Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми


Материал для проведения ПСИХОЛОГ – РОДИТЕЛЯМ родительского собрания


Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми


Отношения родителей с ребенком, так же как и с другими людьми, глубоко индивидуальны и неповторимы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Часто сложности в общении, межличностные конфликты в семье возникают из-за родительского контроля поведения, учебы подростка, его выбора друзей и т.д.


Распространенные стратегии семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребенка с родителями.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипопротекция – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение их становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперпротекция – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при завышенных ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте у ребенка обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая неприемлемые для него требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также при непоследовательности их требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Старая истина гласит: «Говори ребенку почаще, что он плохой, и он наверняка станет плохим». Часто дети становятся тем, кем или чем они, по словам взрослых, являются. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он «лентяй, тюфяк, грязнуля, плакса», то рано или поздно он в это начинает верить и вести себя соответственно. Но сначала внутри ребенка нарастает конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стремясь «подогнать» ребенка под определенные мерки. На основании этого конфликта формируется нервное напряжение, с которым ребенок не всегда может справиться. Предположительны два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособится под непомерные требования взрослых, и спрячет свои личностные качества и интересы, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами; либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою «воспитательную политику», то у ребенка может обнаружиться нервное расстройство, невроз, который подросток может понести и во взрослую жизнь.

Свежие документы:  Урок разговорной речи по теме “Кино” в 6 классе с применением активных методов работынием активных методов работы

Как же сделать так, чтобы как можно большее количество семей были счастливы, чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехам ребенка и гордилась им? Для этого достаточно всем членам семьи выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от каждого члена семьи:

  • Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.

  • Не пытаться никого перевоспитать, особенно если человек не осознает необходимости самосовершенствования.

  • Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.

  • Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности.

  • Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

  • Быть вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, нередко возникающие при общении.

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: