Конспект «Проблема на ладошке»


ГБУ СО СРЦ «Возвращение»










Конспект

коррекционно-развивающего

занятия на тему:

«Проблема на ладошке»





Разработала

воспитатель

Музалевская В. В.
















Саратов, 2012


Коррекционная цель: создание настроя на работу, формирование позитивного ребенка к своему «я», развитие абстрактного и эмоционального мышления, навыков общения.


Задачи:

— углубить представления ребят о хороших манерах, этикете;

— научить вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно;

— помочь формированию у ребят самосознания пола, сути будущих мужчин и женщин.


Необходимые материалы: толковые словари, плакат «Календарь настроения», плакат с высказываниями Сухомлинского, карточки индивидуальных занятий, костюмы для сценок.


План занятия:

  1. Календарь настроения

  2. Вступительное слово

  3. Воспитанный ли ты человек?

  4. Воспитанного человека отличает грамотная речь

  5. Как же учиться «вежеству»?

  6. Инсценирование

  7. Физминутка

  8. Мы в школе

  9. Азбука вежливого человека

  10. Выводы, итоги


Ход работы


— Прежде чем мы начнем занятие, создадим «Календарь настроения». Каждый пусть выберет себе либо солнышко, либо тучку, либо и то, и другое, и положит рядом с собой. Когда закончится наше занятие, мы вновь вернемся к этим картинкам и озвучим, что означают эти символы.


— Ребята, тема нашего занятия «Проблема на ладошке». Как вы понимаете значение слова «проблема»?

Дети отвечают.

Воспитатель показывает толковые словари Даля и Ожегова и зачитывает значение данного слова.

Сегодня мы рассмотрим актуальную проблему — науки общения. Поэтому цели нашего занятия:

— углубить представления о хороших манерах, этикете;

— овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно.

Каждый из вас по-своему подойдет к этой проблеме, поэтому занятие так названо «на ладошке».

Итак: поговорим о воспитанности, о хороших манерах, об этикете. Что такое этикет?

Дети отвечают.

Правильно, это свод правил поведения, обхождения, правил учтивости принятых в каком-либо обществе.

Один английский писатель и государственный деятель 18 века писал, что «воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, надо больше времени».

Одним из первых сборников правил хорошего тона является книга Петрусо Альфонсо «Дисциплина клерикалис», изданная в Испании в 1204 году.

России такая книга называлась «Юности честное зеркало» и «Показания к живейскому обхождению».

В начале 20 века известный адвокат А. Ф. Кони прочел около 1000 лекций по этой теме для рабочих и солдат. А было ему уже 75 лет. Цикл лекций назывался «О воспитании и личном поведении».

В прошлом веке в России существовал Институт благородных девиц и Пажеский корпус, где обучали хорошим манерам мальчиков и девочек отдельно.


Хочется ли вам узнать, воспитанные ли вы люди?

Предлагаю вам следующие ситуации, чтобы вы их разобрали.

— если тебя задержали в школе по уважительной причине, сообщишь ли ты об этом воспитателю?

— стесняешься ли ты подать пальто в гостях, в музее или оказать другие знаки внимания?

— случается ли, что помимо поручения ты выполнишь какую-то работу по своей инициативе (попросили помыть пол, а ты еще и обувь помыл)?

— приходиться ли взрослым напоминать тебе не вмешиваться в их разговор?


Итоги: у каждого свои ответы, но вы понимаете, что если есть несовпадения, надо задуматься, каким ты растешь человеком, стараться усвоить правила этикета.


Воспитанного человека отличает грамотная речь.

Попробуем правильно расставить ударения в словах. Перечисляются слова с неправильными ударениями, дети меняют ударение на правильное.

Кто помнит, как называется наука, которая учит нас правильно произносить слова и ставить ударения? (орфоэпия)


Как же учиться «вежеству»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа» — ведать, знать. «Вежа» — человек, который знает, как себя вести в той или иной ситуации, т. е. решить какую-либо проблему.


Сценки.

  1. В автобусе.

6 стульев поставлены рядами. Мы в салоне рейсового автобуса. На одном стуле старенькая женщина, впереди-кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася и за руку затаскивает свою подругу. Он плюхается на сиденье и кричит: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади дремлющей женщины, тормошит её и просит передать деньги. Входят старики на следующей остановке. Вася громко разговаривает с Аней, делая вид, что не замечает стариков. Аня наконец-то встает, но при этом говорит: «Садитесь! И что не сидиться старикам дома!?».

Задание: проанализируйте поведение подростков. Есть что-то положительное в их действиях? А что отрицательное? Какие грубые ошибки ими допущены? Что чувствуют пожилые пассажиры? Им слово.

  1. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них уступит дорогу, если одному из них 8 лет, а другому — 11. (Вежливый уступит)

  2. Если ты увидел знакомого на другой стороне улицы, надо ли его приветствовать? (надо, если он вас заметил, но не кричать, достаточно жеста, улыбки, поклона)

Какой хороший обычай до сих пор сохранился на селе, в деревне? (Приветствовать всех встречных)


Физминутка.


Все дети встают в круг, берут шарики.

Инструкция: представьте, что мы надуваем шарики. Вдохните воздух, поднесите шарики к губам, и, раздувая щеки, медленно надувайте его. Следим глазами, как шарик становится больше, увеличивается. Дуем осторожно, чтобы он не лопнул. А теперь покажем друг другу и похвалим друг друга.


Представьте следующие ситуации. Давайте решим, как нужно поступить.

  1. В школе сидят 2 ученика: один у другого просит списать задачу. Как поступить?

Дети отвечают.

А бывали ли у вас ситуации, подобные этой или другие?

  1. Ребята всем классом сговорились уйти с урока, ты считаешь, что это неправильно? Как поступишь?

Дети отвечают. (Итог: напомнить, что из учат для их же блага)

Азбука вежливого человека.

Общаясь, мы нередко употребляем грубые выражения – ненормативную лексику. А какие вы знаете слова, характерные для вежливого человека?

Дети читают слова.

— Проговорим вместе вежливые слова.

СПАСИБО

БУДЬТЕ ДОБРЫ

ЗДРАВСТВУЙТЕ

ДОБРОЕ УТРО

ПОЖАЛУЙСТА

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР

ИЗВИНИТЕ

БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ

БЛАГОДАРЮ

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

ДО СВИДАНИЯ

СПОКОЙНОЙ НОЧИ


И помните об интонации, с которой вы произносите эти слова.


Подведем итоги.

— Важна ли наука – общение?

— Необходимо ли обдумывать свои поступки, прежде чем решить какую-либо проблему? Помните о пословицах: не руби с плеча, 7 раз отмерь — один раз отрежь.

Ответы детей.


Проверим свой календарь настроения.

— Оставите ли вы свои картинки или возьмете другие?

— Что они означают?

Солнышко – отличное настроение.

Тучка – плохое настроение.

Тучка и солнышко – не очень хорошее настроение.


Все мы живем среди людей, но поступаем ли мы так, чтобы вокруг нас было светло, радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? Живите мудро, поступайте согласно со своей совестью, будьте хозяином слова.


Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет,

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.


(В. Солодухин «Слово о словах»)

































Используемая литература:


  1. Алешина Л. О вежливости, такте, о деликатности. – Л: Лениздат, 1986

  2. Дорохов А. Как себя вести – М, 1979

  3. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М: Азбуковник, 1999

  4. Шилова М. Учителю о воспитанности школьников – М, 1990

  5. Ягодинский В. Наш этикет – М, 1988











Свежие документы:  Паспорт лагеря

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: