик – семицветик. Один лепесток его не закрашен.Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни — закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения –зелёным, а если вы считаете ,что так и не смогли найти ответ- жёлтым.

— Закройте глазки. Попробуйте представить, что вдыхаете в себя добро, свет, всё хорошее и мысленно посылаете это друг другу, всем родным близким, всем людям. Наши мысли обязательно долетят до них и принесут им радость.


Домашнее задание

– Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 33) или составьте своё по теме урока


Свежие документы:  Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: