Конспект внеклассного мероприятия «Здравствуй, родная тундра.» 5-11 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования»

Пуровского района









Сценарий внеклассного мероприятия
«Здравствуй, родная тундра!»


Для учащихся 5-11 классов





подготовила

воспитатель

Тэсида Раиса Александровна















с. Самбург

2014

Цель: Привитие любви к родному краю, формирование экологической и социальной культуры.

Задачи:

  1. Воспитание интереса к культуре своего народа,

  2. Развитие познавательных интересов, речи, творческих способностей,

  3. Формирование чувства единства, ответственности за команду.

Мероприятие рекомендовано для воспитанников школ-интернатов, оздоровительных лагерей, пришкольных площадок, действующих в зимний период.

Предварительная подготовка и атрибуты

На лесной поляне или во дворе образовательного учреждения установить чум (чум — жилище жителей Крайнего Севера), максимально приближенное настоящему.

  1. Чум с полным снаряжением

  2. Импровизированная сцена, огражденная лентой,

  3. Нарта со шкурой оленя, шкура оленя для шамана.

  4. Столы- 2, для участников и для семьи.

  5. Для участников:

а) карандаши;

б) ножницы;

в) бумага белая ½ А4

  1. Для каждой группы (семьи): котлы, дрова, посуда, продукты.

  2. Представление команд (название команды, эмблема, девиз).

  3. Чтение литературы по истории Ямало-Ненецкого автономного округа, изучение орнаментов народов Крайнего севера.

Действующие и ответственные лица:

  1. Ведущий

  2. Шаман

  3. 3 человека, совершающие обряд жертвоприношения

  4. Участники с каждой группы (5-7 человек)

  5. Состав жюри 3-5 человек

  6. Человек, ведущий обряд очищения (может ведущий)

  7. Хозяйки чума -2 человека на один чум

  8. Участники музыкальных и танцевальных пауз

  9. Ответственный за музыку и технику 1 человек





Ход мероприятия

На лесной поляне стоит чум. Возле чума команды. Участники представляют свои группы. На груди у детей эмблема группы (семьи) с названием команды.

Конкурс начинается с визитом гостей.

Когда гости начнут подходить к сцене начинает звучать музыка (горловое пение с бубном).

Все команды, зрители и гости стоят на местах, не занимая центральную часть места, отведенного под сцену.

Когда гости подойдут ближе к сцене музыка звучит громче, и секунд через 5 музыка затихает и продолжает звучать тише.

На импровизированной сцене, на нарте сидит старик-шаман.

Один из гостей произносит: «Мудрец, мы к тебе пришли за хорошими вестями»

Услышав гостей, шаман степенно поднимается с нарты и начинает бить в бубен. Проходит вдоль ряда гостей, затем садится на шкуру на земле и движением руки вверх берет 2 секунды тишины. После 2-х секунд тишины начинает говорить:

«Я давно ждал Вас. Духи предупредили меня о том, что из дальних краев пребудут добрые люди и принесут вести, радостные сердцу моего народа. Я рад приветствовать Вас на земле нашей, даже день радуется нашим гостям. Сегодня особенный день. В нашем стойбище праздник! И я приглашаю Вас порадоваться вместе с нами. Наши дети будут соревноваться на ловкость, сноровку и мастерство».

Тишина примерно секунды две. Снова бьёт в бубен. Затихает и говорит снова:

«Мне духи говорят, что надо принести жертву богам, молодого теленка на удачу и защиту от злых духов»

Выходят три молодых человека с оленем. Импровизируют жертвоприношение (веревкой).

Шаман: «Гости и участники пройдите под веревкой. Да будет впредь удача и защита на вашем пути!»

Под верёвкой проходят гости и участники. Когда все участники прошли обряд выходит ведущий. Меняется музыка на более ритмичную (мелодия народов севера, из репертуара коренных народов севера)

Ведущий: «Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте участники и болельщики. Я рада приветствовать вас на празднике «Здравствуй, родная тундра». Итак, обряд на удачу, защита от злых духов гарантирована, конкурс посвященный, встрече гостей, прошу считать открытым. Представляю Вам участников, которые будут представлять свои семьи.

А теперь представляю Вам наше строгое и компетентное жюри. Каждый конкурс оценивают по 5-бальной системе.

Примечание: Пока идёт конкурс другие дети вместе с воспитателями разжигают костры, начинают варить уху, кипятить чай.

Итак, команды приготовились?

1 задание. Выполнение домашнего задания. Прочитать стих о своей родине, Ямале, родной земле, о России.

Оценивается выразительность, эмоциональность.

2 задание. Нарисовать орнамент народов Крайнего Севера (3 и более орнаментов) и дать название.

Оценивается количество, качество и точность орнамента и названия.

3 задание. Молодой хозяин везёт свою хозяйку на санках (салазках) до назначенного места. Туда и обратно.

Оценивается: скорость, кто первый придет.

4 задание. Интеллектуальная игра. Мини-викторина, посвященная юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ответы записываются на листы, предварительно приготовленные.

Оценивается правильность ответов.

  1. Назовите дату образования Ямало-Ненецкого автономного округа?

  2. Назовите современное название центра ЯНАО.

  3. Первоначальное название центра ЯНАО.

  4. Сколько административных районов входит в состав округа, назовите.

  5. Сколько городов окружного подчинения Вы знаете? Перечислите.

  6. Назовите коренные народы, издревле населяющие территорию округа.

  7. Назовите основные отрасли хозяйствования коренных народов Севера, проживающие в округе.

  8. В каком году была создана ненецкая письменность?

Между конкурсными номерами можно делать музыкальные и танцевальные паузы.

После последнего конкурса, ведущий говорит:

Ребята, на этом конкурс подошёл к концу. Результаты вам объявят позже. Жюри необходимо обработать ваши ответы и оценить работы, подсчитать баллы.

А пока вы можете присоединиться к своим группам, согреться у костра и попить наваристой ухи.

В чуме гостей ожидает стол с угощениями. Хозяйки принимают друзей и гостей в чуме.











Приложение

Ответы к минивикторине

  1. 1930 год

  2. Салехард

  3. Обдорск

  4. 7 административных района:

  1. Пуровский район (Тарко-Сале)

  2. Шурышкарский район (Мужи)

  3. Красноселькупский район (Красноселькуп)

  4. Ямальский район (Яр-Сале)

  5. Тазовский район (Тазовский)

  6. Приуральский район (Аксарка)

  7. Надымский район (Надым)

  1. 7 городов (Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Ноябрьск, Муравленко)

  2. Ненцы, ханты, селькупы, манси.

  3. Оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, охота.

  4. 1930 год.





















Список использованной литературы

  1. Л.В. Хомич Ненцы: СПб, Русский двор, 1995 – 336.

  2. Лымарь Л. А Сборник вопросов и ответов по краеведению. – Салехард: ГОУ ДПО яноипкро, 2008. 23 с.

  3. Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа М.: Издательство ДИК, 1999. 24 с.: ил.,карт. Голикова И.А., Квакшин Ю.Н.,Сазонова А.В..

  4. Музыка: автор и источник заимствования неизвестен.





Свежие документы:  Конспект занятия по кубановедению в 9 классе по теме «Кто такие казаки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: