Урок мужества «Наша школа в годы Великой Отечественной войны» на базе школьного краеведческого музея


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа№2












Урок мужества

на базе школьного краеведческого музея

«Наша школа в годы Великой Отечественной войны»















Учителя

1 квалификационной категории

Шестаковой Татьяны Петровны








г.Артёмовский

.



Пояснительная записка


В жизнь современной школы все активнее входит краеведение, открывающее большие возможности для формирования нравственных идеалов и чувства патриотизма, воспитания уважения к героическому прошлому своего народа, приобщения к истокам своей «малой Родины», России.

Актуальность краеведческой деятельности объясняется требованием времени. Это одна из форм совместной работы учащихся, педагогов, родителей, общественности, позволяющая осуществлять требования ГОС НРК с приоритетом ценностной составляющей образовательного процесса.

В МОУ СОШ №2 г.Артемовского с 1979г. существует краеведческий музей, который является активным звеном в системе приобщения к истории и культуре своего края. В музее собран богатый материал об историческом прошлом нашего края, о сегодняшнем дне г.Артемовского, об истории школы №2. Один из залов школьного музея посвящен важнейшему моменту истории России – периоду Великой Отечественной войны. Музейная экспозиция, включающая в себя собранные экспонаты, письма ветеранов Великой Отечественной войны, переписку с военкоматами, архивами, в том числе архивом военно-медицинских документов г.Ленинграда, позволяет осмыслить подвиг нашего народа в это суровое время.

В годы Великой Отечественной войны г.Артемовский, как и весь Урал, стал не только базой по выпуску военной продукции, но и надежным тылом, где поправляли здоровье бойцы Советской Армии, получившие ранения на фронтах войны. Сеть госпиталей, организованная в это время на Урале, выполняла одну задачу – как можно быстрее вернуть бойцов в строй. Эвакогоспиталь №3745 располагался в здании нашей школы. История этого госпиталя – яркая страница в летописи школы №2.

Школьный музей, созданный 30 лет назад, и сегодня продолжает выполнять свою главную задачу – посредством музейных экспонатов приобщать учащихся к локальной истории, культурному наследию прошлого. В течение ряда лет в музее работает лекторская группа учащихся, многие из которых, закончив школу, передали свой опыт экскурсоводов ученикам младших классов. Школьники горды тем, что причастны к делу сохранения исторической памяти.

Экскурсии в школьный музей стали в школе традиционными: сюда приходят ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, выпускники и ученики школы, руководители нашего города. Лекторской группой разработано несколько маршрутов экскурсий по музею. Одна из них – это экскурсия в зал, где представлены материалы, посвященные истории эвакогоспиталя №3745. Эту экскурсию мы назвали «Урок мужества»


Цель: воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю, героическому пошлому своего народа.




Задачи:

  • формирование понимания исторической связи поколений, развитие чувства сопричастности к судьбе родного края через историю своей школы, своей «малой» Родины;

  • обогащение представления о значимости истории для современности, для жизненного самоопределения и ответственного поведения человека.


Музыкальное оформление:

  • песня «Поклонимся великим тем годам» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова),

  • песня «Горячий снег» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова),

  • песня «Солдат» (муз. В.Нескородова, сл. А.Прокофьева)


Ход урока мужества


1 ученик.

В тот день, 22 июня 1941 года, город проснулся по воскресному режиму, когда некуда спешить и впереди много свободного времени. Уже прогремели на далёких заставах первые выстрелы, уже гусеницы фашистских танков рвали землю приграничных полей, а здесь, на Урале, ещё царила во всём мирная безмятежность выходного дня. Сугубо мирным было и содержание печатающейся в типографии газеты «Егоршинский рабочий». В номере сообщалось о награждении 44 егоршинских железнодорожников, был помещён отчёт с районного партийного актива. Ничего тревожного не содержали и заголовки других статей: «Снизить себестоимость угля», «По-хозяйски готовиться к уборочной кампании».

Но радио опередило газету, принеся страшную весть: «Война!». Это слово прозвучало эхом тех выстрелов, что прогремели у рубежей Советской Отчизны, оно, как по тревоге, подняло на митинги население всего Артёмовского района. Первой мыслью каждого было желание взять в руки оружие. Многие тут же на митингах написали заявления: «Прошу считать меня добровольцем…».

23 июня, собравшись в площади Советов, артёмовцы постановили: «Мы, участники митинга, рабочие и интеллигенция, как достойные патриоты своей Родины, каждый на своём посту будем свято выполнять призыв правительства – работать с удесятерённым энтузиазмом, давать больше угля, электроэнергии – всего, что требуется от нас для обеспечения победоносной Красной Армии, для достижения конечной цели – полной победы над врагом».

Только за два дня после объявления войны в райвоенкомат поступило 433 заявления о зачислении в армию, и 283 человека записались в боевые дружины народного ополчения.


2 ученик.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

«Почему нашим людям и нашей стране

столько горя пришлось пережить?


Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жён потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?»


Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.


Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.


3 ученик.

С первых недель военного лихолетья артёмовцы перешли на режим жизни и работы, полностью подчинённый нуждам фронта. В далёком тылу началась организация сети госпиталей. В нашем городе планировалось сформировать два эвакогоспиталя. Эвакогоспиталь №3745 был расположен в здании нашей школы №2. Ученики были переведены в школу №1: война не должна была жестоко отразиться на судьбах детей, их нужно было учить и в такое трудное время.

По словам бывшей медсестры эвакогоспиталя Сазоновой Зои Сергеевны, первые раненые поступили уже 10 сентября 1941 года. В школьных классах были оборудованы палаты для больных, а в учительской – операционная. Здесь проходили лечение бойцы Красной Армии с повреждёнными конечностями. Были они совсем разные. Разные по возрасту, характеру, ранению, но все они нуждались в заботе и ласке. Медработники, как могли, старались скрасить серые будни своих подопечных. Весь персонал трудился, не считаясь со временем, знали: на фронте ещё труднее.

Начальником госпиталя была назначена Займак Татьяна Ефимовна. Заведующей первого отделения была Тамбовская Антонина Игнатьевна, заведующей второго отделения была назначена Пильчевская Галина Дмитриевна. Краеведы нашей школы прошлых лет установили список всех сотрудников госпиталя, организовали переписку с ними, записали их воспоминания. (Фотографии медперсонала госпиталя и записи воспоминаний врачей и медсестёр размещены на музейных экспозициях).


4 ученик.

Из воспоминаний Займак Т.Е.: «Когда формировали наш госпиталь, война шла полным ходом. На защиту страны были брошены все силы. Остались не мобилизованными в армию только врачи, имеющие детей до 14 лет. Если ребёнку уже было 14 лет, то мать, имеющую специальность медика, брали в армию. Существовавшие госпитали не могли обеспечить медпомощь всем фронтам. И правительство решило создать Эвакогоспиталь в далёком тылу и на месте укомплектовать их медработниками, которые не подлежали мобилизации в действующую армию. Так был сформирован госпиталь №3745.

Трудностей было очень много. Одна из главных – нет транспорта вывезти раненых с вокзала. Раненых привозили в вагоне, вагон останавливался посреди железнодорожного полотна около городской

больницы или напротив школы №2, а сотрудники госпиталя оттуда кого-то вели, подхватив под руки, а кого-то и на носилках тащили до горбльницы, а до школы №2 – на тележках, зимой – на санках.

Врачей и медсестёр опытных, конечно, не хватало – приходилось обучать молоденьких дувушек оказывать помощь раненым, ухаживать за ними».

Уже спустя две недели после начала войны городская поликлиника Артёмовсого представляла собой и школу по подготовке медсестёр. Занятия здесь проходили без отрыва от основной работы. В числе первых слушателей школы были телефонистка Е.Кривых, счетовод А.Кузьминых, учителя М.Терентьева и Е.Ляндусова, работницы ЕГРЭС С.Лапшунова, Д.Глушко, С.Шахрай, Н.Щербакова, сотрудница редакции газеты «Егошинский рабочий» Е.Рычкова, работница хлебозавода Н.Дудина…


5 ученик.

В постоянной заботе и внимании нуждались раненые бойцы. Перевязки приходилось делать несколько раз в день. В это время в палатах тяжелораненых стоял сплошной стон. Медсестра Устьянцева (ныне Демченко) вспоминает, как всем хотелось утешить, облегчить боль раненых бойцов. Каждую свободную минуту она старалась заглянуть к раненым и прочитать им что-нибудь интересное. Медсестра Гориленко (ныне Богданова) помогала раненым в переписке с родными.

Заботу и внимание находили в доме бывшей санитарки Малых Федосьи Андреевны те, кто приезжал навестить своих отцов, мужей. братьев, находившихся в госпитале №3745.

Конечно, помогали раненым и школьники, выступали с номерами художественной самодеятелности, стихами, песнями, они как бы возвращали раненых к жизни, вселяли в них надежду на скорое выздоровление.


1 ученик.

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

— Господи!..

До чего же артисты маленькие.


Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками, с мандалинами

и большими пачками книг…

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен военных, правильных.


Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением…

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой – до бровей забинтован, —

капитан, таранивший «мессера»

три недели назад над Ростовом…

Мы вошли.

Мы стоим в молчании…

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём, о священной

так как мы её понимаем…

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война…

Мы поём…

Только голос лётчика

раздается.

А в нём – укор:

«Погодите!..

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор…»

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо,

будто в бреду.


Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году. (Роберт Рождественский.Концерт)


2 ученик.

Из воспоминаний Займак Т.Е.: «Часто вместо того, чтобы приступить к лечению ран больных, приходилось лечить их душу, убеждать, что лечиться необходимо. Дело в том, что Красная Армия в 1941 году больше отступала, чем наступала. Эти раненые видели весь ужас войны своими глазами и им начинало казаться, что такого сильного врага Красной Армии не одолеть, теряли веру в нашу победу. Так зачем лечиться, чтобы потом стать рабом немцев? Лучше теперь умереть, рассуждали они. Попросту, лечиться отказывались.

Врачам приходилось убеждать раненых, чтобы они поверили, что отступление нашей армии временное. Наша Родина соберёт силы, разобьёт врага, победа будет за нами. И что больные ещё успеют внести свой вклад в дело нашей победы».

Возвращая в боевой строй защитников Родины, сотрудники госпиталя лечили не только их раны, но их души. Есть ли долг священнее?


3 ученик.

Немало славных страниц в героическую историю советского народа вписали труженики Урала, опорного карая державы, где ковалось оружие победы над врагом.

Женщины заменяли мужчин, ставших солдатами, в профессиях, считавшихся ранее преимущественно мужскими: садились за руль трактора, вставали к станку, опускались в забой. В 12-13 лет начинался рабочий стаж детей военного времени. Им пришлось рано повзрослеть, и не просили они себе ни скидок на возраст, ни поблажек за детскую хрупкость плеч. Шла война, и конца ей не было видно. Значит, надо было работать наравне со взрослыми.


4 ученик.

Смех и ласку знали мы,

Только помнится поныне:

Паровозные дымы

Стлались рвано по равнине.


Пушки били вдалеке

И пылало пол-России.

На восток в товарняке

От войны нас увозили.


Набивался в щели снег,

В щели свет сочился робкий…

Двое суток хлеба нет,

двое суток нет похлебки.


Ни до сказок, ни до сна.

Лютовала стужа очень,

Хоть буржуйка докрасна

Раскалялась среди ночи.


И до самого утра-

Скрежет дерева и стали.

И гремели буфера,

И колеса грохотали.


Все угрюмей, все острей

Нам высвечивало пламя

Лица наших матерей,

Обожженные слезами.


Словно признаки, бледны,

Мы крепились-не кричали,

Дети страшной той войны,

Дети гнева и печали.

Валерий Шамшурин. Дети войны.


5 ученик.

Трудным и долгим был путь к победе, но единство фронта и тыла стало решающим условием разгрома врага. Вчерашних солдат ждали пролеты цехов, просторы полей, глубины шахт. Им надо было снова встать на вахту мирного труда, чтобы никогда больше синие рассветы Родины не заслонило зарево пороховых пожарищ.

В 70-е годы краеведы нашей школы установили список всех сотрудников госпиталя, со многими из них смогли пообщаться, взять интервью. В годовщину 40-летия победы в Великой Отечественной войне в школе состоялось открытие мемориальной доски. На торжества были приглашены оставшиеся в живых сотрудники госпиталя. Приезжала и Займак Татьяна Ефимовна.

Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания


Этап рефлексии

Предлагаемые вопросы для присутствующих:

  • Есть ли участники Великой Отечественной войны в вашей семье?

  • Почему война 1941-1945гг стала для советского народа общей бедой и общей надеждой?

  • Что давало силы людям проявлять героизм на фронте и в тылу?

  • Почему Урал стал «опорным краем державы» и какое значение это имело для победы?

  • Что нового о истории своей школы ты узнал сегодня?




Самоанализ

В последнее время все более актуальной становится проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Меньше остается людей, которые помнят страшный день 22 июня 1941 года, помнят те «сороковые-роковые», «военные и фронтовые». Но если уходят живые свидетели истории, то остаются документы. Они позволяют познакомиться с прошлым по первоисточникам, поразмышлять над событиями Великой Отечественной войны, составить о ней собственное мнение. Ведь здесь еще столько страниц, нуждающихся в изучении и осмыслении…

Поэтому урок мужества, проведенный в школьном краеведческом музее, позволяет прикоснуться не только к истокам беспримерного подвига народа, но и оценить значимость подвига наших земляков, ковавших победу в далеком тылу и приближавших час победы.

Лекторская группа, которая проводит мероприятие, состоит из старшеклассников, увлеченных музейной работой. Все они активно участвовали в подготовительном этапе: изучали уникальные музейные источники, подбирали музыкальное сопровождение, разучивали стихотворения. Школьникам приходилось выступать перед разными слушателями, но всегда их рассказ вызывал эмоциональный отклик у присутствующих, ведь речь шла не об отвлеченных исторических событиях, а событиях, связанных с историей родного города, родной школы.

Опыт работы в лекторской группе создает у учащихся мотивацию к таким видам учебной работы, как изучение исторических документов, их анализ, оценка прошлого и настоящего, активизирует желание найти достойное место в жизни, продолжив славную историю своих земляков.


Используемая литература

  • Великая Отечественная война в лирике и прозе. Т.2. – М.: Дрофа, 2002.

  • Венок славы. Т.9 – М.: Современник, 1989.

  • Города нашего края. Артемовский. А.И.Брылин, П.Т.Коверда; Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1983.






Свежие документы:  Конспект урока по английскому языку "Как прекрасна наша планета во все времена года" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: