Башкирова Юлия Ринатовна
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 88 «Лесовичок» г. Набережные Челны
Конспект занятия на тему: «Что такое Дружба?»
(занятие по эмоциональному развитию детей с элементом песочной арт-терапии).
Возрастная группа: 5-6 лет.
Цель: формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Задачи: закреплять и углублять представления о дружбе, развивать коммуникативные навыки детей, воспитывать в детях чувство сопереживания.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, художественное творчество.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: цветочная полянка, выполненная из цветного песка на прошлом занятии, музыкальный диск «Звуки природы», магнитофон)
Раздаточный: Фартуки, силуэты мальчиков и девочек на белом картоне, баночки с цветным песком, кисточки, клей ПВА, ромашки из войлока.
Ход НОД:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста! Посмотрите, что у меня в руках? Это коробочка дружбы. Она волшебная, если мы просунем в нее руки и крепко пожмем их в ней, то сможем подарить друг другу частичку хорошего настроения. Давайте попробуем. Получилось?
Дети: Да.
Педагог: Теперь не разжимая рук, скажем друг другу: «Я очень рад тебя видеть!».
Педагог: Посмотрите вокруг, куда это мы сегодня попали? (на ковре лежат ромашки из войлока, звучит музыка «Звуки природы»).
Дети: Луг, поляна.
Педагог: Правильно, на солнечную полянку. Давайте мы на ней немножко отдохнем. Выберите себе цветок и садитесь на него (дети садятся в круг).
Педагог: Хорошо. Всем удобно?
Дети: Да, удобно.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о дружбе. Как вы думаете, что такое дружба?
Дети: Это когда, друг с другом интересно играть. Друг всегда поделится игрушкой, угостит конфетой.
Педагог: Правильно! Дружить — это не только вместе играть, но и помогать друг другу.
Пальчиковая гимнастика.
Педагог: Ребята, покажите мне свою правую руку, а теперь – левую ручку. Давайте вместе подружим наши пальчики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять!
Начинаем счет опять.
Один, два, три, четыре, пять!
Вот и кончили считать!
Игра «Пересядьте все, кто…»
Педагог: Мы сидим в круге и нам друг друга хорошо видно. Посмотрите, мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом и поиграем в игру, которая называется «Пересядьте все, кто…».
Пересядьте все, кто любит мороженое,
Пересядьте все, кто любит плавать в реке,
Пересядьте все, кто любит ложиться спать вовремя,
Пересядьте все, кто любит убирать игрушки и т.п.
Педагог: Ребята, а теперь скажите, разные вы или похожие?
Дети: Разные, но мы все любим мороженое. У Рады и Миляуши розовые футболки.
Педагог: Правильно, у вас есть много общего.
«Кого укусил комарик» (упражнение на расслабление).
Педагог: Ой, ой! Что это такое? Кто меня кусает? (педагог хлопает себя по спине, по рукам).
Педагог: Кажется, к нам на полянку прилетели комары! Кого укусил комарик? (Педагог проходит по внешней стороне круга и гладит детей по спинам. Одного из детей незаметно от других он тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные дети внимательно разглядывают друг друга. Они должны догадаться, кого «укусил комарик»).
«Цветок дружбы».
Педагог: Комары от нас улетели и на полянке остались только прекрасные цветы. Так и хочется с ними подружиться! Давайте и мы с вами попробуем превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить.
Педагог: Лейсан, в какой цветок превратишься ты? (Роза).
Педагог: А ты, Миляуша? (Незабудка). (Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться).
Педагог: Ребята, из чего вырастает цветок?
Дети: Из семян, из зернышка.
Педагог: Правильно, из семечка. Представьте, что вы маленькое-маленькое семечко. (Ребенок поджимает ноги, опускает головку — он «семечко»).
Педагог: Что же нужно сделать с семечком, чтоб вырос цветок?
Педагог: Посадить в землю, закопать в ямку и полить.
Педагог: Да, чтобы цветок вырос за ним нужно ухаживать.
Педагог поглаживает детей по-очереди по спине — «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой — поливает.
Педагог: Семечко начинает расти. (Дети тихонько встают, поднимая вверх руки. Педагог помогает им, поддерживая за пальцы).
Педагог: Вот и выросли цветы! Ах, какие же вы красивые. Посмотрите друг на друга, полюбуйтесь красивыми цветочками. Давайте громко хором скажем: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!».
Рисование человечков цветным песком.
Педагог показывает детям цветочную полянку, выполненную из цветного песка на прошлом занятии.
Педагог: Вот нарисованная полянка. Она у нас получилась очень яркая и красивая. И она очень похожа на нашу полянку, на которой мы отдыхаем. Но, чего-то в ней не хватает. Как вы думаете, чего?
Педагог: Людей, человечков.
Педагог: Правильно! Здесь не хватает детей, здесь не хватает дружбы! Как же нам исправить эту картину?
Педагог: Нарисовать или приклеить людей.
Педагог: Хорошая идея! Давайте нарисуем себя и приклеим на нашу полянку. А свои портреты мы будем рисовать с помощью цветного песка. Наденьте фартуки и садитесь за столы. У вас на столе есть клей, белая фигурка человека и песок разных цветов. Можете разукрасить своего человечка в понравившийся цвет.
Педагог: Вот и получились наши человечки! Какие они у вас все разные! Но, наверное, они очень дружные?
Педагог: Теперь поселим наших человечков на поляну. Как их нужно приклеить, чтобы показать, что наши человечки веселые и дружные?
Педагог: Они должны держаться за руки.
Дети приклеивают своих человечков на нарисованную поляну.
Заключительная часть.
Педагог: Вот наше занятие и подходит к концу. Оно вам понравилось?
Педагог: Да.
Педагог: Напоследок давайте возьмемся за руки как дружные человечки с нашей картины. Подумайте, на что мы похожи, когда стоим так вместе?
Педагог: На цепочку, на паровозик, на веревку.
Педагог: У нас получилась нитка, закрепленная на катушку. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не намотается на катушку.
Педагог: Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, подышим. (Также, не отпуская рук, дети разматываются).
Всем-всем до свиданья». Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья», и убирают кулачки.
Используемая литература:
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
2. Гайлен Х. Тихие упражнения. Из педагогической практики, 1978.
3. Крюкова С.В. Давайте жить дружно! – М., 2007.
5