Конспект родительского собрания «Этическое воспитание ребенка»












Реферат на тему:

«Народные песни как средство эстетического воспитания»



































Содержание:


Введение


1. Значение народной музыки в воспитании.



2. Значение музыкальных произведений композиторов Казахстана в воспитании подрастающего поколения.


3. Песни казахского народа и их виды.



Заключение



Список используемой литературы



























Введение.


Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Это понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.

Казахский педагог-просветитель Ахмет Жубанов в 1958 году писал: «Проблема эстетического воспитание в Казахстане имеет особое значение и требует коренной постановки. К этой работе должно быть привлечено и Министерство просвещения. Усиление внимания к эстетическому воспитанию подрастающего поколения ведет к росту числа молодых, увлеченных творчеством.

Было бы неверно полагать, что добиться решения вопросов эстетического воспитания, формирования эстетических чувств и потребностей, установления крепких и здоровых нравственных убеждений у подрастающего поколения можно только поддерживая и развивая узконаправленные интересы. Именно комплексный подход, всестороннее освещение существующих возможностей творчества могут дать действенный результат и глубоко заинтересовать, увлечь. Отправной точкой, может послужить народные песни.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Оно прививает человеку чувство красоты, помогает ему совершенствовать умение отличить подлинно художественное, духовно возвышенное от пошлого и грубого. Оно не изолировано от общего трудового воспитания, и является органической частью всестороннего развития личности, занимая одно из ведущих мест в воспитании. Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народным песням. Народные песни — неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки устной традиции. Народная музыка, народная мелодия являются выражением глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, музыка, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.


1. Значение народной музыки в воспитании.


Самосознание и самоидентификация ребенка закладываются на раннем этапе его развития. Этот тот стержень духовного воспитания, который должен присутствовать в каждом малыше, позволяя ему приобщиться к истокам национальной культуры, традициям и мировоззрению своего народа.

Именно поэтому с незапамятных времен Казахстана основу воспитательного процесса детей в возрасте до 10 лет составляли народные сказки и предания, песни и танцы, игры и обряды. Ребенок, воспитываясь в привычной для него языковой среде, без труда запоминал не только специфические речевые обороты, но и постигал красоту народной песни, которая ассоциировалась у него с родным домом, природой, окружающими его людьми и общественными устоями.

К сожалению, этническим связям в воспитательном процессе сегодня придается второстепенное значение. Исследования показывают, что лишь в 20% детских дошкольных учреждений Казахстана сегодня на уроках и в игре присутствуют элементы народного творчества. Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная песня является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и выкристаллизовать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого года жизни малыша ему необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.

Народная музыка достаточно легка для понимания детей и при этом имеет богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью, а также безошибочно определяя, какой именно информационный посыл содержится в том или ином музыкальном произведении.

Народная музыка включает в себя несколько основных категорий: в первую очередь, это обрядовые песни, связанные с традициями того или иного народа, которые представляют собой старейший и самый обширный пласт национальной культуры.

Огромное значение при развитии ребенка играют детские народные песни – колыбельные, потешки, пестушки и прибаутки. Они обладают не только удивительной образностью, но и выполняют воспитательную функцию, готовя малыша к взрослой жизни, прививая ему правильное мировосприятие, уча и предостерегая, а также формируя его личностные качества.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение. На современном этапе главная задача музыкального воспитания средствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом казахского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Всё это вызывает интерес, приносит чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "ЛЕКАРСТВО ДЛЯ СЛАБЫХ"

Наиболее распространённое и доступное средство-песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы, характерные черты народного песенного творчества.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству.Значение народной музыки переоценить трудно. Оно состоит в следующем:

1.Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

2.Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

3.Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Народные песни, игры с пением можно использовать без сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, позволяя детям проявлять себя творчески.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников — повернуться лицом к народной музыке. Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим ценностям, так и потребностям нашей социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность.



2. Значение музыкальных произведений композиторов Казахстана в воспитании подрастающего поколения.


Самобытно музыкальное искусство Казахстана, истоки которого лежат в глубинах древности. Велико влияние музыкальных произведений композиторов республики на формирование у подрастающего поколения нравственных, эстетических чувств: в любви к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям своей страны. Глубока связь творчества композиторов Казахстана с традиционным песенным и инструментальным искусством казахов. Это переложения домбровых кюев, авторские обработки народных песен. Значительна и плодотворна деятельность следующих композиторов Е. Рахмадиева, А.Исаковой, Т. Кажгалиева, С.Кибировой, А.Жубанова, Г.Жубановой и других, чей путь освещает напутственное слово Курмангазы Сагырбаева:

«Но покуда живу, буду биться и петь я,

Ведь не вечно, друзья, будем жить мы на свете.

Моё счастье никто не сумеет отнять,

Моё слово и песня останутся детям».

Одним из таких композиторов является А.Затаевич (1869-1936гг.). Его роль в музыкальном искусстве Казахстана не ограничивается записями народных песен и кюев, своими обработками он заложил основы нового фортепианного репертуара. В 1925-30 гг. были изданы 5 серий «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы», содержащих 75 пьес, в 1931 г.- первый выпуск «Песен Казахстана», включающий 20 пьес. А Затаевич понимал, как важно для приобщения к пианистической культуре людей, ранее от неё далёких, создать произведения, в которых близкий казахам интонационный, ладовый и ритмический материал переосмысливался бы в жанрах фортепианной музыки. Наряду со скупой фактурой, используемой и в гомофонно-гармоническом складе, и в полифонии, он обращался к богатой подголосочности, контрастным противосложениям, сочетающимся с виртуозными фигурациями по всей клавиатуре, что придавало изложению яркую контрастность и приближало его к рахманиновскому. Особенно хочется оценить художественное значение и инструктивную ценность пьес, в которых имитируется звучание солирующей домбры, передаются её тембр, виртуозные возможности, характерные особенности игры на ней. В этой области Затаевич предстаёт первооткрывателем, найдя и использовав те приёмы, которые будут в последствии использованы казахстанскими композиторами в аналогичных произведениях, включая знаменитую фортепианную «Легенду о домбре» Н. Мендыгалиева, лучшей исполнительницей, которой является Ж.. Аубакирова. Сходству с тембром домбры и её специфической виртуозностью способствуют:

1)широкое использование репетиционной техники;

2)острые форшлаги;

3)артикуляция, в которой короткие лиги чередуются с лёгким staccato (в целом господствует штрих non legato, вызывающий аналогию с щипковым звучанием).

В области динамики типичны внезапны акценты, повторяющиеся достаточно регулярно. В пьесах такого рода преобладает танцевальность и ритм скачки. Обработки А.Затаевича разные по степени трудности вырабатывают в учениках ценные исполнительские качества. В последние годы наблюдается интерес к пьесам данного автора, во многом благодаря просветительской работе преподавателя Алма-атинской консерватории А. Байсакаловой, организовавшей в 2008 г. Республиканский конкурс-фестиваль юных музыкантов им. А. Затаевича. Проведены уже 2 таких конкурса совместно с генеральным консульством республики Польши, ассамблеей народов Казахстана. Конкурс сразу же зарекомендовал себя высоким уровнем подготовки учащихся, большим количеством желающих принять в нём участие, качественным и объективным составом жюри. В 2010 г.с расширением возрастных рамок, изюминкой стало выступление фортепианных ансамблей Астаны ,Алматы, Караганды.

Что характерно для современных композиторов? Неповторимая национальная индивидуальность музыкальных образов, выраженная по иному: на смену традиционному цитированию, обработкам народных мелодий приходят новые стилевые тенденции, возникшие на основе синтеза различных музыкальных культур с казахской национальной культурой. Рассмотрим фортепианные миниатюры таких авторов, как Асель Омарова, Ерболат Андосов, Бейбит Дальденбаев.Для их фортепианных пьес характерно эмоциолнальное разнообразие; задушевная лирика,раскрывающаяся скупо,набросками,штрихами: «Мұнды әуен» («Грустная мелодия»), «Күзге күн» («Осенний день»), «Кішкентай ноктюрн»(Маленький ноктюрн) Ерболата Андосова. Постижение в этих пьесах музыкальных образов произведения начинается с мелодии.От выразительного её интонирования, от умения вслушиваться во все её «зигзаги» и «повороты»,от чего зависит яркость исполнения.Юмористическим задором полны пьесы А.Омаровой-«Тауық»(«Курица»), «Тиін»(«Белка»).Язык музыки легко запоминается, использование секунд помогает организовать постановку рук, придаёт содержанию нужную остроту,помогает освоить штрих staccato.Элементы казахского фольклора присутствуют в обработках Бейбитом Дальденбаевым казахских народных песен: «Еркем-ай», «Саулем-ай», «Илигай».Они слышны в выразительной распевности типичных мелодических оборотов- звучании кварт, квинт, трихордных ячеек в кварте и квинте, в использовании народных ладов. Рельефное проведение темы в верхнем голосе не должно затушёвывать полифоническую основу пьес. Изучение произведений моторного характера воспитывает у юных исполнителей крепкую техническую подготовку, исполнительскую волю, отточенный ритм, стремление к образной выразительности (Е.Андосов «Би» (Танец), «Домбыра сазы»(«Наигрыш домбры»), «Би күйі» (Танцевальный кюй),А.Омарова «Ойын игра»,Б.Дальденбаев «Келіншек»).Для передачи неповторимой индивидуальности музыкальных образов, раскрываемых композиторами необходимо знание эмоционально-психологического склада народа, его литературной, музыкальной культуры и искусства, изучение музыкального творчества-всё это способствует развитию кругозора и является фундаментом воспитания любви к своей стране.

Свежие документы:  Урок для 6 класса по теме: "Деревянное зодчество Сарапула"



3. Песни казахского народа и их виды.


Жанры песен казахского народа кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов. Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа. В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству.

Песни были широко распространены в повседневной жизни. Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными. Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа. Великий поэт и мыслитель Абай писал: Песня летит и рождает порывы в сердцах,

И чудесны ее переливы в сердцах — радость, скорбь Убаюкает сердце она, Укачает его, как дитя, на руках. В XX в. национальный музыкальный фонд пополнился произведениями с новым содержанием. Традиционным видом музыкального искусства казахского народа являлось сольное пение, сопровождаемое игрой на домбре или кобызе, или исполнение произведений на инструментах.

Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни «жар-жар», «сынсу» и др. Как отметил В. В. Радлов, исследователь духовной культуры народов Средней Азии, казахский народ «в своих песнях показывает не сказочный мир, а воспевает свою жизнь». Профессиональные певцы, поэты, исполнители кюев постоянно пополняли свой репертуар, расширяли тематику.

Произведения народного творчества понимал каждый человек, в них отражены мечты народа, в них люди находили поддержку, они вселяли веру в будущее и надежду. Народные песни делятся на следующие виды: — обрядовые песни (колыбельные песни, детские песни и молодежи, трудовые, песни земледельца, охотника, рабочего); свадебные песни; песни, посвященные религиозным обычаям: заклинания баксы и др.; песни печали, скорби, сообщение о печальном известии, песни-прощания, причитание, плач об умершем; — песни-назидания (песни благодарности, благословения, пожелания, песни-загадки, песни-басни и с ироническим смыслом); — фантастические песни (песни-легенды, песни-небылицы); — сатирические, юмористические песни (смешные, шуточные); — эпические сказания (песни-назидания — терме, эпические сказания в стихах — толгау); — айтыс (поэтические состязания в виде песен); — лирические песни; — песни, описывающие исторические события. Рассмотрим некоторые из них:

Свадебные песни. В казахской традиционной свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда «Танысу», «Коштасу» и др. На свадьбе исполняли «Жар-жар», широко распространен напев «Беташар», поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Смысл песни носил назидательный характер. Во время свадьбы была традиция айтысов. Вначале исполнялась песня «Той бастар» («Открытие торжества»). Она представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного обряда.

Ритуальные песни. К ритуальным песням относились обрядовые песни похоронно-поминального цикла, которые также носили эстетические функции, так как в них концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние. Похоронно-поминальный цикл составляли песни «Дауыс» (голосить, причитать), «Жылау» (причитать). Особое значение придавалось исполнению напевов об утрате. В таких песнях выражалась печаль о безвозвратно ушедшей молодости, страх потери. Примером может служить песня «Жиырма бес» («Двадцать пять»).

Эпические сказания.

Помимо очень распространенных в казахской музыкальной культуре песен о любви, народные «артисты» исполняли также довольно знаменитые в устном фольклоре эпические сказания — жыр. Они исполняли песни «Кобланды-батыр», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие другие. Появление в музыкальном искусстве эпосов ученые связывают изначально с ритуалами военной магии и культом предков. В настоящее время казахскому народу в наследство от своих великих предков досталось более ста сказаний, в каждом из которых — тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза или домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героический и лирический эпос донес до потомков в легендарной, мифологизированной форме реальные исторические события.

Знаменитые кюйши. Кюйши Курмангазы. Курмангазы был великим народным композитором-кюйши, автором многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. В народе его с гордостью называют «отцом кюев». Тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды — Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 его кюев. Особое место в творчестве Курмангазы занимает кюй «Сары арка», или «Золотая степь», который стал его несомненным шедевром и завоевал огромную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Письменное сложение многозначных чисел"

Кюйши Таттимбет. Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь народа. Таттимбет стал автором свыше 40 кюев. Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию и справедливости он становится известен всей округе. В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали.

.
























Заключение


Народные песни способствуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Идейно – нравственное содержание песен способно объединить их в общем радостном эстетическом переживании. Дети приобщаются к совместным действиям, к культуре поведения. Эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Народные песни волнуют маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Они являются одним из богатейших и действенных средств воспитания, обладают большой силой эмоционального воздействия, воспитывают чувства человека, формируют вкусы. Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Такой аспект можно проследить в работах Оразалиевой М.А., Еламановой С.А., Сулейменовой Б.Р, Мендаякова К.М., Праслова Г.А., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Они считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства — музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях

Народные песни уникальны музыкально — поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Главное их назначение — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песню по сравнению с другими средствами народного воспитания отличают следующие преимущества:

1. Выражает чувства в чистом виде.

2. Является всеобщной.

Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями. Много песен создано народом, которые несут различные воспитательные функции.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Оно прививает человеку чувство красоты, помогает ему совершенствовать умение отличить подлинно художественное, духовно возвышенное от пошлого и грубого. Оно не изолировано от общего трудового воспитания, и является органической частью всестороннего развития личности, занимая одно из ведущих мест в воспитании. Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народным песням. Народные песни — неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки устной традиции. Народная музыка, народная мелодия являются выражением глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, музыка, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.






































Список используемой литературы:

1. Темирбекова А.С. «Казахское музыкознание» — М.: Композитор, 1996. – 225 с.

2.   Борев Ю. “Эстетика” М., изд-во политической лит-ры 1988 г.

3.Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств  у дошкольника” М 1985

4. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Академия, 2001. – 76 с.


5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.


6. Жубанов А.Веки казахского искусства.Алма-Ата.1958 //Антология педагогической мысли Казахстана.Алматы:Рауан.1995.- 512с.


7. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. — 188с.


8. Фадеева С. Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. – С. 53-64


9. Захарова А.А. Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического и экологического воспитания // Музыка в школе. – 2007. — № 6. – С. 43-47


10. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. – 384с.

11. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992 г.








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: