Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы как средство построения развивающей среды урока


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА











Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы как средство построения развивающей среды урока






Подготовила учитель русского языка и литературы

Медведева Тина Геннадьевна.


























2012 год







Учитель – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель — не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми.


Симон Соловейчик



Начнем с этих слов, поскольку, на наш взгляд, в них отражена суть деятельности педагогов, строящих свои взаимоотношения с учениками на равноправных началах, относящихся к своим воспитанникам, как к самосознательным ответственным субъектам. К числу таковых относится и учитель. Потому, отвечая на три вопроса, которые лежат в основе деятельности каждого учителя: Как учить? Чему учить? По какой системе учить? Твердо убеждены в том, что, готовя ученика к жизни в меняющемся, развивающемся обществе, способствуя формированию в нем социальной компетентности, конкурентоспособности, мы сами должны соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к педагогам. В числе многих качеств педагога новой формации отмечаются ряд существенных, отражающих современное мировосприятие: информационная культура, компьютерная грамотность, владение инновационными педагогическими технологиями. Учитывая это, совершенствуем систему работы таким образом, чтобы эффективность обучения достигалась путем использования в работе новейших технологий.

Среди используемых в системе работы технологий: развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение. Все системообразующие технологии, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга совместимы с применением в процессе обучения «проникающей» компьютерной технологии. Следует отметить, что ее использование позволяет решить две важные задачи: обеспечить качественное усвоение учебного материала, восполняя дефицит часов, отводимых на изучение предмета; формировать в учащихся самостоятельность мышления, стремление к самообразованию, развитие креативных способностей и когнитивных процессов.

Остановимся подробнее на формировании лингвистической компетенции учащихся и вовлечении их в процесс сотворчества посредством применения в работе компьютерной технологии. Эта работа целенаправленная, требующая не одного года работы с учениками и преемственности обучения. Этапы сотрудничества с детьми среднего и старшего школьного возраста условно обозначим как ступени:


  • 1 ступень – открытие новых возможностей через соотнесение языковых фактов и явлений, обогащающих творческий потенциал, ведущих к возникновению сотворчества.(5-6класс)

На данном этапе учитель показывает возможности обучения с применением мультимедийных программ на уроках. Все материалы к таким урокам он готовит сам. Важно, чтобы в это время ученик осознал преимущества усвоения материала, преподносимого таким образом, обрел желание выступить помощником учителя.

  • 2 ступень – сотворчество в создании электронных презентаций, логических опор, соуправление, привнесение стихии творчества, импровизации.(7-9класс)

Ученик уже готов выступить соавтором в создании программ. Теперь учитель умело направляет ученика, оказывает помощь в подборе материала к тому или иному этапу урока, а задача ученика творчески переработать его и представить классу в виде презентации, сопровождающей устный или письменный ответ.

  • 3 ступень – оказание помощи в проведении урока, самостоятельность суждений, объединение творческих замыслов, конструирование созидательной атмосферы, ведущее к повышению уровня требований к теоретическим и практическим знаниям, подготавливающее к жизни в обществе (10-11 класс).

На этой ступени ученик получает лишь задание. К 10-11 классу планирую научить ребенка самостоятельно добывать знания. Ему будет не только по силам воспользоваться справочной литературой, отыскать необходимый учебный материал, но и переработать его таким образом, чтобы достичь поставленной учителем цели.


В чем видим ценность такой деятельности и ее результат:


  • преобразование среды урока

  • расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами русского языка и литературы

  • повышение качества образования

  • подготовка ученика к обучению после школы, где для успешного результата необходимо будет применять самостоятельность деятельности и суждений.


В сложившейся системе работы очень важно, чтобы технологии обучения, выполняли свои, определенные, функции: открытие личностных качеств, оказание помощи, открытие новых возможностей, обобщение научных знаний. Учитель и ученик должны стать со-участниками обогащения знаний, жизненного опыта, творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы и объединить свои интеллектуальные возможности, созидательные усилия, творческие замыслы и положительный жизненный опыт.

Обеспечение в учебном процессе обозначенных способов жизнедеятельности, правильное определение набора управленческих действий, осознанное привнесение стихий поиска оптимальных путей, заинтересованности в результатах работы, конструирования созидательной атмосферы, творческой импровизации, в мыслях делают среду урока поучающей, побуждающей к творчеству. Такая среда позволяет свободно мыслить, повысить уровень требований к теоретическим и практическим знаниям, подготовить к жизни в обществе, помочь испытывающим затруднения. Она поощряет стремление к совершенствованию.


Список литературы:

  1. Ю.С.Мануйлов «Средовой подход в воспитании», Москва, Нижний Новгород, 2002

2. «Обучение для организационного роста личности»

Учебное пособие З.А. Исаева. В.Т. Тихомирова —

Алматы -2003г.

3. Е.С.Полат»Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»,Москва,2001

4. Ширшов Е.В. «Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий», Архангельск, 2004


























Свежие документы:  ПАСПОРТ антитеррористической защищенности

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: