Управление качеством образования в гимназии посредством мониторинга


Управление качеством образования в гимназии посредством мониторинга


Проблема повышения качества образования в российской системе образования актуализировалась в последние годы. Качество образования в современных условиях является одной из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность учебных заведений.

Сегодня стало очевидным, для сохранения конкурентоспособности ОУ должны время от времени вносить изменения в свою деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл ОУ уже не рассматривается как исключительное явление. Современные подходы к образовательным учреждениям стали соответствовать требованиям экономики: от них ожидают изменений, связанных в первую очередь с гарантией качества. Таким образом, исполнитель (гимназия) должен быть способен предоставить требуемое качество. 

Внедрение системы управления качеством в школе – достаточно продолжительный, сложный и трудоёмкий процесс. Прежде чем начать его руководство должно представить какими сильными и слабыми сторонами характеризуется сложившаяся в предшествующий период и существующая в настоящее время внутришкольная система управления и обеспечения качества ОП. Такие системы есть во всех школах, и они позволяют в большей или меньшей степени, решать задачи по обеспечению КО. Правомерно говорить о том, что они являются основанием и базой для внедрения в школах системы управления качеством, соответствующей международным стандартам, которые

включают следующие компоненты:

-организационные структуры;

— процессы;

— процедуры, методики;

— ресурсы.

       Мы четко осознаём, что образование – это услуга, и ее качество определяется не только результатом, условиями, но и всеми процессами, протекающими при предоставлении этой услуги.

Т.е. качество образования – это не только соответствие требованиям к результатам. Потребители гимназической образовательной услуги (учащиеся, родители, система начального, среднего и высшего профессионального образования, работодатели, государство) должны быть удовлетворены на каждом этапе процесса оказания этой услуги. От приема в школу до выпуска. Даже до приема и после выпуска. Удовлетворены соблюдением санитарных, этических, культурных и т.д. норм, материально-техническим оснащением, квалификацией педагогов и администрации и т.п.

Поэтому к ключевым факторам, определяющим качество подготовки обучающих мы относим следующие:

  • качество содержания образования (качество государственных образовательных стандартов образования, качество образовательных целей, качество образовательных программ, качество образовательных технологий);

  • качество кадрового потенциала;

  • качество контингента обучающихся;

  • качество среды жизнедеятельности гимназистов;

  • качество организации самостоятельной работы гимназистов;

  • качество информационно-методического обеспечения процесса;

  • качество материально-технического и финансового обеспечения образовательного процесса;

— качество управления и системы контроля результативности.

(В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы) — инструмент, позволяющий выявлять наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие). В японском промышленном стандарте (JIS) определена как: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. С именем Исикавы связывают возрождение японской экономики»)

Над проблемой повышения качества гимназия работает с 2005 года. Прежде всего, описав текущую ситуацию, выделив то, что требует изменения, мы констатировали, что не во всём достигаем таких результатов, которых ожидаем. Признаться себе в этом важно, так как если всё устраивает, то и менять что-то нет смысла. Мы исходили (гипотеза) из того, что если признать, что оказались не там, где хотели, тогда можно построить описание желаемой ситуации. Описывали новую ситуацию в измеряемых переменных. Это позволило затем определить задачи, необходимые для перевода ситуации «как есть» в ситуацию «как должно быть, как надо».

      Мы сделали ставку на управление. Ключом к познанию «устройства» менеджмента является понимание того, что он служит для получения конечного результата, для достижения того, что мы называем целью. Такой подход экономисты называют процессным (вход (требования к будущему результату) – преобразования – выход (конечный результат). Система качества образования представляет собой цепочку причинно-следственных связей.

В гимназии сложилась собственная система управления, основной функцией которой является как раз создание условий для достижения поставленных целей. Мы определились с тем, что определяет эффективность «на выходе» и пришли к твёрдому убеждению, что решающим принципом управления должен стать принцип – меняются не организации, а люди. Учитель гимназии — непосредственный гарант качества. Администрация должна создать условия для того, чтобы изменения начали действовать и занять лидирующие позиции.

Руководство гимназии является инициатором политики, целей в области качества, которые зафиксированы в программно-планирующих документах (Программе Развития, Образовательной Программе), модели инновационной деятельности гимназии, локальных актах гимназии и утверждены в качестве внутренних документах гимназии.

И сложней всего   было начать не делать по-новому, а думать по-новому. Новым стало понимание учителем своей миссии. Продукция гимназии – образовательная услуга, которая должна быть оказана качественно. Однако качество работы одного педагога ещё не определяет качество работы всего учреждения и, соответственно, качества образования обучающихся и выпускников. Продукт даёт система в целом, и если только отдельные элементы системы работают хорошо, на выходе общего хорошего качества не может быть.

Мы проводили педагогические советы, совещания, которые помогли и руководителям гимназии и педагога хорошо разобраться в сущности учения и обучения. Сегодня цепочку качества можно представить следующим образом:

Конечный результат качество учения качество обучения.

И для того, чтобы получить на «выходе» требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать все «входы» процесса, которые в свою очередь могут являться «выходами» более раннего процесса. Например, результат начальной школы является входом в среднее звено, что означает интенсивный контроль на «входе» в среднее звено, тесное взаимодействие между участниками педагогического процесса по формированию качества образования.

Образовательный процесс многосторонен, многоаспектен, сложен и противоречив, поэтому и его результаты так же сложны, противоречивы, диалектически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Система управления гимназией, включающая руководящий персонал и средства управления, является важнейшим элементом, определяющим результативность работы.

В концепции Общероссийской системы оценки качества образования подчеркивается, что качество образование – степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям.

В соответствии с этой концепцией основным критерием качества образования мы считаем соответствие полученных показателей требованиям государственного стандарта образования с учетом ожидаемых (прогнозируемых), которые определяются в ходе осуществления педагогической диагностики.

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации (о каждом этапе образовательного процесса) как средства обратной связи. (слайд 2) Обеспечить обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности гимназии её конечным целям и спрогнозировать развитие гимназии, призван педагогический мониторинг. Управленческая команда гимназии считает именно мониторинг ведущим компонентом эффективного управления, позволяющим выявить и оценить проведённые педагогические действия. Аксиомой сегодняшнего управления мы считаем утверждение: нет качественного управления без качественного мониторинга.

Мониторинг – одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Основная нагрузка по организации мониторинговых исследований образовательной деятельности в соответствии с должностными обязанностями возлагается на руководителя и его заместителей. В рамках мониторинга выявляются и оцениваются педагогические действия, как я уже сказала, обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности гимназии её конечным целям. Задача его состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направления и причины отклонения, соответствия работы требованиям государства и социальным заказчиков в обеспечении качества образованности и соответствия ФГОС.

Чтобы мониторинг стал одним из таких условий, в его основу мы положили следующие принципы организации:

Принцип непрерывности (взгляд на мониторинг как на целостную динамическую систему, в которой происходит изменение и необходимо определить момент наступления этого изменения, т.е момент перехода одного качества в другое, скорректировать при необходимости отклонения, поддержать или ослабить соответствующие тенденции ОП);

Принцип научности (исключили житейско-бытового подход к оценке ОП, стремимся к давать научно-обоснованную характеристику ОП);

Принцип воспитательной целесообразности (педагогический мониторинг не самоцель, а средство глубокого изучения и надёжный инструмент управления ОП. В использовании методов, приёмов мы исключаем те, которые могут нанести ущерб интересам и достоинству личности);

Принцип диагностико-прогностической направленности (информацию, полученную в ходе слежения мы соотносим с определённой сферой педагогического процесса);

— Принцип прогностического мониторинга (смысл мониторинга мы видим не только в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития ОП в гимназии, но и в том, чтобы предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных и трансформацию нежелательных явлений).

Очевидна связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах. Чтобы сделать мониторинг и оценку эффективной и корректной, мы попытались задать ему (мониторингу) стандарты т.е принципиальные требования. Мы остановились на следующих:

1. Измеримость и применимость. Стандарты и нормы должны быть количественно и качественно определены для практического использования. Примером могут служить государственные образовательные стандарты содержания образования в части федерального компонента.

2. Осуществимость, согласованность возможностям гимназии. Тут речь идёт о реальной выполнимости задаваемых стандартов и норм.

3. Учет конкретных условий, в которых предполагается выполнение стандартов и норм. Ведь любые существенные изменения ведут к изменению норм. С этой точки зрения мониторинг – не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения.

4. Наличие аппарата мониторинга, т.е. лиц отвечающих за выявления отклонений и адекватную оценку. Практически мониторинг осуществляется во всех структурных уровнях гимназии. В первую очередь за соблюдение нормативов ответственность несут учителя, и здесь особое значение приобретает объективность педагогической оценки.

5. Построение нормативов на основе прошлого опыта с опорой на анализ текущего состояния гимназии. Нормы являются основой и ключом к интерпретации фактических результатов, но они прогрессируют и нормы изменяются. Нормы формируются и пересматриваются исходя из благоприятных условий выполнения по результатам работы гимназии или из ранее допущенных ошибок, которые привели к нежелательным последствиям. Сегодня для нас актуальны следующие нормы:

  • социально-сопоставительная норма (когда сравнение осуществляется по однородным показателям между собой «больше-меньше, лучше-хуже». Это происходит тогда, когда мы для диагностики используем, например, диагностические карты);

  • индивидуально-сопоставительная норма (когда мы осуществляем сравнение самого с собой во времени, например, «было-есть»);

  • предметно-сопоставительная норма (осуществляем сравнение с

Сегодня, когда мы говорим не о едином качестве образования для всех, а о качестве для каждого, с его реальными потребностями, с этой позиции мы и сформулировали «модель выпускника гимназии».

Такое понимание качества потребовало от нас серьёзного изучения образовательных потребностей всех участников образовательного процесса, изучения результата деятельности, определило необходимость создания инструментария оценки качества образования и методики его применения.

В гимназии он включает:

-формальные данные (анализ документов, компонентов);

— социологические инструменты (опросы);

-психологические инструменты (тесты);

— педагогические инструменты (срезы знаний, тесты, собеседования, эссе);

— специальные компьютерные программы, которые помогают в сборе и обработке данных;

— банк данных, куда поступает полученная информация;

— различные проекты (модели) развития гимназии: с проработкой тех или иных условий, необходимых для оптимальной коррекции процесса развития;

-технологические карты

Всё это позволяет рассматривать мониторинг с позиции целей, а не как форму получения, передачи и накопления информации «на всякий случай».

Объектами мониторинга в гимназии являются:

  • Эффективность управления гимназией.

  • Образовательная среда (кадровое обеспечение, материально-техническая база, состояние здоровья учащихся, эффективность нововведений);

  • Образовательные процессы (качественные и количественные показатели, изменение личности ученика, выявление одарённых талантливых учеников, уровень сформированности предметных навыков, профессиональный уровень учителей гимназии, результат введения инноваций);

Если рассматривать мониторинг образовательных процессов, целью которого является получение максимальной, полной информации, характеризующей данные процессы и позволяющей сделать объективные выводы о их состоянии, а так же внести коррективы, что в конечном результате и должно привести к повышению качества образования, то стоит отметить, что новые подходы к нему (образовательному мониторингу) мы начали использовать поэтапно с 2002 года.

Были разработаны ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ карты мониторинга

Они составлены по заданным функциональными обязанностями направлениям.

Карты мобильны, возможно включение в них таких разделов как, например, субъекты мониторинга.

Оценка уровня обученности проводится по итогам вводного, рубежного, административного и итогового контролей, составляется по предмету, по классу, по отдельным ученикам. Для определения уровня обученности (слайд 6) используются такие измерители как: показатели абсолютной и качественной успеваемости, степень обученности, индекс качества обученности, коэффициент надёжности обученности.

Для определения индекса качества обученности составляем сводную ведомость учащихся класса, где вместо отметки «2» и «3» ставится «0», а вместо отметки «4» и «5» ставится «1» . Высчитывается индекс качества по формуле ИК= ∑ /N * n, где ∑ — сумма всех единиц по предметам обучающихся данного класса, N— число обучающихся по списку, n – количество предметов. По такой схеме мы, например, высчитали индекс качества обученности учащихся по программе «Школа-2100» . Индекс оказался достаточно высоким, что позволило нам сделать вывод о рациональности использования данной развивающей программы не только в начальной школе, но и в среднем звене обучения.

Такой измеритель, как надёжность обученности, используются уже в течение пяти лет и его результаты позволяют сделать сравнительный анализ успешности обучения в данном классе. Он рассчитывается по формуле НО= К1/К * 100%, где К1 – количество хорошистов в классе за текущий триместр, а К – количество хорошистов за прошлый триместр или год. Если показатели ниже 100%, то в классе наблюдается тенденция к снижению качества обучения. Системное отслеживание данного показателя даёт возможность принимать в каждой конкретной ситуации обдуманное управленческое решение.

Разработав компьютерную модель «Урок +» в 2006 году у нас появилась возможность оценить комплексно такую сложную систему как урок. Комплексно, т.е по нескольким направления: дидактическому, психологическому, валеологическому. Каждое направление состоит из множества частных, но весьма важных составляющих.

Для этого мы пользуемся методом шкалирования для оценки различных компонентов урока. После ввода данных автоматически выстраивается диаграмма. И это позволяет производить оценку не только отдельных признаков, но и оценку состояния субъекта в целом по совокупности его свойств. Интегральная оценка, которую мы формулируем и в форме рейтинга, есть ничто иное, как количественное состояние наблюдаемой системы.

Методика экспертизы и оценки качества урока позволяет анализировать как в целом так и по отдельным его составляющим.

Контроль за полученными результатами носит систематический характер, что позволяет говорить о состоянии преподавания в гимназии. Всё это характеризуется следующими утверждениями:

— в 55% просмотренных уроков по математике использовались раздаточные наглядные статические материалы;

— 100% учителей гимназии используют технологию проблемного обучения на своих уроках и т. д.;

— у учителя В. наиболее эффективна организационная деятельность, а у учителей Т. и М. «западает» валеологический аспект на всех посещённых уроках и т.п. Такие графики позволяют наглядно проследить изменения того или иного параметра во времени, сопоставить оценки отдельных учителей, классов. Сделать вывод не только об уровне профессиональной культуры учителя, но и об их развитии.

Но сегодня возникает необходимость анализировать отдельные аспекты урока. Например, при подготовке к педагогическому совету «Инновации как фактор профессиональной зрелости педагога» была запущена мониторинговая карта аспектного анализа урока по данному направлению. Были продуманы 6 критериев. Понимая, что наиболее целесообразной гуманной оценкой урока является обсуждение его по параметрам и критериям с учётом аргументов учителя, поэтому была введена шкала «самооценка» урока. Это позволяет снять барьер и создать наиболее комфортную обстановку при анализе урока.

Конечно, представленный набор критериев далеко не исчерпывающий. Применяя данную мониторинговую схему для оценки качества конкретного аспекта урока, возможно изменение списка параметров и критериев: сокращение или дополнение.

Используя такие квалиметрические шкалы можно создавать подобные карты для экспертизы и оценки качества урока по разным проблемам. Сегодня мы разрабатаны квалиметрические шкалы с набором 5,7 баллов: «Качество работы педагогического совета», «Качество учебно-методического комплекса учебного кабинета», «Качество работы кафедр» и др. Многобальные шкалы значительно сложнее в разработке и применении, затратны по времени при обработке статистических материалов и проведённой экспертизы. Педагогическая практика показала, что 3-х бальная шкала обеспечивает достоверный, объективный результат мониторингового исследования.

Методы квалиметрии в сочетании со статистическими методами позволяют с большой точностью оценить эффективность педагогического труда.

Эффект — это то, что выгодно отличает текущее состояние системы от предыдущего состояния. Эффективный означает достигающий цели. И эффект должен быть оценен по ряду критериев. Фраза администратора школы «деятельность учителя более эффективна, чем…» должна обязательно подкрепляться критерием по которому сделан вывод.

Диагностика прогнозируемого качества мало освещена в исследованиях учёных и практиков. Но именно сравнение того, что достигнуто (учеником, классом), с тем, что планировалось, и позволяет сделать вывод: если полученные в ходе анализа показатели совпадут с прогнозируемыми или превысят их, то деятельность учителя можно с высокой степенью достоверности считать эффективной, высокого качества. Воспользуемся технологией оценки эффективности работы учителя Н.Фоминой. Эта технология позволяет увидеть эффективность работы учителя по результатам контрольной, зачетной, административной работы.

Для этого выделяют несколько показателей:

РЕЗ – результативность

ИВР – индекс реальных возможностей класса

УРВ – уровень реализации учебных возможностей

НЕУСП – состояние работы со слабоуспевающими учащимися

ИНЕУСП- прогнозируемый уровень неуспешности класса


В результате появляется таблица « Уровень эффективности работы по итогам контрольной работы»

Прогнозируемые показатели

Реально полученные показатели (результат)

ИРВ – 68

РЕЗ – 67,5


УРВ – 99,2

ИНЕУСП- 32

НЕУСП -32,5


1.Составляем список учащихся

2. Определяем индивидуальные учебные возможности учащихся (по журналу)

3.Выделяем промежуточный параметр (через запятую – 3,5 или 4,5 и т.п.) и суммируем его.

4. Определяем ИРВ

ИРВ (индекс реальных возможностей класса) = сумма баллов*100/ «5»* количество учащихся класса



Так можно выявить средний индекс по реальных возможностей по школе по всем предметам и по любому предмету, реальные возможности класса. Учащиеся это класса могут реально выполнить контрольную работу на 68%. Это хороший показатель.

5. Определяем ИНЕУСП = 100% — ИРВ

Это индекс прогнозируемого уменьшения неуспешных школьников, или работы со слабыми учащимися.

После того, как прошел этап диагностирования я заношу индексы в отдельную таблицу, чтобы не вычислять их перед каждой контрольной, достаточно по таблице выбрать нужные показатели. Таблица пополняется новыми данными в связи с изменениями списочного состава учащихся или явного изменения бальных индексов.

После проведения контрольной работы я использую следующие данные:

РЕЗ (результативность)=Ф(фактически выполнено заданий)* 100%/ Д (суммарное количество заданий

НЕУСП (Показатель работы со «слабыми» учащимися) = 100% — РЕЗ

Все данные сравниваются с индексами. По даны, показаны этим классам можно судить, что они выполнили контрольную работу по своим реальным возможностям. Но показатель работы со слабоуспевающими понизился, хоть и незначительно. Значит на работу со слабоуспевающими необходимо обратить пристальное внимание. Иногда этот индекс превышает на 1 или 2 балла. Это немного, но и учителя и руководители знают как трудно достигаются успехи на этом пути.

Автор предлагает шкалу результативности:

75% — 100% — высокий показатель;

65% — 75% — хороший показатель;

65-60% — достаточная;

45%-59% — низкая;

35% — 44% неудовлетворительная;

0-34% — крайне неудовлетворительная. Требуются экстренные меры

По данной технологии можно определить так же объективность оценивания, уровень реализации учебных возможностей учащихся. Только на первый взгляд эта технология трудоёмка, но, на самом деле, разобравшись, никаких затруднений не испытываешь.

Данная модель оценки результатов обучения в ходе анализа контрольных работ (тестов) предполагает принципиально новый путь организации аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения. Для того чтобы реализовать эту модель, необходимо четко представлять реальное состояние, характеризующее первоначальное состояние качества образования по всем показателям.

Сегодня, осуществляя педагогический мониторинг, мы наряду с квалиметрическими и статистическими методами переходим на использование математических методов системного анализа, включая методы теории исследования операций и общей теории управления. Именно они помогают гимназии выбрать наиболее рациональную стратегию в условиях, когда её обоснование требует анализа сложной информации.

Рейтинг профессиональной деятельности учителя «Учитель+» (слайд 13) подводится с 2006 года и складывается из: результативности работы учителя по предмету, результативности внеклассной работы, методической деятельности и рейтинга администрации. Каждый раздел имеет свои составляющие.

Определив рейтинг за три года, мы выявили очень важный показатель деятельности как эффективность. Повторюсь, эффект — это то, что выгодно отличает текущее состояние системы от предыдущего состояния.

Эффект педагогической деятельности может выражаться не только повышением успеваемости учащихся и улучшения качества обученности учащихся, но и овладением новыми технологиями, повышением профессиональной компетентности – мере соответствия заданному требованию. Например, увеличение доли педагогов, имеющих высшую категорию – положительный эффект школьного руководства.

При выводе математической модели эффективности педагогической деятельности творческий потенциал учителя мы отражали рейтингом. Чем меньше значение текущего рейтинга, тем меньше его приращение.

Эффективность мы вычисляли по формуле Э = R*Re*(hRe), где Re – рейтинг учителя, h— макс. рейтинг (100), R— числовой параметр, который мы высчитали с помощью метода наименьших квадратов. Построили регрессионную модель (функцию, описывающую зависимость м/у количественными характеристиками сложных систем). Получили графики регрессионной модели – тренды (тренд – тенденция). Выбрали степенной тренд, т.к. его значение ближе к 1. Формула с таким коэффициентом делает значение эффективности более устойчивым к действию случайных факторов.

Высчитали по формуле эффективность, построили график.

Хочется отметить, что минимальную эффективность м/б либо при низком творческом потенциале, либо при малых управляющих воздействиях, вследствие высокого уровня педагога. Т.Е. добиться высокого эффекта труднее тому, кто мало знает и умеет, а так же тому, кто работает на достаточно высоком уровне.

Путём вычитания разницы от максимального рейтинга, рейтинга педагога в текущем году мы вычислили степень воздействия администрации на педагогическую деятельность учителей. Это интерпретировали графически.

Для управляющей команды гимназии такие сведения очень полезны.

А главное, это даёт возможность прогнозировать и адекватно оценивать как возможные, так и реальные результаты предпринимаемые действия самими учителями (по отношению к самым различным аспектам своей деятельности),  способствует формированию у учителя способности к рефлексии. Познакомившись с результатами мониторинга, они получают обширную информацию о результатах своей деятельности, имеют возможность сравнить её с деятельностью своих коллег. А это ни стимул к профессиональному росту?

(слайд 12)

При оценке работы учителя администрация гимназии обращает внимание на следующие аспекты (критерии) педагогической деятельности:

  • Предметный – знание преподаваемого предмета

  • методический – как учитель взаимодействует с учащимися, как анализирует, планирует свою собственную деятельность;

  • психологический – как личность учителя влияет на учащегося; учёт педагогом индивидуальных особенностей учащихся, определение и создание мотивации учения;

  • педагогический – основания отбора педагогом содержания обучения, через какие формы и каким методом передаёт содержание учебного материала, какими педагогическими технологиями владеет;

  • общекультурный и эмоциональный;

  • готовность к инновациям

И для оценки качества педагогической деятельности и профессионализма учителя, выявления направлений и форм его индивидуальной методической работы управляющая команда гимназии использует не только данные наблюдений за уроком, но и критериально-ориентированное тестирование.

При таком тестировании используется индивидуально-сопоставительная норма.

По каждому критерию разработано 10 показателей. Педагог даёт самооценку по критериям, управляющая команда свою и средний показатель (балл) сформированности критерия заносится в шкалу. (0-отсутствие показателей, 1-низкий уровень, 2-средний уровень, 3-высокий уровень) еРР Результаты оцениваются по всей сумме тестовых задач.

Компетентность = сумма баллов по показателям /30 * 100%; Качество педагогической деятельности = сумма баллов по показателям всех критериев/180 *100%. Результат — выявление уровня владения учителями названными компетентностями, выявление статуса учителя.

Данная методика позволила нам проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, коллективов кафедр (например, при переходе начальной школы на новые стандарты, а сейчас и среднего звена, такая информация по педагогам гимназии очень своевременна и необходима), а так же уровень владения компетенциями учителей гимназии как по отдельным показателям, так и по их совокупности. Отрадно отметить, что в гимназии большинство работающих педагогов обладают высоким творческим уровнем владения компетентностями.

Большое значение для профессионального развития педагогического коллектива имеет мотивация его деятельности. В этом смысле ведущая роль так же отводится руководству ОУ. Одна из главных задач – создание мотивационных условий, обеспечивающих мотивацию педагогического коллектива, непрерывное повышение профессионального мастерства всех его членов, что позволяет создать атмосферу творчества, здоровой конкуренции, доброжелательного и заинтересованного отношения к профессиональным достижениям коллег. Мотивационные условия являются основными в обеспечении позитивной динамики профессионального развития коллектива, т.к. только знание истинных побуждений к профессиональной деятельности членов коллектива, способствует достижению личных профессиональных целей и целей ОУ.

Систематическое изучение мотивации членов коллектива позволяет определять, что побуждает каждого педагога к труду, а так же создать модели мотивации для вашего педагогического коллектива.

Главными мотивационными условиями, обеспечивающими достижение педагогическим коллективом поставленных целей являются:

  • возможность самореализации в профессиональной сфере;

  • творческий характер выполняемой деятельности;

  • признание и одобрение со стороны руководителей и коллег;

  • информированность о процессах, происходящих в профессиональной сфере;

  • доброжелательные отношения с коллегами и руководителями;

  • методическое обеспечение ОП;

  • возможность постоянного повышения профессионального уровня


Начальным этапом создания мотивационного поля педагогического коллектива является диагностический этап. Инструментарий широк: анкетирование, собеседование, сбор информации, наблюдение.

Система мониторинговых исследований позволила безболезненно перейти на систему распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Материальное поощрение по результатам труда стало сегодня одним из сущностных аспектов эффективного управления. Управляющая команда стремилась к тому, чтобы сделать процедуру поощрения учителей за творческий труд более прозрачной и справедливой.

Управляющий совет гимназии разработал своё положение о распределении стимулирующей части ФОП тесно увязанное с общешкольной системой оценки качества образования.(СОК) !!!!

Качество образования – это интегральная характеристика деятельности гимназии, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям.

Положение о СОКе в гимназии включает:

III. Выбор критериев оценки эффективности работы по приоритетным направлениям деятельности гимназии

Для каждого из приоритетных направлений деятельности гимназии задаются критерии для оценки эффективности работы по каждому направлению.


Приоритеты деятельности

Критерии

  1. Реализация целей и принципов развития гимназии.

  1. Эффективность работы по формированию гуманистических ценностей учащихся.

  1. Реализация образовательных программ.

  1. Академическая успешность обучающихся.

  2. Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды.

  1. Развитие многопрофильного образования.

  1. Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения.

  1. Развитие проектной и исследовательской деятельности.

  1. Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, Академических чтениях учащихся, спортивных соревнованиях.

  2. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную деятельность.

  1. Развитие технологий компетентностного подхода.

  1. Эффективное формирование у учащихся ключевых компетенций: общекультурной и коммуникативной.

  1. Инновационная деятельность коллектива

  1. Использование ИКТ и инновационных технологий методик в процессе обучения.

  2. Использование и совершенствование здоровьесберегающих образовательных технологий

  3. Участие в работе творческих групп, экспериментальных площадок по внедрению в образовательных процесс инновационных технологий и преобразований.

  4. Профессиональное развитие педагога.

  1. Совершенствование управленческой структуры гимназии

  1. Вклад в развитие управленческой модели гимназии.

  1. Сохранение и преумножение традиций гимназии.

  1. Активное участие в культурной и общественной жизни гимназии.


Основываясь на критериях оценки эффективности деятельности гимназии по приоритетным направлениям, выбираются критерии оценки качества работы сотрудников: педагогов, классных руководителей, заместителей директора, педагога-психолога, технического и учебно-вспомогательного персонала. Для упрощения процедуры оценивания качества работы для каждой категории сотрудников выбираются основные, наиболее показательные критерии. По каждому критерию разрабатываются практико-ориентированные показатели, подлежащие оценке.



Категория персонала

Критерий качества работы

Показатели, подлежащие оценке

Педагоги кафедр

Академическая успешность обучающихся

Результаты ЕГЭ, АКР, тестирований

Эффективность работы с неуспевающими

Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения

Эффективность мероприятий предпрофильной ориентации и профильного обучения

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях , спортивных соревнованиях

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную деятельность

Результаты внеурочной предметной деятельности

Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения

Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения

Профессиональное развитие педагога

Повышение квалификации

Конкурсы, проекты, публикации

Открытые уроки, представление профессионального опыта

Оформление документов

Активное участие в культурной и общественной жизни гимназии

Участие в общешкольных мероприятиях


Поскольку система стимулирующих выплат работников ОУ предусматривает реализацию права участия органов общественно-государственного управления школой в распределении поощрительных выплат

управляющий совет гимназии разработал своё положение о распределении стимулирующей части ФОП тесно увязанное с общешкольной системой оценки качества образования.(СОК)













































Я предлагаю вашему вниманию педсовет как форму диагностики. Результат работы педагогического совета в гимназии всегда становится основанием для работы в дальнейшем. Вот, например, осуществив проектную деятельность на педагогическом совете два года назад и приняв по его итогам определённые управленческие решения мы осуществляем мы осуществляем психолого-педагогический мониторинг именно по тем параметрам, которые были обозначены на педагогическом совете.

Таким образом, мы можем сравнивать себя с самими собой и реально оценивать происходящие изменения в данном направлении в гимназии. И, кроме того, данный педагогический совет показал, что основой для мониторинга может быть и деятельность педагога в процессе педагогического совета.

Задания. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕДСОВЕТ



Рейтинговая система оценивания «Гимназист+» введена для учащихся 9-11 классов, а для учащихся 8-х классов со второго полугодия в пилотном режиме. Мы считаем своих 13-14-летних учеников достаточно взрослыми и подготовленными, чтобы включиться в процесс образовательного соревнования с одноклассниками и отнестись к своей рейтинговой позиции не только трезво, но и конструктивно. Она нацелена расширить пространство социальной реализации гимназиста.

Система оценивания складывается двух компонентов: 1) рейтинга академической успеваемости и 2) портфолио. Рейтинг академической успеваемости изменяется по итогам полугодия с учетом отметок по учебным

предметам, поведения и прилежания. Портфолио является накопительной системой достижений и включает разделы: итоги участия в олимпиадах и научно-практических конференциях всех уровней (олимпийский рейтинг); достижения и лидерство; звания и сертификаты.

Принципы оценивания предлагаются следующие:

открытый соревновательный набор баллов;

рейтинг не вердикт, а стимулирование, не констатация, а «вложение»

в будущее;

оценивается максимально широкий спектр достижений;

нет никаких штрафных «вычетов»;

учитываются внешкольные достижения;

Педагогическая поддержка рейтинговой системы оценивания стала необходимой частью системной поддержки становления и апробации модели старшей профильной школы. Нашей главной задачей на первом этапе было обеспечение информационной, идеологической и психологической поддержки учащихся и педагогов.

Внедрение рейтинга достижений помогло в построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательного процесса; создании индивидуальных образовательных программ. А главное, привело к повышению уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности. Возросло участие гимназистов в мероприятиях различного уровня; увеличилось количество учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью (только за последние два года 19 гимназистов стали победителями и призёрами областных научно-практических конференций).

Рейтинг позволяет нам выявить поощрить более социально адаптированных учащихся. Поощрением является: помещение фотографии на стенде гимназии «На шаг впереди», награждение на ежегодном празднике «Звездопад над гимназией» премиями и подарками от Попечительского и Управляющего советов, участие в лагере-тренинге «Профи» проводимым в гимназии 2 раза в год.

Компьютеризированный мониторинг позволяет накапливать и обрабатывать значительные массивы разнообразных данных, управлять ими, выдавая руководителю для принятия решений лишь сконцентрированную, обобщённую информацию.

Для управляющей команды гимназии сведения мониторинга очень полезны. Это даёт возможность:

  • прогнозировать и адекватно оценивать как возможные, так и реальные результаты и действия, предпринимаемые самими учителями (по отношению к самым различным аспектам своей деятельности);

  •  намечать программу профессионального роста каждого педагога путём оптимизации методической деятельности педагогического коллектива;

  • регулировать процесс обучения;

  • обеспечить оптимальное планирование методической работы;

обширную информацию о результатах своей деятельности, имеют возможность сравнить её с деятельностью своих коллег. А основанное на мониторинге управление перестаёт быть «слепым», более того, такое управление становится более уверенным, целостным и устойчивым к воздействию непредвиденных факторов.





17


Свежие документы:  Отзывы родителей о работе учителя

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: