Консультация для родителей на тему «Страхи дошкольников»


Консультация  для родителей на тему

«Страхи дошкольников».

Рекомендации психолога.


Все знают, что многие дети чего-то бояться. Одним страшно оставаться в тёмной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Некоторые бояться персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, злого колдуна, других образов, созданных воображением. Так что же такое страх?

Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.

Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости  от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии  в  эмоционально – личностной сфере ребёнка.

Типологические особенности дошкольников,

которые испытывают страхи.


1.     эмоциональная чувствительность;

2.     впечатлительность;

3.     Эмоциональная ранимость.

Четыре типа ситуаций возникновения страхов у детей.

1.     подражание;

2.     психологическая травма;

3.     система «наказание – вражда — вина»;

4.     возобновляющийся страх.

Ситуация подражания.

Подражание —  это естественный процесс, при котором ребёнок перенимает многие страхи взрослых, в частности матери. Это страх приобретённый, а может быть вырождённым, если мама во время беременности перенесла сильный эмоциональный стресс. Мама, которая боится собаки или грома, бессознательно, не отдавая себе отчёта, передаёт страх своему ребёнку. Ребёнок, подражая маме в поведении, со временем испытывает те же опасения, которые возникают в таких случаях. Очень часто такому ребёнку достаточно увидеть, что мама встревожена, как он тоже начинает беспокоиться. Хотя взрослый человек себя может успокоить здравыми рассуждениями, а малыш, к сожаленью, ещё  не нет.

Здесь же имеет место и другая причина, когда наоборот очень заботливая мать, предупреждает ребёнка, чтобы он не сделал себе больно, не поранился, тем самым постоянно излучая тревогу и опасения. Если всё время предупреждать ребёнка об опасности, то он ощутит её неотвратимость. Даже, если ребёнок не знает этой опасности, у него всё равно поселиться смутная тревога.

Ситуация психологической травмы.

Психологическая травма – это острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в сознании ребёнка. Такие эпизоды, как укус собаки или падение с лошади травмирует не только физически. Но и психически. То, что может наносить психологическую травму одному ребёнку, бесследно может проходить для другого. Эта травма надолго остаётся в эмоциональной памяти ребёнка.

Свежие документы:  "Здоровый образ жизни. Это личная или гражданская позиция." 5 класс

Система «наказание – вражда – вина».

Тут речь идёт не о каких-то особых страхах, а о глубинном базисе тех впечатлений, которые могут привести к страху. Когда родители кричат на малыша, им ясно одно, родители раздражены и на время утратили любовь  к ним. Если на ребёнка постоянно кричат, угрожают, наказывают, то в нём постепенно накапливается вражда к родителям,  и, как следствие ощущение вины перед ними. Ребёнок осознаёт, что у него появились враждебные чувства к людям, которых он любит. В итоге он понимает, что эту вражду нужно скрывать, поэтому и боится данного чувства. Как правило, такой ребёнок становится агрессивным по отношению к другим людям.

Другая причина такой системы – это неспособность выполнить приказ родителей. Наши чрезмерные требования к детям могут создать общую атмосферу страха в семье:

1.      когда ребёнок опасается, что родители от него откажутся  и перестанут любить;

2.     Когда ребёнок начинает терять своё достоинство, а значит, ещё больше  испытывает чувство вины.

Больно осознавать, что боишься того, кого любишь, поэтому дети неосознанно переносят свои страхи на другой объект, который по-своему поведению, напоминает человека, которого боится по-настоящему.

Детский страх может перемещаться с одного объекта на другой, на те вещи, которых раньше ребёнок не боялся совсем. Эта ассоциативная связь может быть очень далёкой и странной для нас.

Возобновляющийся страх.

Это те случаи, когда страх нас парализует и заставляет звать на помощь. Испугаться чего-то одного, значит бояться всего на свете. Ребёнок, который страшится укола, вскоре будет пугаться шприца, врача, врачебного кабинета и даже запаха больницы.

Симптомы, которые

способствуют появлению страхов у дошкольников.

1.     ребёнок  стал чаще проявлять  неуверенность в себе;

2.     у ребёнка появились навязчивые движения (сосёт пальцы, грызёт ногти);

3.     если ребёнок начал заикаться;

4.     у ребёнка появилось ночное недержание мочи;

5.     ребёнок стал более капризным;

Действия родителей.

1.     В этот период необходимо умереть свои требования к ребёнку;

2.     Стараться не наказывать;

3.     Не всегда обращать внимание на враждебность;

4.     Относиться ровно и неизменно, доказывая свою любовь к нему;

5.     Категорически нельзя смеяться и шутить по поводу страхов ребёнка;

6.     Самим взрослым спокойно относиться к страху.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: