Конспект урока: Русская матрёшка


Схема конспекта занятия

открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

_Дата: 7декабря__2012 г Тип занятия: внеурочная деятельность Тема занятия: русская матрёшка

Выход продукта – панно.

Цели занятия: Знакомство с матрёшкой как с образцом русской народной деревянной игрушки, воспитание любви и интереса к национальному народному творчеству; ; формирование УУД

Задачи: Узнать историю возникновения матрёшки, причины её популярности. Познакомиться с разнообразием стилей матрёшек в прошлом и настоящем. Познакомиться с технологией изготовления матрёшки Пробуждение интереса к культуре своего народа, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент Цель этапа: мотивация к учебной деятельности


II. Актуализация знаний (упражнения, игра)

Цель этапа: вспомнить разновидности игрушек, соотносить слова загадки и отгадки

Вы любите в игрушки играть?

А в какие игрушки играли 100 лет назад?

Загадка: В этой молодице

Прячутся сестрицы

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

(показать коробку с матрёшками)


Обсуждение воспоминаний об игрушках, их разновидностей, где бывает много сестричек похожих друг на друга.

Р:

-Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий на основе самопроверки

К:

Умение адекватно воспринимать оценки, сотрудничать с группой



III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности, создание рабочей обстановки.

О чём мы сегодня будем разговаривать?

Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Постановка проблемы

-_Что мы знаем о матрёшке?

Почему её называют «Русская матрёшка?

_ Кто придумал её? Кто сделал?

Изготовляют ли сейчас матрёшки?

К:Умение слажено работать в коллективе

Р:Создание рабочей обстановки, выбор заданной темы

Презентация «Русская матрёшка»

IV. Первичное закрепление




V Актуализация знаний учащихся

Цель этапа: Развитие самостоятельной трудовой деятельности, фантазии, творчества

Работа в малых группах. (мозаика)

1 группа –старинные матрёшки(японец и матрёшка с петухом)

2 группа – семёновские матрешки

3 группа – павло-майдановские

4 гр- сергеевопосадские

5 гр –современные

6 гр -современные

7 гр -танец


Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии;

Выработать умение собирать мозаику

Р:

Различать объективную трудность задания и субъективную сложность

К:Умение слажено работать в парах, в группах


V Физкультминутка танец «Матрёшечки» ребята имитируют движения по стих.

Мы – веселые матрешки, Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки! 
В сарафанах ходим пестрых. Ладушки, ладушки! 
Мы похожи, словно сестры.Ладушки, ладушки! 
Завязали мы паточки. Ладушки, ладушки! 
Раскраснелись наши щечки. Ладушки, ладушки!



V I Контроль и самопроверка знаний 1.) Разгадывание кроссворда. (Вопросы лежат на каждой парте.)

По вертикали:

  1. Название какой игрушки получилось?


Тест По горизонтали:

  1. Кто из русских художников первым расписал матрешку?

  2. От какого русского имени образовалось название этой куклы?

  3. Сколько японских куколок было изначально?

  4. Как называлась японская точеная фигурка буддистского святого?

  5. Как фамилия русского мастерового, который первым выточил фигурку необычной куколки?

  6. Какой город считается родиной русской расписной матрешки?

Один из известных русских центров народного творчества Сергиев-… ?

По вертикали:1. Название какой игрушки получилось?


Л.Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.

Форма: индивидуально –практическая

Использование измерителя обученности- тест

Метод: игровая ситуация

. Рефлексия

Кто старался и у него все получилось — поднимите зелёную ленточку;

Кто старался, но не очень получилось – желтую;

Кто старался ,но ему было трудно и не всё получилось – красную.

Формы: общеклассная и индивидуальная

Приём: принцип самооценки.

Методы: самостоятельная оценочная работа; практическая

Мотивация: игровая форма

V.Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

Л: Формировать способность адекватно судить о причинах своего успеха в учении

Формы: общеклассная и индивидуальная Логическое мышление

Мотивация: психологическая настройка на дальнейшее чтение книг.

Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

— Молодцы! Вы сегодня великолепно работали


Дополнительный материал к уроку.

Матрёшки из Сергиева Пасада

Я из Сергиева Пасада

.Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

матрёшки из Полховского Майдана

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.



Физминутка для глаз


Как рождается матрёшка?

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше …



Загорская (Сергиевопосадская) матрёшка.

Город Загорск (Сергиев Посад) считается родиной русской матрешки.

Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником.

Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Семеновская матрешка более вытянутая, стройная.

Основной рисунок семёновской матрёшки — букет пышных цветов. Букет немного смещён вправо. Платок, завязан узлом. Он отделяется каймой с цветочками.

Полхов – майданская матрешка

У матрешек платок не завязан на узел, а ниспадает с головы, нет сарафана и фартука, а широкий овал, весь заполненный крупными «розанами». Волосы — кудряшки.

Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами шиповника в черном контуре.

Современные авторские матрешки

На фартуках авторских матрешек, можно увидеть пейзажи, сюжеты народных сказок, или какие-нибудь предметы: самовар, лукошко с фруктами.









Матрёшка, матрёшка, русская краса: Румяные щёчки, глазки- бирюза, Белая рубаха и русский сарафан, На голове платочек- не найдёшь изъян! На первый взгляд- простая, но радует взор В росписи одежды затейливый узор, Милая улыбка, загадка внутри… Сколько же в ней куколок? Ну-ка разбери! (Зиновьева Т.Н.).

Использованная литература:

https://school-collection.edu.ru/

Играй и учись. Загадки. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000010c-1000-4ddd-127f-0900469b3b5d/index.htm

Играй и учись. Собери старинную картину.

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009af-1000-4ddd-d2c0-520047cd43dd/?sort=order&from=000008ff-a000-4ddd-e5a0-470047601774&&rubric_id[]=81352&rubric_id[]=81353

Рисунок матрёшки.

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000010a-1000-4ddd-2742-1700469b3b1c/?sort=order&from=000008ff-a000-4ddd-e5a0-470047601774&&rubric_id[]=81352&rubric_id[]=81353





Свежие документы:  Конспект урока "Рисуем русский народный костюм"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: