Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Склонение имен существительных. Закрепление»


Урок русского языка, 4 класс

Тема: Склонение имен существительных. Закрепление.

Цели:

Образовательные:

— повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

— закреплять умения склонять имена существительные;

— развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

— расширять словарный запас учащихся;

— развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

— развивать логическое мышление, внимание, воображение;

— развитие сенсорных модальностей.

Воспитательные:

— воспитание интереса к предмету;

— воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

— развитие и поддержание зрительных функций глаза;

— создание положительного психологического климата на уроке;

— поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:

— карточки с целями;

— индивидуальные карточки с заданиями;

— цифры из бархатной бумаги.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.


Учитель:

— Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.


Учитель:

— Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.


Учитель:

— Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети: обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из бархатной бумаги.)


Учитель:

— Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

  1. Сообщение темы и целей урока.


Учитель:

— Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы.


Цели:

— Вспомнить, что такое склонение.

— Какие падежи существуют в русском языке.

— Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

— Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

— Ставить слова в нужный падеж.


Учитель:

— Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.


Чтобы быстро справиться с первым заданием, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.


Выполним упражнения: «Кольцо», «Ребро-ладонь-кулак».

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

  1. Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (↓-д, ↑-б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).

— Дополни предложение.

— Назовите грамматическую основу.

— Назовите существительные, определите падеж, склонение.


  1. Работа по теме урока.


Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

— Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

— Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю И.п. кем? чем?

Вижу Р.п. кому? чему?

Думаю Д.п. о ком? о чём?

Нет В.п. кого? что?

Любуюсь Т. п. кого? чего?

Есть П.п. кто? Что?

Проверка фронтально.

— Что такое склонение?

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите отличительные признаки падежей.


— Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!


Задание на карточке.

Учитель:

— Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.

Выполните задание на карточках.


— Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.


Живые барометры.

Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.

В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .

— Что вы узнали нового про животных?


5.Физкультминутка.

Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,


Задание на карточке.

А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.


Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.

Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.

Проверка фронтально.



Физкультминутка для глаз.

Глазки дружно закрываем,

В это время отдыхаем.

Переносимся, дружок,

На открытый мы урок.


Самостоятельная работа с учебником (Автор Т.Г. Рамзаева).

С. 106 Упражнение 239.

Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.


Домашнее задание.

Страница 105 упражнение 238. По вариантам: 1 в.- ответ на первый вопрос; 2в. – ответ на второй вопрос.

Итог урока.

— Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

— Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?


Рефлексия.


— Какие знания, ты получил на уроке?


— Что сегодня я делал и достиг?


— Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?


— Что я сегодня сделал для своего здоровья?


— Какое у меня настроение?

— Как вам наше волшебство? – Во!!!


Дам, друзья, такой наказ

Чтоб настроенье было класс!

И здоровье берегите, спинки ровненько держите!

И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!

Дополнительная карточка на урок.


Задание 1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.


В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.


Задание 2.

Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.


  1. Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________

  2. Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________

  3. Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________




Свежие документы:  Перспективный план работы по предупреждению дорожно - транспортного травматизма у детей МБДОУ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: