Конспект урока на тему «Роль проектной и исследовательской деятельности младших школьников в формировании творческой личности»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района

Белгородской области»









Роль проектной и исследовательской деятельности

младших школьников в формировании творческой личности









подготовила учитель начальных классов

Молчанова Галина Ивановна

(УМК «Школа 2100»)









с.Журавлевка, 2013



Главная цель современного образования в реализации ФГОС НОО – сформировать у детей способность к самостоятельной творческой деятельности, которая позволяет ребенку развиваться на протяжении всей его жизни. Поэтому в настоящее время начальная школа ставит своей целью формирование свободной, интеллектуально развитой, творчески мыслящей, активной и самостоятельной личности.

Творческий и интеллектуальный потенциал личности проявляется при использовании в образовательном процессе исследовательского метода обучения. А.И.Савенков подчеркивал, что «исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». [2, с.315]

Исследовательская деятельность становится необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода школьников к жизни. Деятельность ученика, связанная с открытием новых знаний и возможностей, повышает самооценку, уверенность в себе и порождает чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Для того, чтобы учебная деятельность, выполняемая школьником, обеспечивала развитие его способностей, необходимо, чтобы она находилась в зоне оптимальной трудности, которую Л.С.Выготский назвал «зоной ближайшего развития»[3, с.321-336]. Деятельность, лежащая вне пределов этой зоны, в меньшей степени способствует развитию творческого мышления.

Дети младшего школьного возраста по своей природе – исследователи, которые с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и в большей степени самостоятельно. Итогом исследовательской работы является выступление на детской конференции, где необходимо создать «ситуацию успеха», чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. [1, с.3] Организация исследовательских работ обучающихся позволяет с уверенностью утверждать, что они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика.

Учебные исследования являются эффективным методом развития младших школьников при соблюдении следующих условий:

  1. Развитие исследовательских умений должно проходить постоянно.

  2. Дети должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность самосовершенствования.

  3. Задача учителя — поддерживать и направлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а не подавлять их.

На реализацию школьником задуманного результата направлены задания, включающие в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов:

  • Упражнения, предполагающие обратное действие: «Как вы думаете, почему радуга разноцветная?», «Чистый ли белый снег?»…

  • Упражнения, направленные на нахождение возможной причины события: «листья на деревьях пожелтели», «звонят колокола»…

  • Упражнения, направленные на развитие умения экспериментировать: «эксперимент по смешиванию красок», «эксперимент по окрашиванию белых цветов», «определяем плавучесть предметов»…

Организация индивидуальных и коллективных ученических исследований дает следующие результаты:

  • повышается уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

  • меняется уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они рассматривают учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

  • ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

  • учащиеся переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Анализируя особенности организации исследовательской деятельности, можно сделать вывод, что привлечение обучающихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию самостоятельности мышления, стремления к познанию. Самовыражение личности в учебно-познавательном процессе способствует созданию ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребенку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, показывает внутреннюю красоту познания, способствует развитию интеллектуальной, творческой личности.

Литература:

  1. Кривобок Е.В, Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Просвещение, 2006.

  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.

4


Свежие документы:  Сценарий и презентация "Вредные привычки - нам не друзья!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: