Консультация для воспитателей на тему «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №6»






Консультация для воспитателей


на тему:


«Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»







Консультацию подготовила и провела:


Учитель-логопед

Симонова Елена Валерьевна








Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников


Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных составляющих современного стандарта дошкольного образования и предполагает:

— развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;

— развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;

— формирование у ребенка целостной картины мира;

— совершенствование и обогащение речи ребёнка, которая является  одним из необходимых условий познания.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Это естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Под познавательным интересом чаще всего понимается эмоциональная включенность в решение познавательной задачи.

Итак, сделаем вывод: без любопытства нет познания. Как же нам пробудить и удовлетворить детское любопытство? Для этого необходимо проводить разные виды занятий.

  1. Игра.

Как известно, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Если проводить занятия по развитию речи в игровой форме, то интерес к ним у детей растет.

Виды игр могут быть разными: сюжетно-ролевые, игры-соревнования, игры-путешествия и другие. Остановимся поподробнее на сюжетно-ролевых играх.

Повышенное внимание к учебному процессу иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные возможности для развития познавательно-речевой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Если правильно организовать игру, то мы сможем развивать связную речь детей, обогащать словарный запас и работать над грамматическим строем речи. Например, когда мы проходим тему «Игрушки», можно организовать игру в магазин. В этой ситуации ребенок может примерить на себя роль продавца или покупателя. В теме «Одежда» можно поиграть в «Химчистку», в теме «Профессии» в «Айболита».

  1. Работа по демонстрации действий.

  2. Наблюдения во время прогулки.

  3. Чтение художественной литературы.

  4. Опыты, эксперименты.

Всем известно, что дети обожают экспериментировать. На улице, дома, в детском саду. Так почему бы не использовать их интерес в образовательных целях? Применяя проблемно-поисковый метод обучения, мы даем толчок интеллектуальному развитию ребенка и значительный импульс к речевому развитию. Включая в коррекционную работу занимательные опыты, практические и экспериментальные действия, наблюдения, проблемные ситуации, направленные на развитие поисково-познавательной активности, мы даем толчок к развитию связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это — последовательность мыслей, которые требуют речевого оформления. Новые мысли, возникшие у ребенка в результате поиска, объяснения того или иного факта, рождают у него и новое речевое мышление. И все это требует от ребенка умения подбирать наиболее походящие для выражения данной мысли слова, умение строить синтаксически правильную фразу, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Желание высказать свою мысль, поделиться осенившей догадкой, выяснить что-то непонятное – все это буквально выплескивается у ребенка в процессе такой работы.

Примеры проблем, предлагаемых для разрешения:

— Будет ли медведь домашним животным, если будет жить дома?

— Почему не делают игрушки из стекла?

— Почему маленькие девочки не носят туфли на каблуках?

Поисковый метод:

— Что будет, если принести сосульку домой?

— Что нужно, чтобы получился звук?

Основные принципы развития познавательной мотивации.

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.

Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого.

2. Стимуляция  любознательности ребенка. 

В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. 

Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком. 

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Правила пожарной безопасности в образовательном учреждении"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: