Конспект урока по русскому языку «Развитие умения находить в предложении грамматическую основу» 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

городского округа Тольятти

(МБУ школа № 90)





















Урок русского языка в 3 классе

по программе «Школа 2100»

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу.













Автор: Истомина Елена Васильевна

учитель начальных классов

МБУ школы № 90 г.о. Тольятти





Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Развитие умения находить в предложении грамматическую основу

Цели урока:

  1. Научить находить в предложении слова, составляющие его грамматическую основу;

  2. Развивать умение установить связи между словами в предложениях с помощью вопросов; продолжать работу по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи по развитию устной и письменных речи, орфоэпических навыков;

  3. Воспитывать интерес к процессу познания.

Оборудование: иллюстрации вороны, воробья, сороки; карточки с этими словами; карточки с заданиями; алгоритм нахождения главных членов предложения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

  1. Словарная работа.

-Какое сейчас время года?

-Как разные животные готовятся к встрече зимы?

— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия, а вы по ним узнаете, и запишите названия этих птиц. (В строчку, первое слово с большой буквы, через запятую).

Показ иллюстрации после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей).

2) Летает, ворует, трещит…  (сорока).    

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона).

-Когда люди используют поговорку: «Трещит, как сорока»?

— Какое общее правило правописания объединяет эти слова?  (Сочетание –оро- )

— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

-Подберите к данным словам слова – признаки.

(Чёрная ворона, шустрый воробей, крикливая сорока).

-Запишите эти словосочетания с вопросами, покажите стрелочкой их взаимосвязь.

*Слово воробей фонетический разбор.

-Подберите подходящие слова – действия.

(Воробей чирикает, ворона каркает, сорока трещит).

-Что мы знаем о предложении? (перечислить признаки предложения)

  1. Актуализация темы.

-Какие слова в предложении являются главными?

за окном шустрый

-Это предложение? Почему?

-Дополните до предложения. (иллюстрация)

За окном чирикает шустрый воробей.

-Какие части речи в этом предложении нам знакомы?

-Задайте к ним вопросы.

(Кто?) воробей (что делает?) чирикает

-Это главные члены предложения. Их называют подлежащее и сказуемое.

-В русском языке принято чтобы в предложении сначала было подлежащее, а потом сказуемое.

-Перестройте предложение.

Шустрый воробей чирикает за окном.

-Запишите полученное предложение, подчеркните главные члены.

-Посмотрите какую большую работу мы провели только над одним предложением!

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

  1. Сообщение темы, целей урока.

-Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении главные слова, центр предложения.

-А что обозначает слово центр?

(Центр – срединная и главная часть: центр города, важный пункт чего-нибудь: торговый центр, ведущее учреждение: центр управления полётом.)

-Оказывается, такой центр (главная часть) есть и в предложении. (На доске вывешивается слово центр со знаком вопроса)

-Она называется грамматическая основа предложения или главные члены предложения.

*Физкультминутка.

На зарядку 2 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

  1. Упражнение в нахождении грамматической основы.

  • -Откройте учебник на с. 55 упр. 88.

-О ком или о чём говорится в предложении?

-Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? или что?

-Что именно говорится о солнце?

-Поставьте вопрос: солнце (что делает?) …

-Получилось: (что?) Солнце (что делает?) смотрит.

-Это и есть алгоритм нахождения главных членов предложения.

  • Алгоритм нахождения главных членов предложения.

  1. О ком или о чем говорится в предложении?

  2. Ищем слово, который отвечает на вопрос кто? или что?

  3. Это слово подчеркиваем одной чертой.

  4. Ищем слово, которое обозначает действие.

  5. Это слово подчеркиваем двумя чертами.

  • -Главные члены составляют основу предложения, поэтому её называют грамматическая основа предложения.

  • -Комментированное выполнение задания упр.88.

Но птички отпели.

-В предложении говорится о птичках.

(кто?) птички

Подчёркиваем одной чертой.

птички (что сделали?) отпели

Подчёркиваем двумя чертами.

-Записываем без вопросов, выполняем по цепочке.

Прочитайте слова в скобках.

Почему они все написаны с большой буквы? (Имена собственные)

*Физкультминутка. «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Первичное закрепление.

  • Работа на карточках по вариантам.

1 вариант

Белка живёт в дупле. Лиса роет нору. Заяц сидит под кустом.

2 вариант

Папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.

-Подчеркните главные члены предложения.

-Поменяйтесь карточками. Проверьте задание своего соседа. (Образец на доске)

-Если всё выполнено правильно, то поставьте на полях напротив работы «5», если допущена одна ошибка, то «4». Если ошибок больше, то ничего не ставьте.

-Поднимите руку те, кому поставили «5», а теперь те, кому «4».

-Те, кто за эту работу ничего не получил, не расстраивайтесь. Мы сегодня первый раз выполняем такое задание, у вас всё получится в следующий раз.

  • Я диктую предложения, а вы записываете только грамматическую основу.

По небу ползут тучи. Ребята бегут домой. Скоро пойдёт дождь.

-Взаимопроверка в парах.

  1. Итог урока. Домашнее задание

  • — Ответьте на вопрос на с.56.

Вы заметили, что пары слов, которые мы выписали, это маленькие предложения?

-Как называются главные слова в предложении? (Основа предложения).

(Знак вопроса на доске заменяется словом основа).

  • Рефлексия.

-Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я научился…

Все сегодня молодцы! Спасибо за урок!

Д.з. стр.15 упр.16














Свежие документы:  ОТКРЫТИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: