Сценарий праздника «Международный день птиц» 7 класс


МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д.А. Жукова» Алтайского края









Конспект праздника «Международный день птиц»
в 7 классе






подготовила

учитель русского языка и литературы

Острикова Светлана Петровна













С. Петропавловское — 2013











Тема образовательного мероприятия

Праздник «Международный день птиц»

Цель образовательного мероприятия

  1. Возродим старую фольклорную традицию встречи весны.

  2. Узнаем, как в старину проводился праздник птиц.

  3. Вспомним русские пословицы, скороговорки, загадки о птицах.

  4. Узнаем народные приметы, связанные с поведением птиц.

  5. Расширим свои знания о видах и особенностях поведения птиц.

  6. Пробудим интерес к родной природе и ее охране.


Задачи образовательного мероприятия

  1. Повышение познавательной активности учащихся.

  2. Развитие познавательных процессов — речи, памяти, мышления.

  3. Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.

  4. Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающихся.


Целевая группа


Учащиеся 5 — 7 классов


ЗУНКИ, приобретаемые участниками

В результате участники:

  1. Расширят свои знания о фольклорных традициях русского народа.

  2. Расширят свои знания о видах и особенностях поведения птиц.

  3. Отработают навыки конструктивного взаимодействия в группах.

Необходимые материалы и оборудование

  1. Интерактивное оборудование для демонстрации презентации в программе Microsoft Office PowerPoint (Приложение 2) и интерактивного кроссворда в программе Excel (Приложение 3).

  2. Листы бумаги и фломастеры каждому участнику.

  3. Карточки с фотографиями птиц для игры «Птичка перелетная» (Приложение 1).

  4. Карточки с описанием народных примет для игры «Предсказания оракула» (Приложение 1).

  5. Карточки с изображением больших птиц для поощрения команд – участниц (Приложение 1).



  1. Карточки с изображением маленьких птичек для поощрения отдельных участников (Приложение 1).

  2. Дипломы для награждения победителей (Приложение 1).

  3. Дипломы «Птичьи права» для всех участников праздника (Приложение 1).

Этапы праздника:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Открывается 1 слайд презентации с названием праздника, анимацией и музыкой. (Приложение 2)

Ведущий:

Ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы вместе провести замечательный праздник — «Международный день птиц», который отмечается с 1 апреля 1902 года после подписания «Международной конвенции по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве». Россия к этой конвенции присоединилась в 1927 году. Однако и до этого люди в нашей стране отмечали возвращение перелетных птиц. Это событие в народном сознании всегда связывалось с началом весны.

Дня весеннего равноденствия ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами. 22 марта церковь отмечает день памяти сорока мучеников. В народе этот день называется «сОроки». Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов. Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

На сОроки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек», отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, а затем что есть силы кричали «заклички», на высоком открытом месте пели протяжные, зазывные песни-веснянки, «гукали».

Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса». Для этого как можно громче крикнем: Йа! Йе! Йи! Йо! Йу! Теперь попробуем гукнуть: Гу!

После запева, по мановению палочки, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!

Благослови, мати,

Весну заклинати.

Рано, рано,

Весну заклинати. Гу!

Весну заклинати,

Зиму провожати.

Рано, рано,

Зиму провожати. Гу!

Зимочку в возочку,

Летечко в челночку.

Рано, рано,

Летечко в челночку. Гу!

Ведущий:

Молодцы, ребята! Хорошо «гукали»! Птицы, конечно же, услышали нас и спешат домой, неся на своих крыльях Весну – красну!

Хорошо ли вы знаете птиц, которые с наступлением холодов улетают в теплые края? А тех, которые остаются зимовать с нами? Выяснить это нам поможет игра «Птичка перелетная».

Игра «Птичка перелетная»

Игрокам раздаются карточки с изображением перелетных и неперелетных птиц. Дети должны как можно быстрее «разбиться на две стаи». Победит та команда, которая соберется вместе быстрее.

Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».

Интеллектуальный турнир «Птичий базар» (Приложение 3)

Обе команды по очереди отвечают на вопросы интерактивного кроссворда «Птичий базар». В кроссворде представлены вопросы на знание загадок, скороговорок и пословиц о птицах.

Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».

Ведущий:

Следующий конкурс – артистический.

«Птица с характером»

Сначала давайте все попробуем изобразить веселых, оживленных птичек. А теперь хищных, высматривающих добычу. Теперь прошу освободить середину зала и выбрать по три участника от каждой команды.

Есть такая очень известная книга немецкого натуралиста Брэма «Жизнь животных». Там он не только описывает внешний вид животных и птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами. Сейчас я буду медленно читать описание птиц, а наши избранники будут в это время изображать читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.

Характеры птиц (По Брэму)

  1. Горихвостка. Горихвостка – веселая, подвижная и деятельная птичка. Она проворна и легка, ловко прыгает и летает и превосходно кувыркается в воздухе; полет ее столь искусен, что она может ловить добычу на лету и часто догоняет и проглатывает в воздухе летающих насекомых. Пение ее неблагозвучно и часто прерывается неприятным трещанием. Горихвостки иногда заводят знакомства с другими птицами, иногда переходящие в дружбу.

  2. Выпь. Выпь отличается плотным телом, длинной, но толстой шеей, широкими крыльями. В искусстве принимать странные позы она превосходит даже цапель. Если она хочет обмануть, то садится на пятки и вытягивает вверх туловище, шею, голову и клюв, так что они образуют одну прямую линию, и птица становится похожа на что угодно, только не на птицу: ее легко принять тогда за старый острый кол. Леность, равнодушие и медлительность, трусость и подозрительность, хитрость и коварство, злобность и лукавство составляют отличительные черты ее нрава. Крик ее очень странен, он похож на рев быка, который ночью слышится на расстоянии 2-3 верст и возбуждает страх у суеверных людей.

  3. Вертишейка. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень необходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости и резвости других дятлов. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей. Все необыкновенное ее раздражает, заставляет строить гримасы, которые тем страннее, чем больше она бывает испугана. Она вытягивает шею, нахохливает головные перья и распускает хвост веером; или же она вытягивает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание. Не подлежит никакому сомнению, что этим вертишейка хочет напугать своего врага.

  4. Дрозд. Дрозды – это ловкие, подвижные, умные и одаренные большим искусством петь птицы. Они общительны, хотя их и нельзя назвать миролюбивыми. Хорошие и дурные качества переплетаются в их характере. Вообще это ловкие, проворные летуны, но при испуге они неуклюже порхают над землей. В умственных способностях этих птиц нельзя сомневаться: они не только умны, смелы и недоверчивы, но даже хитры и осторожно расчетливы. Хотя дрозды нередко ссорятся между собой, но все же не могут жить друг без друга, и один дрозд всегда идет на призывный звук другого.

  5. Дубонос. Отличительными признаками этого рода являются: очень сильное и плотное телосложение, необыкновенно большой, толстый клюв, короткие, сильные ноги с острыми когтями, широкие крылья и короткий хвост. Дубонос – несколько неуклюжая и ленивая птица; он обыкновенно долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и редко решается сразу спорхнуть с ветки. Летает тяжеловесно и шумно, но все же двигается на лету довольно быстро. Умственные способности его не отвечают этим внешним его качествам. Это очень осмотрительная, хитрая птица, которая с осторожностью заботится о безопасности.

  6. Ворон. Полет ворона очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.

Судейское жюри оценивает актерскую работу и награждает за самые яркие образы личными «птичками».

Игра «Предсказания оракула»

Ведущий:

Как известно, для того, чтобы хорошо делать предсказания, надо быть не только хорошим психологом, но и хорошо разбираться в приметах. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями.

Задание: распределите карточки с описанием примет на группы: предсказывают тепло, холод, дождь и вёдро (ясную погоду).

Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».

Игра «Птичий хор»

Команды изображают птичий хор. Каждый участник выбирает птицу, голос которой он будет имитировать. Обе команды начинают «петь» одновременно. Побеждает наиболее слаженный хор.

Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».

Ведущий:

Конкурсная программа закончилась, время цыплят по осени считать. Просьба к командам подойти к столам для подведения итогов. Все по очереди выкладывают на командные столы свои «птички». Жюри подсчитывает «птичек» и награждает победителей. Всем участникам праздника вручаются «Птичьи права».

IV. Подведение итогов занятия. Метод «Птичка»

Открывается 2 слайд «Берегите птиц!» (Приложение 2)

Ведущий:

Ребята, наш праздник подходит к концу.

Давайте каждый из вас нарисует веселого петушка. Сделать это очень просто: обводим ладошку и дорисовываем птичку! А на пальчиках, изображающих хвост птицы, напишем свои впечатления от праздника. Готовые рисунки прикрепляем к доске и обмениваемся впечатлениями.

По окончании обмена впечатлениями и награждения победителей праздник объявляется закрытым.

Источник: Седых Нина Николаевна, Центр детско-юношеского туризма и экологического воспитания города Дубны Московской области https://www.rbcu.ru/campaign/20038/

Свежие документы:  Урок русского языка в 3 классе «Слово как часть речи»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: