Конспект урока на тему «Новые подходы к процессу самоактуализации педагога (из опыта работы)»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 100»










Методические рекомендации

«Новые подходы к процессу самоактуализации педагога ».




Подготовила: Горбунцова Е.В.,

заместитель заведующей по ВМР

высшей категории








Астрахань

2011 г.

Модель методической работы,

Концепция модернизации российского образования имеет ряд важных аспектов, один из которых — педагогический. Он может быть реализован лишь при условии постоянного совершенствования педагогов образовательного учреждения, их умения обновлять содержание своей деятельности, применять достижения науки и педагогического опыта, изменять содержание образования, практически реализовывать личностно-ориентированный подход, использовать современные педагогические технологии, вариативные программы, вести экспериментальную работу. Такие требования к педагогическому профессионализму обусловили несколько иное построение методической работы в ДОУ, которая должна быть направлена в первую очередь на самоактуализацию педагога, выражающуюся в его личностном и профессиональном росте, выявлении и реализации собственных актуальных и потенциальных возможностей. Это потребовало от нас построения особой модели методической работы, которая давала бы возможность прогнозировать особенности педагога, его индивидуальные личностные и профессиональные качества и на их основе строить индивидуальные варианты повышения квалификации. В ней должны быть использованы разнообразные, в том числе и новые, нетрадиционные формы работы с кадрами, оптимально сочетающиеся между собой. При этом мы учитывали, что никакие формы работы сами по себе, безотноси­тельно к индивидуальному содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать эффективности. Нет и не мо­жет быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определен­ному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и мето­дам.

Таким образом построение модели методической работы прошло несколько этапов. Рассмотрим их подробнее:

Качественный и количественный анализ педагогического коллектива на основе результатов диагностики. На основании анализа составили банк данных в который входит следующая информация:

  1. Квалификационный уровень педагогических кадров.

  2. Образование педагогических кадров.

  3. Возрастной состав педагогических кадров.

  4. Педагогический стаж педагогических кадров.

  5. Инновационные карты на педагогов, участвующих в инновационном процессе. (Приложение № 1)

  6. Планы по самообразованию. (Приложение № 2)

  7. Карта творческой активности педагогов.

  8. Карта педагогического мастерства.

  9. Индивидуальные карты самоактуализации педагогов. (Приложение № 3)

На основе анализа было выявлено, что в МДОУ имеется достаточно большое количество творческих педагогов, которые, занимаясь самообразованием, постоянно экспериментируя, применяя новые технологии обучения, привносят в педагогический процесс инновационные идеи, достигают высоких результатов в обучении и развитии детей. Однако они недостаточно владеют способами саморазвития и профессиональной самореализации, что в дальнейшем может привести к эмоциональному дискомфорту в профессиональной деятельности и возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Есть и другие педагоги, не столь успешные, иногда просто начинающие, которые нуждаются в особой методической помощи, способной обеспечить увлеченность как самой профессиональной деятельностью, так и межличностным взаимодействием в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Если они не получат грамотной поддержки, то это может привести к снижению творческой активности, разочарованию по поводу сделанного профессионального выбора.

И, наконец, создание банка данных позволило сделать вывод, что практически все педагоги испытывают потребность в общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития МДОУ. И все педагоги сталкиваются с необходимостью повышать свой профессиональный статус, т.е. проходить аттестацию. Очевидно, что без грамотно построенной модели методической работы ее результативность будет невысока.

2. Составление оптимальной модели методической работы. При ее построении учитывался уровень самоактуализации деятельности каждого педагога, его педагогическая компетентность. Практически для каждого воспитателя был разработан индивидуаль­ный вариант методической работы.

Так, методическую работу с воспитателями, находящимися на первом (гностическом) уровне самоактуализации ориентировали на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями, осознание своих профессиональных особенностей.

Целями методической работы с воспитателями среднего (регулирующего) уровня были формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собст­венной индивидуальности, выработку умений себя адекватно проявлять, опираться на свои профессиональные умения.

В методической работе с воспитателями высокого (профессионально-результативного) уровня мы использовали стимулирование ценностной ориентации на творчество в педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставку де­лали на самообразование и самоанализ собственных дос­тижений, инициативу в апробации новых вариантов обуче­ния и воспитания дошкольников.

3. Построение рациональной организационной структуры методической работы ДОУ, направленной на достижение поставленной цели при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. (различные формы методической работы). При построении структуры учитывали следующие показатели:

  1. количественный и качественный педколлектива;

  2. результат диагностического изучения личности и дея­тельности воспитателей, затруднений в их деятель­ности;

3) особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других ос­новных ее направлений и связь между ними);

4) учет эффективности проводимых ранее различных форм мето­дической работы;

5) традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);

6) материальные, морально-психологические условия в ДОУ;

7) передовой опыт и научные рекомендации по организа­ции и управлению методической работой.

4. Контроль, констатирующий, измеряющий уровень отдельных параметров модели методической работы. В своей работе мы использовали самые разнообразные виды контроля:

— тематический (в том числе итоговый)

— оперативный,

— повседневный,

— персональный (проводили, во-первых, с целью изучения системы работы и распрос­транения передового опыта воспитателей, имеющих высо­кий уровень профессионального мастерства, во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недоче­тов в воспитательно-образовательной работе по определен­ной теме)

— предупредительный. В основном применяли по отношению к начинающим (или вновь поступившим педаго­гам), а также к воспитателям, работающим в инновацион­ном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы).

выбо­рочный (или эпизодический) контроль. В содержание педаго­гического анализа выборочного (эпизодического) контроля входило состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами, а также реше­ние отдельных (частичных) задач раздела программы в реа­лизации поставленной годовой задачи. С его помощью можно устраняли такие незначительные сбои в работе, как выявление причин отклонений качества воспитания и обучения от существующих требований; уста­новление причин несоответствия фактического уровня зна­ний детей от требований программы.

Иногда проводили его не во всех группах или не у вех воспитателей.

— сравнительный. Его виды проводили с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различ­ным направлениям программы. Он позволил увидеть раз­ницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используем и для сравнения рабо­ты двух воспитателей одной группы.

— взаимоконтроля (взаимопо­сещения) Отличительной особенностью являлось то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществлялся воспитателем в параллельной груп­пе, либо в любой другой возрастной группе. Это способствовало самоанализу и самооценке од­ного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Срав­нительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Регулирование и коррекция, позволяющие вносить коррективы в полученную модель, устранение недочетов, оптимизация имеющейся системы.

Построенная и апробированная нами модель методической работы дает высокие результаты, которые мы определяем по следующим параметрам:

— результаты раз­вития детей растут, достигая оптимального уровня для ка­ждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей, что подтверждается положительной динамикой уровня знаний, умений, навыков детей.

— экономичность методической работы достигается тем, что рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и са­мообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

— улучшается психологический микроклимат в МДОУ.




























Приложение № 1

Инновационная карта

Педагога __________________________________________________________

Образование_______________________________________________________

Специальность_____________________________________________________

Стаж______________________________________________________________

  1. Проблема_______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Цель инновации, нововведения_____________________________________

__________________________________________________________________

Нововведение одноцелевое, многоцелевое (подчеркнуть).

  1. Сущность инновации_____________________________________________

__________________________________________________________________

4. Прогнозируемый результат нововведения: ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Область применения инновации: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, гигиена и физиология (подчеркнуть).

  2. Инноватор является разработчиком, распространителем, пользователем инновации (подчеркнуть)

  3. Нововведение прошло стадии: формирования идеи, целеполагания, разработки, освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента, распространения, диффузии (многократного повторения), рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах) (подчеркнуть)

  4. Нововведение прошло экспериментальное апробирование: однократное, многократное (подчеркнуть).

  5. Препятствия на пути разработки и внедрения ________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Экспериментальный контроль осуществляется: специалистами, общественностью, самоконтроль (подчеркнуть).

  2. Оценка инновации: критическая, допустимая, оптимальная (подчеркнуть)

  3. Какие проблемы предстоит решить__________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата заполнения _______________________






Приложение № 2

План по самообразованию на _________________г.

Педагог ___________________________________________________________ группа №_______________

Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

п/п

План

самообразования

Используемая

литература

Форма

отчета

Возникшие

проблемы.







































Осуществлялось творческое сотрудничество: с методистом, психологом, научным руководителем, с другими педагогами (подчеркнуть).

Нерешенные проблемы:_____________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема самообразования на следующий год______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Приложение № 3

Индивидуальная карта самоактуализации педагога на _____________г.г.

Воспитатель________________________________________________________

Группа____________________________________________________________


Критерии

Показатель

Передача знаний воспитанникам.

1.

Уровень знаний, умений, навыков

детей

Ученый год

Средний балл в соответствии с временными государственными стандартами

Коэффициент качества

2005-2006



2006-2007



2007-2008



2008-2009



2009-2010




2.

Достижения детей

Призовые места в конкурсах:

3.

Результаты аттестации МДОУ, контроля и тем.проверок.

Средний балл по группе:



4.

Кружковая работа.

Тема:

Кол-во детей:

5.

Проектная деятельность детей

Тема:


Профессионализм, обобщение и распространение педагогического опыта

1.

Результаты аттестации

________________________квалификационная категория, № приказа:

2.

Профессиональный рост

Курсы повышения квалификации: дата:

Рег №

Проблемные курсы:

Посещение консультаций, семинаров, МО города:

Самообразование. Тема:

3.

Востребованность профессиональной компетенции

Благодарственные письма:

Грамоты:

4.

Творческая профессиональная деятельность, обобщение и распространение педагогического опыта.

Внедрение программ, разработка технологий:

Участие в мероприятиях области, города и МДОУ, открытые занятия:

Обобщение опыта. Тема:

5.

Владение современными педагогическими технологиями


6.

Передача профессионального опыта

Работа со студентами:

Наставничество у молодых педагогов:

Выступления с сообщениями из опыта работы на семинарах, методических объединениях МДОУ:

7.

Передача опыта через СМИ

Публикации:

8.

Методический патронаж.

Руководитель творческой группы, МО, член жюри, эксперт

9.

Эффективное взаимодействие с органами общественного самоуправления ОУ

Входит в состав комиссий:






Список использованной литературы


  1. Белая К.Ю «Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение»,Москва, Творческий центр «Сфера», 2004г.

  2. Корепанова Н.В., Липчанская И.А. «Контроль функционирования и развития ДОУ», Москва, Творческий центр «Сфера», 2003г.

  3. Скоролупова О.А. «Контроль кА один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении», Москва, Крипторий, 2003г.


Свежие документы:  Опыт работы по формированию экологической культуры у воспитанников детского дома

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: