Доклад из опыта работы с дошкольниками по правилам дорожного движения.
В минувшем году в Хакасии зарегистрированы 134 авто происшествия, в которых, пятеро детей в возрасте до 16 лет погибли и 147 получили травмы различной тяжести. Острота проблемы диктует необходимость активизации профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП среди детей.
В соответствии с анализом, проведенным совместно с сотрудниками ГИБДД Алтайского района, основными причинами ДТП с участием детей является:
-Незнание правил дорожного движения;
-Отсутствие практических навыков поведения в конкретной дорожной ситуации;
-Недостаточный надзор взрослых;
-Нарушение родителями правил;
-Недостаточная компетентность в решении проблемы формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах.
-Отсутствие необходимых условий.
Анализ проведенного нами скрининг-исследования среди родителей показывает следующее:
85% родителей нуждаются в помощи по обучению ребенка правилам дорожного движения;
у 60% не хватает имеющихся знаний;
90% считают необходимым обучать своего ребенка в дошкольном возрасте.
Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
Цель: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи:
-Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
-Учить применять полученные знания на практике;
-Развивать познавательные интересы и творческие способности;
-Воспитывать потребность в соблюдении ПДД.
-Отработать систему просвещения родителей по вопросам профилактики и приобщить к участию в жизни д/сада, через реализацию мини – проекта Перекрёсток».
Мини — проект, реализуемый на протяжении недели предусматривает несколько этапов.
Цель подготовительного этапа: определить основные направления работы.
ПЕРВОЕ Формирование целей и задач проекта.
ВТОРОЕ Разработка перспективного плана для данной возрастной категории детей
ТРЕТЬЕ Беседа с родителями, вовлечение их в суть проекта.
ДАЛЕЕ Подбор необходимого материала, с учетом выбранного алгоритма проекта (Оформление папок-передвижек соответствующей тематике информацией).
Цель 2 этапа теоретическое и практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями, педагогами, сотрудниками ГИБДД.
На данном этапе предполагается использование инновационных методов и активных форм организации детей.
У данного недельного проекта, каждый день недели имеет свою тему дня: в понедельник тема дня «Улица. Дорога», во вторник «Всё о светофоре», в среду «Изучаем перекрёсток», в четверг «Дорожные знаки», пятница тема дня «Дорожная азбука».
За время реализации проекта отработано:
—предметно – развивающая среда (групповой уголок, уголок для родителей,
Макет улицы на стене (в приёмной);
— использование активных методов обучения (интеллектуальная игра, разыгрывание ролей, дорожных ситуаций);
— современные формы организации детей: использование тренажёров компьютерного обучающего комплекса, интегрированная образовательная деятельность с привлечением сотрудников ГИБДД, практические игры — занятия в учебно игровых комплексах, организация работы отряда ЮИД(из числа детей старшей группы); проведение акций «ВНИМАНИЕ, ДЕТИ!», «ОТРАЖАЙКА», театрализованные представления и РАВЛЕЧЕНИЯ.
—участие родителей в создании предметно-развивающей среды, совместных спортивных развлечениях, целевых прогулках, изготовление и выставка макетов, фото-выставка, семейные стенные газеты» Я — пешеход» и др.
Заключительным этапом работы над проектом стал День открытых дверей «Светофор собирает друзей». Цель заключительного этапа: обобщение полученного опыта.
Создание данного проекта позволило достичь конкретных результатов за короткий период.
В ходе его реализации дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме познакомились с правилами дорожного движения.
Подобранные игры, НОД, продуктивная деятельность помогли детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации.
Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. Реализация проекта обеспечила активное участие детей, родителей и педагогов.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Воспитатель МБДОУ Шишканова Л.В.
Рабочий план реализации мини – проекта «Перекрёсток» в старшей группе.
Дни недели | ||||||
Понедельник ТЕМА ДНЯ: «Улица. Дорога» | Вторник ТЕМА ДНЯ: «Светофор» | Среда ТЕМА ДНЯ: «Перекрёсток» | Четверг ТЕМА ДНЯ: «Дорожные знаки» | Пятница ТЕМА ДНЯ: «Дорожная азбука» | ||
1 | Непосредственно образовательная деятельность
| Игра-путешествие Путешествие в волшебную странуТранспорт ландию». Цель: Воспитывать привычку соблюдать ПДД | НОД: «Дети, дорога, безопасность» Цель: Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах.
| Викторина «Перекрёсток» Цель: Закрепить знания о ПДД. Воспитывать у детейвнимательность (особенно на дороге). | Маршрутная игра «Юные знатоки ПДД». Цель: закрепить знания о правилах поведения; способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах; закрепить умение применить полученные знания в повседневной жизни. | Интелектуальнаяигра «Что где? Когда?» Цель: продемонстрировать полученные знания и практические навыки, |
2 | Наблюдения (экскур сии, прогулки) накапливается опыт движения по улице, | Целевая прогулка (пешие прогулки по ближайшим улицам) «Знакомство с улицей» Цель: Познако мить с понятиями «дорога»,«улица» Уточнить знания о том, где ходят пешеходы, а где едут машины. | Организация практических занятий на учебно-тренировочном перекрестке на территории д/сада Расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; | Экскурсия на перекресток Цель:Закрепить о дорожных знаках: «Пешеходный переход», указателях, о их назначениях | Практические занятия с детьми «Правила движения достойны уважения» Цель: Дать представление об обстановке на улице | Тематическая экскурсия: «Составление схем безопасных маршрутов детей в д/сад и обратно» совместно с родителями. |
3 | Рассказывание | Проведение бесед: «Основные части улицы»; «Дорога не место для игр» Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. | сочинение сказок детьми о правилах безопасного поведения на дороге«Дорожные ситуации» | Составить рассказы на тему: «Мы за безопасность на дорогах». Цель: Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
| «Знаки вокруг нас». Цель: Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. | «Мы – пассажиры» Цель: Обучать детей правильному поведению в транспорте.
|
4 | Чтение художественной литературы
| С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер» В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»; Знакомить детей с художествен ными произведе ниями | В. Кожевников «Светофор»; А. Северный «Светофор», С. Михалков «Бездельник- светофор», «Если свет зажегся красный»; | Н. Носов «Автомобиль» (пересказ) И. Серяков «Законы улиц и дорог». Цель: Через худ. произведения включить детей в изучение ПДД | О.Бедарев «Азбука безопасности»; В.Семернин «Запрещается -разрешается
| Звенина А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
|
5 | Экспериментирование, моделирование | фланелеграф – моделирование ситуаций на дороге Цель: наглядно показать детям наиболее безопасные пути | Создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей. Цель: Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД | практические занятия на игровой площадке «Автогородок» | Игра на макете | «Мы – пешеходы». Цель: Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. |
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) Закрепление знаний в игре, | Дидактическая игра: «Что ты будешь делать, если…» «Наша улица»
| Дидактическая игра: «Разрешено-запрещено», «Правильно-неправильно» | Дидактическая игра: «Перекрёсток», «Угадай, на чем повезешь», | Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», Ди «Что такое перед нами? », «Кто больше назовет дорожных знаков». | Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?», картотека «опасных ситуаций»
|
7 | Художественно- творческая деятельность. | Тематическая выставка детских рисунков «Рисуем безопасность» Цель: в процессе деятельности разъясняются детям ПДД и прививаются навыки дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. |
|
| «Нарисуй, какие ты знаешь дорожные знаки» Цель: закрепляют пройденный материал. |
|
рисова ние | ||||||
апплика ция Развивать потребность в творческой деятельности. |
|
| (коллективная «Наша улица» Совершенствовать умение изображать дорожные ситуации, улицы , развивать наблюдательность и способность замечать ее характерные особенности и передать их средствами аппликации. |
|
| |
лепка |
| «Регулировщик» цель: учить лепить фигуру человека, комбинированным способом. Воспитание уважительного отношения. |
|
|
| |
художественное конструирование | Конструирование «Строительство улиц города» вать самостоятель ное создание детьми конструкции дома с внесением в неё элементов нового. Придума ть название улиц. |
| «Строительство дорожек для пешеходов и машин» Цель: Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог для пешеходов. |
| Конкурс поделок «Мой микрорайон» совместно с родителями из бросового материала. Выставка «Новосёлкино» | |
восприятие произве дений изобразительного искусст ва | Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. | Рассматривание плакатов по ПДД с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге и т.д | |
| Просмотр видеофильмов «Уроки безопасности дорожного движения» Цель: усилить эффективность образовательной деятельности. | |
8 | Работа с родителями воспитанников Вызывать интерес к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге |
| Консультация «Что читать детям по ПДД» Принять участие в создании игрового пространства для детей, костюмов для дефиле «Живые дорожные знаки». | Оформление родительского уголка на тему Консультации для родителей: «Главные уроки воспитания пешехода» «Три «закона» безопасности пешехода на дороге» |
| Итоговое мероприятие по проекту «Светофор собирает друзей» Закрепить и обобщить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и ПДД Музыкальный праздник
|
9 | Работа с педагогами | Тестирование. Консультативный практикум для воспитателей «Современный подход в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
| Консультация « Типичные ошибки при обучении детей ПДД» | Реконструкция совместно с родителями “Дорожки безопасности” на территории ДОУ |
| Анализ и обработка результатов по реализации проекта. Обобщение передового педагогического опыта по обучению детей правилам дорожного движения. |
10 | Работа с сотрудниками ГИБДД | Родительский всеобуч (занятия для родителей) “Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма” «Основные причины ДТП, сводка ГИБДД по Алтайскому району» | Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах, через игровую деятельность» Оформление выставки методической литературы и пособий: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» | Встреча — беседа « Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог» | Родительский всеобуч «Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД» Участие в акциях «Водитель, сохрани мне жизнь»; «Внимание, дети!» Цель: пропаганда соблюдения ПДД, привитие навыков безопасного поведения на улице и дороге | Тематический контроль «Дорожная азбука» Выявление детей, имеющих велосипеды, организация с ними занятий и проведение зачетов на велотреке (на территории ДОУ) |
11 | Сотрудничество со СМИ | СТАТЬЯ В РАЙОННОЙ ГАЗЕТЕ «Сельская правда» Итоговое мероприятие по проекту «Красный, жёлтый, зелёный»
|