Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90
городского округа Тольятти
(МБУ школа № 90)
Урок русского языка в 3 классе
по программе «Школа 2100»
Развитие умения находить в предложении грамматическую основу.
Автор: Истомина Елена Васильевна
учитель начальных классов
МБУ школы № 90 г.о. Тольятти
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Развитие умения находить в предложении грамматическую основу
Цели урока:
Научить находить в предложении слова, составляющие его грамматическую основу;
Развивать умение установить связи между словами в предложениях с помощью вопросов; продолжать работу по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи по развитию устной и письменных речи, орфоэпических навыков;
Воспитывать интерес к процессу познания.
Оборудование: иллюстрации вороны, воробья, сороки; карточки с этими словами; карточки с заданиями; алгоритм нахождения главных членов предложения.
Ход урока
Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Словарная работа.
-Какое сейчас время года?
-Как разные животные готовятся к встрече зимы?
— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия, а вы по ним узнаете, и запишите названия этих птиц. (В строчку, первое слово с большой буквы, через запятую).
Показ иллюстрации после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей).
2) Летает, ворует, трещит… (сорока).
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона).
-Когда люди используют поговорку: «Трещит, как сорока»?
— Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро- )
— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
-Подберите к данным словам слова – признаки.
(Чёрная ворона, шустрый воробей, крикливая сорока).
-Запишите эти словосочетания с вопросами, покажите стрелочкой их взаимосвязь.
*Слово воробей фонетический разбор.
-Подберите подходящие слова – действия.
(Воробей чирикает, ворона каркает, сорока трещит).
-Что мы знаем о предложении? (перечислить признаки предложения)
Актуализация темы.
-Какие слова в предложении являются главными?
за окном шустрый
-Это предложение? Почему?
-Дополните до предложения. (иллюстрация)
За окном чирикает шустрый воробей.
-Какие части речи в этом предложении нам знакомы?
-Задайте к ним вопросы.
(Кто?) воробей (что делает?) чирикает
-Это главные члены предложения. Их называют подлежащее и сказуемое.
-В русском языке принято чтобы в предложении сначала было подлежащее, а потом сказуемое.
-Перестройте предложение.
Шустрый воробей чирикает за окном.
-Запишите полученное предложение, подчеркните главные члены.
-Посмотрите какую большую работу мы провели только над одним предложением!
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Сообщение темы, целей урока.
-Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении главные слова, центр предложения.
-А что обозначает слово центр?
(Центр – срединная и главная часть: центр города, важный пункт чего-нибудь: торговый центр, ведущее учреждение: центр управления полётом.)
-Оказывается, такой центр (главная часть) есть и в предложении. (На доске вывешивается слово центр со знаком вопроса)
-Она называется грамматическая основа предложения или главные члены предложения.
*Физкультминутка.
На зарядку 2 класс!
Мы присядем все сейчас.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Упражнение в нахождении грамматической основы.
-Откройте учебник на с. 55 упр. 88.
-О ком или о чём говорится в предложении?
-Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? или что?
-Что именно говорится о солнце?
-Поставьте вопрос: солнце (что делает?) …
-Получилось: (что?) Солнце (что делает?) смотрит.
-Это и есть алгоритм нахождения главных членов предложения.
Алгоритм нахождения главных членов предложения.
О ком или о чем говорится в предложении?
Ищем слово, который отвечает на вопрос кто? или что?
Это слово подчеркиваем одной чертой.
Ищем слово, которое обозначает действие.
Это слово подчеркиваем двумя чертами.
-Главные члены составляют основу предложения, поэтому её называют грамматическая основа предложения.
-Комментированное выполнение задания упр.88.
Но птички отпели.
-В предложении говорится о птичках.
(кто?) птички
Подчёркиваем одной чертой.
птички (что сделали?) отпели
Подчёркиваем двумя чертами.
-Записываем без вопросов, выполняем по цепочке.
—Прочитайте слова в скобках.
—Почему они все написаны с большой буквы? (Имена собственные)
*Физкультминутка. «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Первичное закрепление.
Работа на карточках по вариантам.
1 вариант
Белка живёт в дупле. Лиса роет нору. Заяц сидит под кустом.
2 вариант
Папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.
-Подчеркните главные члены предложения.
-Поменяйтесь карточками. Проверьте задание своего соседа. (Образец на доске)
-Если всё выполнено правильно, то поставьте на полях напротив работы «5», если допущена одна ошибка, то «4». Если ошибок больше, то ничего не ставьте.
-Поднимите руку те, кому поставили «5», а теперь те, кому «4».
-Те, кто за эту работу ничего не получил, не расстраивайтесь. Мы сегодня первый раз выполняем такое задание, у вас всё получится в следующий раз.
Я диктую предложения, а вы записываете только грамматическую основу.
По небу ползут тучи. Ребята бегут домой. Скоро пойдёт дождь.
-Взаимопроверка в парах.
Итог урока. Домашнее задание
— Ответьте на вопрос на с.56.
Вы заметили, что пары слов, которые мы выписали, это маленькие предложения?
-Как называются главные слова в предложении? (Основа предложения).
(Знак вопроса на доске заменяется словом основа).
Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я научился…
Все сегодня молодцы! Спасибо за урок!
Д.з. стр.15 упр.16