ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКУ ЭДВАРДА ГРИГА
(Звучит «Ариэтта» Эдварда Грига. )
{Музыкальное приветствие.)
Я очень рада снова видеть вас в нашей музыкальной гостиной.
Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом В удивительном наряде — Разноцветном,расписном.
Дети (продолжают):
И раздвинутся вдруг стены — Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,1 Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Ведущий: Вслед за этими прекрасными стихами давайте послушаем песню о музыке. (Исполняется песня «Музыка» музыка и слова О. Романовой.)
Спасибо.
Сегодня в нашей гостиной будет звучать музыка прекрасного, доброго композитора, чей портрет вы видите.
Узнали? Кто он?
Дети: Это Эдвард Григ.
Ведущий: В какой стране родился и жил Эдвард Григ?
Дети: В Норвегии.
Ведущий: Всмотритесь в лицо этого человека. Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к ее суровой природе.
Знаете, ребята, я никогда не была в Норвегии, но, слушая музыку Грига, я так её себе представила — суровые величественные горы, море, разноцветное от лучей встающего солнца.
Как вы думаете, какое произведение Грига я слушала перед тем, как нарисовать эту картину?
Дети: «Утро».
Ведущий: Верно. Эту музыкальную пьесу мы с вами слушали вместе, и обратили внимание, как медленно солнышко поднимается из-за гор. Еще мы пели главную тему этого произведения, с простыми словами. Вспомнили? (Ведущий пропевает главную тему.)
Давайте вместе споем — так же плавно и напевно.
(Главная тема «Утро» пропевается детьми.)
Теперь споем с большим развитием этой темы. Изменим ее окончание.
(Ведущий показывает, дети повторяют.)
Чтобы лучше передать в музыке пробуждение природы поможем себе движением рук.
(Дети поют и добавляют пластику рук.)
Молодцы! Кто же разбудил солнышко, заиграв на дудочке?
Дети: Пастушок.
Ведущий: Да. Я вас сегодня даже с ним познакомлю. Это Пер Гюнт. Зовут его Пер, или Петер, а по-русски Петр, фамилия Гюнт.
Прослушав произведение, как вы его представляете (ответы детей)
Давайте послушаем его музыкальный образ и подумаем, каков же характер этого человека?
(Прослушивание музыкального фрагмента — образ Пер Гюнта. (Звучит «Норвежский танец»)).
Дети: Он веселый, добрый, озорной.
Ведущий: Да, именно так звучит музыка. Теперь, подберите цвет к ней.
(Музыкально-дидактическая игра «Цветные полоски настроения». На подносе лежат цветные полоски, дети берут нужный цвет и показывают, объясняют почему такой выбрали).
Молодцы, яркие полосочки, насыщенные цвета созвучны музыке Пер Гюнта. Хорошо.
Рассказываю дальше.
Жил наш пастушок в небольшой деревушке, в доме со своей старушкой-матерью. Полюбилась ему девушка с красивым именем — Сольвейг! — что означает «солнышко». Вот какой я ее представила, а так ее образ звучит в музыке у Грига.
(Прослушивание темы Сольвейг — проигрыш из «Песни Сольвейг».)
Как звучит музыка?
Дети: Нежно, светло, плавно, изящно.
Ведущий: Какая же по характеру должна быть Сольвейг, если для нее Григ написал такую музыку?
Дети: Добрая, чистая, ласковая, красивая.
Ведущий: Теперь подберем цвет этой музыке.
Дети выбирают тона и объясняют полосы
Верно. Молодцы. Посмотрите, какой красивый и мужественный Пер Гюнт и красивая Сольвейг решили никогда не расставаться. Даже назначили день свадьбы. Но вскоре ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал… День проходит, другой, месяц, год — нет Пер Гюнта. Затосковала Сольвейг, но не перестала ждать своего возлюбленного. Давайте заглянем к ней в избушку, и послушаем, о чем она поет?
Исполняется «Песня Сольвейг».
Вот так пела Сольвейг и верила в возращение Пер Гюнта.
Но где же Пер Гюнт? Что с ним произошло? Вы хотите узнать? -Да. Он попал в волшебный сказочный мир. Я думаю, надо опросить у гномов. Они живут под землей, охраняют клады и редко поднимаются на поверхность, чтобы полюбоваться блеском драгоценных камней в лучах солнца. Кажется, они уже здесь.
Звучит шествие гномов. Герои исполняют «Танец гномов». Остаются в зале (Слушают)
Подождите, гномы, не уходите. Вы везде бываете и много видите. Не встречали ли вы «Пер Гюнта в своей сказочной стране?
1- й гном: Мы гномы не простые,
Мы братья удалые.
Мы клады охраняем
И золото добываем.
2-й гном: В пещеру горного короля Анитра заманила пастушка.
3- й гном: Вам у Анитры нужно спросить,
Ну, а нам пора уходить. (Под музыку уходят.)
Ведущий:
Снова музыка звучит,
Анитра к нам сюда спешит
(«Танец Анитры» импровизируют девочки.)
Анитра: Я — дочь подземного царя
Гордая Анитра!
Ведущий: Отпусти, пожалуйста, Пер Гюнта, его ждет дома Сольвейг.
Анитра: Я Пер Гюнта не держу,
К Сольвейг я его отпущу.
Мой дворец ему чужой,
Пусть возвращается домой! (Уходит.)
Музыкальный руководитель: Вот так заканчивается эта музыкальная сказка Эдварда
Грига. Пер Гюнт вернулся к своей возлюбленной, и все жители деревни праздновали его счастливое освобождение из подземного царства. Пусть звучит сейчас «Халлинг» — народный норвежский танец и мы немного потанцуем.
(Исполняется «Халлинг» — дети берутся за руки и вместе с ведущим танцуют.)
Молодцы! Теперь приложите свою руку к сердцу.
Вот и закончилась еще одна музыкальная встреча в нашей гостиной. Но пусть в ваших сердцах живет прекрасная и вечная музыка Грига.
(Дети уходят. Звучит лирическая музыка).