ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА


Е.В. Пиянзина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА


Как показывает практика, учащиеся начальных классов (второклассники) на первых порах с удовольствием занимаются изучением второго языка, для них ещё всё ново, легко. С усложнением материала появляются трудности, и интерес к предмету, к сожалению, падает. Значит, главное в раннем обучении второму языку не то, чтобы ребёнок как можно раньше начал общаться на новом языке, а то, чтобы он не потерял интерес это делать, столкнувшись с первыми трудностями.

Изучение второго языка в начальной школе развивает лингвистические и аналитические способности учащихся, их память, языковую интуицию, расширяет кругозор, формирует навыки самостоятельной работы, часто повышает и социальный статус этих школьников среди других детей, а вместе с этим чувство внутренней уверенности и самоуважения.

Успешность усвоения школьниками лексического материала может существенно различаться в зависимости от используемых технологий обучения. Лексика при изучении второго языка является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет её важное место на каждом уроке. Словарный запас учащихся является исходным и необходимым материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения второму языку и обеспечивает успешность изучения второму языку на последующих этапах.

Нужно стремиться к максимальной яркости первого знакомства учащихся с новыми лексическими единицами и стараться связать их с той или иной жизненной ситуацией, так как первое восприятие имеет большое значение для запоминания, хотя и не снимает необходимости дальнейшей работы над материалом и многократных его повторений. Методика обучения второму языку рекомендует произносить новые слова (каждое слово в отдельности), затем вместе с учениками повторить их хором и индивидуально. Это нужно для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно также записать, так как по наблюдениям психологов из трёх видов памяти — слуховой, зрительной и моторной — у детей младшего школьного возраста чаще всего развиты два последних вида. Недаром говорят: тот, кто пишет, тот дважды читает. Под усвоением лексических единиц второго языка понимается, с одной стороны, сохранение слов в памяти учащихся в состоянии готовности, и с другой — умение относительно свободно и гибко пользоваться ими в речевой деятельности. Методики изучения второго языка среди многочисленных приёмов работы над лексикой с целью использования её в речи выделяются, как известно: а) приёмы ознакомления учащихся с новыми словами и б) приёмы, служащие для усвоения слов.

Свежие документы:  Жертвам политических репрессий посвящается

Цель работы по введению и объяснению лексического материала заключается в достижении полного его понимания. Под семантизацией лексических единиц второго языка понимается раскрытие значений, сопоставление с эквивалентами родного языка.

Для раскрытия значений новых слов предлагаются как беспереводные, так и переводные приёмы. Это могут быть зрительная наглядность, объяснение значения слова уже известными единицами изучаемого языка, использование синонимов и антонимов, словообразовательных элементов, определение значения с помощью контекстуальной догадки, перевод слова соответствующим ему словом родного языка, перевод-разъяснение, т.е. толкование значения слова на родном языке. Учёные утверждают, что степень качества понимания и глубина усвоения изучаемой лексики во многом зависят именно от выбора того или иного способа разъяснения значения, наиболее рационального эффективного в каждом конкретном случае. А это возможно при учёте следующих условий, играющих существенную роль в восприятии школьниками нового материала.

Во-первых, это возрастные особенности учеников, непосредственно влияющие на организацию процесса обучения. Например, раскрытие значения новых слов с помощью предметной наглядности успешно применяемое на начальном этапе обучения, в дальнейшем уступает по эффективности таким более сложным приёмам семантизации, как синонимия и антонимия, догадка по контексту, словообразовательный анализ и др., актуализирующим мыслительную деятельность школьников.

Во-вторых, это ступень обучения, имеющий у учеников опыт в изучаемом языке. На начальном этапе он минимален и возможности использования беспереводных способов семантизации в значительной мере ограничены объёмом знаний учащихся. В-третьих, большое влияние на выбор эффективных приёмов семантизации оказывает характер предлагаемого для усвоения материала, его трудности. Семантизация предлагаемых для усвоения единиц лексики представляет собой лишь первый шаг к овладению ими. После объяснения новых для учащихся слов должно следовать их закрепление, которое достигается путём выполнения различных лексических упражнений. Чтобы удержать внимание учащихся, нужно заинтересовать их, облегчить процесс узнавания и запоминания.

Начальная школа создаёт условия для проявления способностей и развития интересов ребёнка, формирует у него компетентность и чувство собственного достоинства.

Рассмотрим некоторые приёмы активизации работы на уроке, способствующие более интенсивному общению на втором языке.

1. Семантизация новых лексических единиц при помощи картинки на экране проектора или действий.

2. Чтение диалога учителем с последующим повторением его учениками.

3. Заполнение пропусков в диалоге (используется раздаточный материал, подготовленный учителем).

4. Восстановление порядка предложений в диалоге (с использованием раздаточного материала).

5. Ответы на вопросы.

6. Выполнение упражнений на множественный выбор.

7. Составление предложений по картинке.

Свежие документы:  Тема: Без терпения нет спасения. «Терпением вашим, спасайте души ваши»



Пиянзина Е.В. Учитель эрзянского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г.о.Саранск

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: