Интерактивное обучение на занятиях по инженерной графике


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Большеболдинский сельскохозяйсвенный техникум»


















Статья: Интерактивное обучение на занятиях по инженерной графике








Подготовил: Молодченков Дмитрий Александрович,

преподаватель спецдисциплин.

Предмет: Инженерная графика

Возраст учащихся: 16-17 лет



















2015г.


На основе анализа литературы в статье раскрываются сущность интерактивного обучения на уроках по инженерной графике, методы и приемы формирования знаний, умений, навыков, которые используются в этом процессе.

Постановка проблемы. Современный этап подготовки будущего технического специалиста состоит из многих компонентов, одним из которых является владение графическими умениями, навыками и знаниями в области инженерной и компьютерной графике. Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности человека в направлении овладения графическими умениями и навыками особенно интенсивно развиваются в процессе обучения с использованием интерактивных технологий. Процесс формирования знаний, умений, навыков студентов и их качество зависит от содержания учебного материала, индивидуальных особенностей студентов, педагогического мастерства педагога, учебно-материальной базы. Поэтому среди разнообразных форм и методов в образовании для полного и глубокого усвоения знания, умений и навыков используют интерактивное обучение.

Анализ последних исследований показал, что важным условием успешного освоения умений и навыков является организация познавательной деятельности личности, при которой формирование их происходит в процессе практического подхода к изучению материала.

Ученые по-разному рассматривают процесс формирования знания, а затем — умений и навыков, но все ученые связывают этот процесс с активным мышлением, практической и умственной деятельностью личности. В структуру познавательной деятельности по усвоению графических понятий входят как общие (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др.), так и специфические (действия подведения под понятие и обратная ему действие вывода последствий) мыслительные операции. Тщательное изучение работ различных авторов подтвердило, что методические аспекты использования интерактивного обучения при формировании знаний, умений, навыков графической деятельности студентов используются, но мало изучены. Поэтому вполне очевидна значимость исследования в этой области.

Анализ количественных и качественных результатов графической подготовки студентов показал, что в условиях традиционного обучения начальный уровень сформированности графических понятий, знаний, умений и навыков у студентов недостаточен для успешного изучения предмета инженерной графики.

Изложенное выше обусловливает целесообразность проведения анализа использования интерактивного обучения при формировании знаний, умений, навыков графической деятельности студентов технических специальностей на занятиях по инженерной графики. В ходе анализа были выделены основные принципы процесса обучения: введение понятий, идей и методов при решении задач и их применение; формирование у личности системы умственных действий для решения различных учебных задач.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Динамика численности популяций и её регуляция в природе"

Слово «интерактивность» — означает способность взаимодейсвия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Итак, интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. В современной психолого-педагогической науке выделена операциональная концепция обучения, она объясняет механизм формирования понятий в процессе диалога. Одним из вариантов ее является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, по которой усвоение знаний рассматривается вместе с этапами усвоения деятельности.

По данным американских ученых, во время лекции студент усваивает всего 5% материала, при чтении — 10%, во время практики — 75%, а когда студент сразу применяет знания — 90% [1]. Поэтому важно использование интерактивного обучения в ходе преподавания курса инженерной графики, при обучении выполнению эскизов и изучения раздела «Деталировка» , студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания.

Интерактивная методика обучения в одном случае ставит студента в позицию инженера-исследователя, во втором — в позицию учителя, в третьем — консультанта для слесаря ​​на заводе. Благодаря применению интерактивных методик процесс обучения организуется таким образом, что почти все студенты вовлеченые в учебную деятельности, имеют возможность действовать в зависимости от имеющихся знаний. Совместная деятельность студентов над темой в процессе усвоения учебного материала означает, что каждый делает свой личный вклад, осуществляя обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит при условии взаимной поддержки и в атмосфере доброжелательности, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную деятельность. При использовании интерактивной методики обучения в разделе «Деталировка» можно выделить три группы понятий, каждая из которых имеет свои специфические особенности: первая группа — понятие, формирование которых связано с умственными действиями, характерными для зрительного восприятия графического изображения на плоскости (специально подобранные задания, которые студенты выполняли на компьютере); Вторая группа — понятие, формирование которых происходит в процессе практических построений на плоскости; 3-я группа — понятие, формирование которых связано со зрительным восприятием графического изображения, при этом умственные и предметные действия происходят в трехмерном пространстве.

В ходе «деталировки» можно выделить две группы задач. К первой группе относятся задачи направленные, в основном, на формирование графических умений (отобразить линии, нанести размеры, построить контуры плоских изображений и др.). Ко второй — задачи, направленные на развитие умственных действий и формирования графических умений (сравнение изображений, чтение чертежей, построение изображений, мнимые преобразования изображений и т.д.).

Свежие документы:  Подготовка к празднику День Матери

Графические задачи первой группы способствуют прочному усвоению знаний, они являются средством формирования графических умений, контроля знаний, умений и навыков. Графические задачи второй группы, к тому же, имеют большие возможности для умственного развития студентов.

Решение задач второй группы предполагает не механическое применение усвоенных правил, а самостоятельный поиск путей решения некоторых проблем — выбор главного вида, количества изображений, применение необходимых условных изображений, обозначений и тому подобное. Процесс решения таких задач является важным средством развития мышления. В личности развивается умение анализировать исходные данные под разным углом зрения, выделять главное, обобщать, делать различные мнимые преобразования изображений, формируется творческая направленность мышления.

Интерактивная деятельность в ходе «Деталировка» предполагает диалог, общение студентов. Следовательно, такая организация и развитие диалогового общения ведет к взаимопониманию, взаимных действий, к совместному решению общих, но значимых для каждого студента задач. Формируются графические умения, навыки, а также в ходе диалога студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

При использовании интерактивного обучения на занятиях по инженерной графике использовуется совокупность методических приемов, а именно:

применение методов показательного изложения, отобранных таким образом, чтобы побудить студента к созданию образов понятий, воспринимаемых зрением, запоминать и пользоваться ими при выполнении задач вариативного характера чертежей с помощью компьютерной графики. Здесь приемы преподавания и обучения имеют наглядную опору в виде графических изображений понятий на плоскости. Образы графических понятий, которые появляются в сознании личности, адекватные образам, которые есть на чертеже. Через позновательно- репродуктивный и стимулирующе-поисковый бинарные методы ориентируем личность на создание в сознании графических образов последовательных построений на плоскости; методы формирования графических понятий, в основе которых лежит зрительное восприятие изображения и создание трехмерного образа. Используя стимулирующе-поисковый и объяснительно-продуктивный бинарные методы, учитель побуждает личность к совершению умственных и предметных действий в трехмерном пространстве .

С помощью совокупности методических приемов студенты подводятся к необходимости осуществления целой цепи мыслительных преобразований, учатся видеть мысленным взором, осуществлять мыслительные повороты созданных в воображении образов, которые затем с помощью интегративного обучения воплощаются в плоскости.






Список использованной литературы:

1. Иванова — Комарщук А. Полезность интерактивных методов обучения[Электронный ресурс] https://osvita.ua/school/technol/6564


2. Р.А.Фахрутдинова Интерактивные технологи обучения как средство развития творческих способностей студентов [Электронный ресурс] https://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F612096738/Fahrutdinova.pdf


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: