Дополнительная образовательная программа Краеведение рассчитана на детей 11-17 лет на год обучения

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей –

Дворец творчества детей и молодежи









Дополнительная образовательная программа





Краеведение

рассчитана на детей 11-17 лет

на год обучения








Программа утверждена

педагогическим советом

протокол №___________

«___»_____________2014г.








Составитель: Анкудинова Т.Л.,

педагог дополнительного

образования











Топки 2014

Пояснительная записка


Программа «Краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.


Актуальность:

Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Краеведческая работа в школе позволяет связать с собой многие вопросы разных дисциплин, что позволяет обеспечить тесный контакт учебных занятий с историко-краеведческой работой.

Отличительные особенности программы:

Историческое краеведение позволяет лучше узнать и полюбить историю своего родного края, своей малой родины, а это, в свою очередь, способствует раскрытию индивидуальных способностей, помогает выбору профессии, готовит к вступлению в жизнь.

Цель программы:

Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, и гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— подробное изучение истории родного края, анализ факторов, которые способствовали формированию в данной местности общежития людей, выявление основных точек соприкосновения человека с природой;

— формирование у обучающихся навыков краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

— воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Занимаясь в кружке, обучающиеся имеют возможность для получения и развития разнообразных практических навыков, самоорганизации и самоуправлении, общественной активности и дисциплины.

Реализация программы осуществляется с использованием всего многообразия форм и методов краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записи воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, различных учреждениях и организациях.

Учебно-тематический план включает в себя базовые знания по истории Топкинского района, поселка Рассвет, деревни Соломино, деревни Терехино, деревни Симоново, поселка Ключевой.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения детей равна 144 часам.

Программа включает следующие направления деятельности:

  1. Научно-исследовательское.

  2. Просветительское.

  3. Организационно-техническое.

  4. Организационно-методическое.

  5. Коммуникативное.

  6. Аналитическое.

Форма работы с обучающимися: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий, творческие задания позволяют педагогу в течение года следить за процессом освоения нового материала и овладением навыками исследовательской работы.

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 — 15 минут в рамках каждого часа. Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом. Практические занятия организуются только после того, как обучающиеся освоят теоретическую часть. На этих занятиях проводятся экскурсии, исследовательская и поисковая работа, обработка полученной информации, составление экспозиций.

Количество детей в группе первого года обучения – 15 обучающихся, возраст – 11-17 лет.

Формы подведения итого реализации программы:

Своеобразным показателем успешности для детей станет участие в муниципальной и областной конференциях «Турист. Эколог. Краевед» и « Живи, Кузнецкая земля!», муниципальных и областных краеведческих конкурсах и викторинах.























Учебно-методический план первого года обучения




п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

Раздел 1 «Семья»

1

Мое родословное древо. Составление генеалогии своей семьи.

6

2

4

2

Трудовые династии Соломинской сельской территории.

6

2

4

3

Изучение вклада моей семьи в победу в Великой Отечественной войне «Орден в моем доме» или «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»

8

2

6

Раздел 2 «Школа»

4

Подготовка и размещение материалов по истории поселка Рассвет на стендах в кабинетах истории

8

2

6

5

Сбор материала по истории школ Соломинского сельского поселения и размещение материалов по истории школ поселка Рассвет на стендах в кабинетах истории

12

4

8

6

Сбор и оформление материалов о выпускниках Рассветской школы

10

2

8

7

Сбор и оформление материалов об учителях Рассветской школы

8

2

6

8

Сбор материалов по истории Терехинской школы

8

2

6

9

Изучение материалов конференций «Живи, Кузнецкая земля!» и «Отечество»

6

6

Раздел 3 «Родина»

10

Посещение музеев г.Кемерово, г.Топки и Топкинского района

4

4

11

Начать сбор и систематизацию газетных публикаций по истории Кузбасса, г.Топки, Топкинского района, поселков нашей территории

6

1

5

12

Сбор материалов о церкви деревни Соломино

6

1

5

13

Сбор материала и написание работ на муниципальную конференцию «Турист. Эколог. Краевед»

14

2

12

14

Проведение игры «Что? Где? Когда?» краеведческой тематики

4

2

2

15

Изучение истории памятников на территории Соломинского сельского поселения и уход за ними

6

2

4

16

Изготовление макетов общественных зданий поселка Рассвет

18

6

12

Раздел 4 «Память»

17

Методика проведения опросов старожилов и ветеранов

2

1

1

18

Сбор и оформление материалов о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны , проживающих на территории Соломинской сельской территории

12

2

10


Всего по курсу

144

41

103


































Содержание изучаемого курса


Раздел 1 «Семья»


  1. Древо жизни. Знакомство с родословным древом семьи, правила его составления. Сбор информации для составления родословного древа.

  2. Сбор фотографий и документов о трудовых династиях.

  3. «Орден в моем доме». Записать воспоминания родственников, участников Великой Отечественной войны.


Раздел 2 «Школа»


  1. Подготовка и размещение материалов по истории поселка Рассвет на стендах в кабинетах истории.

  2. Сбор материала по истории школы. Сбор документов, фотографий, воспоминаний.

  3. Сбор и оформление материалов о выпускниках Рассветской школы. Запись воспоминаний, награды, заслуги.

  4. Учителя нашей школы. Собрать материал об Макиенко О.И., Белоножко З.В., Янченко Е.Ф., Лосевой А.И., Слизове И.В.

  5. При составлении истории Терехинской школы посетить районную, сельские библиотеки, Топкинский городской музей, ОМС УО Топкинского района; познакомиться с материалами газет «Провинция», «Наш Городок», «Топкинский вестник».

  6. Изучение материалов конференций «Живи, Кузнецкая земля!» и «Отечество». Познакомить обучающихся с работой их сверстников, изучить требования к подобного рода публикациям.


Раздел 3 «Родина»


  1. Посещение музеев г.Кемерово, г.Топки и Топкинского района (музей «Военной истории Кузбасса», Топкинский городской музей, музей Зарубинской школы.

  2. Начать сбор и систематизацию газетных публикаций по истории Кузбасса, г.Топки, Топкинского района, поселков нашей территории.

  3. Церковь в д.Соломино. Сбор материалов, воспоминания старожилов, поиск газетных публикаций и фотографий.

  4. Собрать материал, написать работы и подготовить выступление к конференции «Турист. Эколог. Краевед».

  5. Игра «Что? Где? Когда?». Подобрать материал по теме «Великая Отечественная война». Составить вопросы, подготовить команду знатоков.

  6. Изучение истории памятников на территории Соломинского сельского поселения. Организация субботников по уборке территории парка Победы, почетный караул 9 мая.

  7. Изготовление макетов общественных зданий поселка Рассвет (детский сад, клуб, почта, ФАП).


Раздел 4 «Память»


  1. Методика поисковой работы среди старожилов и ветеранов, анкетирование, порядок опроса, тактическое направление беседы.

  2. Труженики тыла. Продолжить сбор материалов и записей воспоминаний в личной беседе, отснять копии документов и фотографий. Оформить стенды в кабинете истории.

































Методическое обеспечение программы «Краеведение»

Первый год обучения




п/п

Тема

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Семья. Мое родословное древо.

Беседа

Словесные. Практические работы

Схемы

Выставка

2

Трудовые династии

Встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Фото, документы

Стенд

3

Изучение вклада моей семьи в победу в ВОв

Встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Фото, документы, вырезки из газет

Оформление альбома

4

Материалы по истории поселка

Беседа

Практическая работа

Фото, документы

Стенд

5

История школы

Встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Документы, фото, воспоминания

Стенд

6

Известные выпускники школы

Вечера встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Воспоминания, фото, документы

Реферат

7

Учителя нашей школы

Встречи, воспоминания

Словесные.

Фото, документы, вырезки из газет

Стенд, рефервты

8

История Терехинской школы

Практическая работа

Документы, вырезки из газет, приказы

Реферат

9

Изучение материалов конференций «Живи, Кузнецкая земля!» и «Отечество»

Беседа

Словесные

Материалы конференций

Написание собственных работ

10

Родина. Экскурсии в музеи

Традиционная

Словесные, наглядные, наблюдения

Экспозиции в музее

Фото, опрос

11

Газетный материал по истории Кузбасса, г.Топки и Топкинского района

Практическая работа

Материалы СМИ

Альбом

12

Церковь в д.Соломино

Встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Фото, воспоминания, печатный материал

Альбом

13

Конференция «Турист. Эколог. Краевед»

Встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Воспоминание, документы, фото

Выступление на конференции

14

Игра «Что? Где? Когда?»

Игра

Методические игры

Вопросы, оборудование

Игра

15

Изучение истории памятников на территории Соломинского сельского поселения

Беседы

Словесные, практические

Документы, фото, воспоминания

Стенд

16

Изготовление макетов общественных зданий поселка Рассвет

Нетрадиционные

Практическая работа

Схемы, чертежи, поделочный материал

Выставка

17

Память. Методика проведения опроса старожилов и ветеранов

Беседы

Словесные

18

Сбор материалов о тружениках тыла

Встречи, беседы

Словесные. Практические работы

Воспоминания, документы, фото

Стенд





















Ожидаемые результаты после изучения программы дополнительного образования «Краеведение»



п/п

Наименование разделов

Знания

Умения и навыки

1

Семья

Первоначальные знания по генеалогии. Знания о детских организациях СССР (октябрятах, пионерах, комсомольцах)



Умение составлять генеалогическое древо семьи. Заполнять анкеты, проводить беседы по заранее составленным вопросам


2

Школа

Основные события истории Рассветской и Терехинской школ



Умения записывать воспоминания

3

Родина

Основные события истории Топкинского района; знаменитые люди Соломинской сельской территории

Работа по формированию умения по выделению главного из прочитанного, по выбору необходимых книг из предложенной литературы. Умения составлять план здания, изготовить макет. Формирование навыков быстрого и выразительного чтения



4

Память

Духовные ценности своей семьи. Работа, проведенная кружком по теме «Великая Отечественная война»

Навыки самостоятельного выступления перед аудиторией, умение воспроизвести услышанное






Список литературы для обучающихся



  1. Великая Отечественная война. 1941-1945. [Текст]: Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр.

  2. Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти. [Текст]: Том 10. г.Топки, Топкинский район, Крапивинский район. / З.П.Верховцева – Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с.

  3. Верховцева, З.П. Величие подвига на днепровских рубежах. [Текст] / З.П.Верховцева. – Кемерово.: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с.

  4. Дергач, А. Книга вожатого. [Текст]: Спутник старшего вожатого. / Составители А.Дергач, Г.Чубаврова, Л.Янушина. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 272с.

  5. Грибова, Л.В. Летопись города Топки и Топкинского района. [Текст]: Администрация муниципального образования «Город Топки и Топкинский район», муниципальное учреждение культуры «Исторический музей». / Л.В.Грибова. – Топки.: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 49с.

  6. Девятко, Н. Историческая энциклопедия Кузбасса. [Текст]: Том 1 Познань: Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с.

  7. Денискин, В Были земли Кузнецкой. [Текст]: Книга подготовлена Кемеровским областным отделением Союза журналистов СССР к 50-летию Великой Октябрьской революции. / В.Денискин. – Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с.

  8. Медведев, В. В самом сердце Кузбасса. [Текст]: / В.Медведев. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с.

  9. Пермина, М.А. Ономастика Топкинского района 17 – начало 20 веков. [Текст] / М.А.Пермина – Кемерово 2003.

  10. Соловьв, Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст]: учебное пособие для 8-9кл. общеобраз. Школ / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»: ООО «СКИФ», 2009. – 348с.

  11. Шадрина, Г.В. Всесоюзная пионерская организация имени В.Ленина. [Текст]: Атлас. / Г.В.Шадрина. – М.: Главное управление геодезии и картографии, Фабрика № 4, 1984. – 72с.

  12. Филиппова, Л.И. Летопись народного образования. [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004.- 72с.






Список литературы для педагогов дополнительного образования



  1. Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. / Г.А.Архандеева – Кемерова.: Издательство облИУУ, 1999. – 111с.

  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. [Текст]: Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр.

  3. Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти. [Текст]: Том 10. г.Топки, Топкинский район, Крапивинский район. / З.П.Верховцева – Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с.

  4. Верховцева, З.П. Величие подвига на днепровских рубежах. [Текст] / З.П.Верховцева. – Кемерово.: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с.

  5. Гвоздикова, Л.И. Книга памяти жертв политических репрессий Кемеровской области. 1 том. [Текст]: Администрация кемеровской области областная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Кемеровский Государственный университет. / Составитель Л.И.Гвоздикова. – Кемерово.: Полиграфкомбинат, 1995. – 247с.

  6. Дергач, А. Книга вожатого. [Текст]: Спутник старшего вожатого. / Составители А.Дергач, Г.Чубаврова, Л.Янушина. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 272с.

  7. Грибова, Л.В. Летопись города Топки и Топкинского района. [Текст]: Администрация муниципального образования «Город Топки и Топкинский район», муниципальное учреждение культуры «Исторический музей». / Л.В.Грибова. – Топки.: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 49с.

  8. Девятко, Н. Историческая энциклопедия Кузбасса. [Текст]: Том 1 Познань: Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с.

  9. Денискин, В Были земли Кузнецкой. [Текст]: Книга подготовлена Кемеровским областным отделением Союза журналистов СССР к 50-летию Великой Октябрьской революции. / В.Денискин. – Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с.

  10. История. Содержание образования. [Текст]: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Авторы составители Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

  11. Красношлыкова, О.Г. Воспитание на региональном компоненте. — [Текст]: Методическое пособие. / О.Г.Красношлыкова, Н.А.Чернова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.

  12. Кузьминых, Т.Н. Библиографическое описание документов. [Текст]: Методические рекомендации. / Т.Н.Кузьминых, Т.Б.Усачева. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2007 – 47с.

  13. Кудрина, Т.А. Музей и школа. [Текст] / Т.А.Кудрина. – Москва. «Прочвещение» 1985. – 192с.

  14. Медведев, В. В самом сердце Кузбасса. [Текст]: / В.Медведев. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с.

  15. Милонов, Н.П. Историческое краеведение. (Основные источники изучения истории родного края). [Текст]: Пособие для студентов педвузов. / Н.П.Милонов. – М.: «Просвещение» 1969. – 319с.

  16. Пермина, М.А. Ономастика Топкинского района 17 – начало 20 веков. [Текст] / М.А.Пермина – Кемерово 2003.

  17. Соловьв, Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст]: учебное пособие для 8-9кл. общеобраз. Школ / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»: ООО «СКИФ», 2009. – 348с.

  18. Титова, А.М. Памятники Кузбасса. / А.М.Титова. – Кемеровское книжное издательство, 1980. – 192с.

  19. Шадрина, Г.В. Всесоюзная пионерская организация имени В.Ленина. [Текст]: Атлас. / Г.В.Шадрина. – М.: Главное управление геодезии и картографии, Фабрика № 4, 1984. – 72с.

  20. Шмидт, С.О. Об истории, современном состоянии и перспективах развития краеведения. [Электронный ресурс]: Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск. 2004г

  21. Шуранов, Н.П. История Кузбасса. [Текст]: Учебное пособие для учащихся средних школ, средних специальных учебных заведений и студентов вузов. / отв. Ред. Н.П.Шуранов. – Кемерово: «СКИФ», ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 352с.

  22. Филиппова, Л.И. Летопись народного образования. [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 72с.














Словарь терминов


  1. Генеалогия – собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий.

  2. Генеалогическая картотека – карточка на отдельного представителя рода, в которой содержится информация о члене рода или фамилии.

  3. Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.

  4. Колхоз (коллективное хозяйство) – производственные объединения крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществленных средств производства.

  5. Краеведение – изучение истории и природы родного края.

  6. Музееведение – наука, изучающая процессы сохранения информации, познания и передачи знаний по средствам музейных экспонатов.

  7. Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты.

  8. Ономастика – наука изучающая происхождение имен собственных (в том числе названий географических объектов).

  9. Родословие – изучение истории своей семьи (рода).

  10. Совхоз (совместное хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие.

  11. Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

  12. Топонимика – наука о географических названиях.

  13. Фамилия – наследственное имя семьи, переходящая от отца или матери к детям

  14. Экспонат – музейный предмет.

  15. Экспозиция – коллекция экспонатов по одной теме, собранная в музее для показа посетителям.

  16. Этнография – наука, изучающая историю, быт, обычаи и традиции какого либо народа.


Свежие документы:  Урок изобразительного искусства и художественного труда "Театральные маски"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: