Литературно-музыкальная композиция «Победе в Великой Отечественной войне посвящается» 3-6 класс


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 733 г. Москвы






Конспект внеклассного мероприятия

для учащихся 3 – 6 классов

литературно-музыкальная композиция

«Победе в Великой Отечественной войне посвящается»









подготовили: Афиногенова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Волкова Алла Дмитриевна учитель английского языка.





















Москва 2014 г.

Цель: воспитание  патриотизма, любви к своей   Родине и её  защитникам.  

Задачи.



Образовательные: 

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • ознакомить учащихся с жизнью и подвигами людей в годы ВОВ. 


Развивающие: 

  • развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.


Воспитательные: 

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенёсшим все тяготы военных лет.

  • формирование дружеских, товарищеских отношений;

  • сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.

Оформление: класс украшен плакатами, фотографиями военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунками учеников.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Священная война», презентация «Дети войны», записи песен и музыки военных лет, солдатская форма.

Участники: ученики 3-го класса, ученики 6-го класса, педагоги.































Ход мероприятия.

1-й чтец:

Нам за всеми памятными датами

Видится главнейшая одна —

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

2-й чтец:

Отдымили старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но нельзя, нельзя забыть, товарищи,

Тот светлый майский, тот победный день!

Слайд-шоу «День Победы» слова: В. Харитонов, музыка: Д. Тухманов.

Ведущий (ученик 6-го класса): Каждый год 9 мая наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 69лет. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца. Необходимо помнить о миллионах погибших. Помнить, чтобы жить!

Ведущая (ученица 6-го класса): Светлой Памяти 20 миллионов погибших в этой войне, обеспечившим вместе со всем народом мир и счастье на Земле и нашу с Вами жизнь Мы посвящаем наш праздничный концерт.

3-й чтец:

Умытая слезами — не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!

Ведущий: Сегодня в торжественный, праздничный день Великой Победы, мы возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

Ведущая: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напала на нашу Родину.

4-й чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова… (Звучит голос Левитана о том, что началась война).

«Священная война» слова: В. Лебедев-Кумач, музыка: А. Александров.


5-й чтец:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой.
Нам выдал общую беду,
На всех, на все четыре года.

6-й чтец:

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

На экране военная хроника: взрывы, бомбежка.

Ведущий: Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Ведущая: Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущая: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

7-й чтец:

Война — это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о ней.


Ведущий: Горькими были первые месяцы войны. Мы отступали. Через 3 с половиной месяца войны фашистские войска вплотную подошли в Москве.

8-й чтец:

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.


Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.


С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.


Девочки 6-го класса исполняют песню «Катюша» слова: М. Исаковский, музыка:М.Блантер.

Ведущий: Ещё война, но мы упрямо верим, что будет день, мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь откроет двери, с рассветом новым встанет тишина.

Ведущая: Война – самая тяжёлая из бед, которая бывает, но даже на войне солдатам всегда помогало чувство юмора. Оно создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат.

Сценка на привале (три солдата сидят у костра и ведут беседу).

1 солдат: А я расскажу, как я однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,

2 солдат: Но, а ты?

1солдат: Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита…

3 солдат: Но, а он?

1 солдат: Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он…

2 солдат: Ну а ты?

1 солдат: Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

3 солдат: Ну, а он?

1 солдат: Ну, а он всё ближе, ближе… вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий…

2 солдат: Ну, а ты?

1 солдат: Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…

3 солдат: Ну, а он?

1 солдат: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…

2 солдат: Ну, а ты?

1 солдат: Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, — кричу, — не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

3 солдат: Ну, а он?

1 солдат: Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху! Я
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.

Ведущий: После тяжёлых боёв солдатам необходим отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Ведущая: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но всё же звучали на войне шутки, весёлые песни, частушки.

К участникам сценки выходят девочки, исполняют частушки.

  1. Моросят дожди косые
    На берлинском на пути
    Лучше матушки России 
    В мире края не найти.

    2. Мать сыночка провожала
    И такой наказ дала:
    «Береги страну родную,
    Как тебя я берегла».

    3. Наши танки в бой несутся,
    Содрогается земля.
    Пусть не зарятся фашисты
    На колхозные поля.

    4. Злобный враг войну затеял,
    Мы его не пощадим:
    И на море, и на суше
    Разобьём и разгромим.

    5. Я милёнка-гармониста
    Собирала тщательно.
    Пусть нечистого фашиста
    Бьёт он основательно.

    6. Гитлер злится, Гитлер злится,
    Очень он ругается.
    Приказал Россию взять,
    Да не получается.

    7. Гитлер вздумал угоститься —
    Чаю тульского напиться,
    Зря, дурак, позарился –
    Кипятком ошпарился.

    8. Налетели вражьи птицы
    На советские границы,
    Им от наших от ворот
    Показали поворот.

    9. Русский воин – молодец
    Хорошо сражается,
    Силою смекалкою
    Всегда он отличается.

    10. «Русиш, русиш, вам капут», —
    Немцы так кричали,
    А когда мы победили,
    В ноги нам упали.

    11. Сидит Гитлер на заборе,
    Плетёт лапти языком,
    Чтобы вшивая команда
    Не ходила босиком.

    12. На нас Гитлер наступает, 

Всей Европе хвалится.

Ну и мы не оплошали,
Прикурить ему мы дали.

13. В деревню немцы ворвались,
От радости взбесилися.
Поросят всех, кур поели,
Чтоб вы подавилися!

14. Наши воины в Берлине
Празднуют победу,
Все ликуют и поют,
Честь солдату отдают.


Ведущая: Письма, письма. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой! Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась. И радостно было открывать их, и всякий раз тревожно и боязно: «Не случилось ли чего?

9-й чтец:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее прочитать.

На страницах застыли года.
22 ему будет всегда:
«Мама! Я здоров и живой».
А на утро последний бой.

Выходят мальчики 6-го класса в солдатской форме, в руках держат треугольники-письма. Тихо играет песня «В землянке» слова: А. Суркова, музыка: К. Листова.

1-й мальчик (солдат):

Здравствуй, мама!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой,
Будем мы фашистов гнать.
Позабудь печаль и грусть —
Я с победою вернусь!
2-й мальчик (солдат):

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

3-й мальчик (солдат):

Родная, любимая, милая мама!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры.
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

4-й мальчик (солдат):

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Ведущий: Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.


Ученик 9-го класса читает стихотворение «Жди меня».


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов.

Вальс под музыку песни «Синий платочек» слова: Я. Галицкий и М. Максимов, музыка: Е. Петербургский.

Ведущий: Много испытаний выпало на долю женщин в годы Великой Отечественной войны. Много слез было в этой войне, но материнских слез больше всего: слез матерей, провожавших на фронт сыновей.

«Баллада о матери» читает ученица 6-го класса.

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась — вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить,
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок,
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войн.

А. Дементьев.


Песня «Журавли» слова: Р. Гамзатова (перевод Наума Гребнева), музыка: Я. Френкеля исполняет ученик 6-го класса.


1-й чтец (ученица 3-го класса):

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.


Ведущий: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.


2-й чтец:

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских — седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня «Дети вой­ны» исполняют ученики 3-го класса.

Стихотворение Ю.Воронова «В школе» читает ученица 6-го класса.
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола…
Сначала думали – уснула, 
А оказалось – умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло сквозь метельный стон, 
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.

Ведущий: Блокада. Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам.

Ведущая: Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева.

Стихотворение читает ученица 9-го класса:

В осаждённом Ленинграде 
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

Голос за сценой (ученица 3-го класса):
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. 
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»

 А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:

Голос за сценой:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. 
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

 Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:

Голос за сценой:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. 
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

1 июля 1944 года Танечка тоже умерла.

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Ведущая: По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет.

Выходят ученики 3-го класса, рассказывают о пионерах-героях (от первого лица).

1-й ученик: Я, Валя Котик, родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом, был разведчиком. Погиб как герой, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

2-й ученик: Я, Марат Казей, жил с мамой и сестрой Ариадной в Минске. Мою мать, зато, что прятала у себя раненых партизан и лечила их, немцы повесили в 1942 году. После её смерти мы с сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Я был разведчиком, участвовал в диверсиях. За смелость и отвагу в боях был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Погиб, подорвав себя и врагов гранатой.

3-й ученик: Я, Зина Портнова, война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 была зверски замучена фашистами. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

4-й ученик: Я, Лёня Голиков, рос в деревне Лукино, когда моё родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Погиб 2 апреля 1944 года. За стойкость, мужество посмертно мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й ученик: Я, Володя Дубинин, был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб от взрыва мины при разминировании подходов к каменоломням, посмертно награждён орденом Красного Знамени.

6-й ученик: Я, Лара Михеенко, родилась в Ленинградской области. Весной 1943 года вместе с подругой ушла в партизанский отряд. Мы собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. 4 ноября 1943 года после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, я была расстреляна.

4-й чтец (ученица 3-го класса):

Пусть будет мир!

Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда
Н. Найдёнова.

Песня «Солнечный круг» слова: Л. Ошанин, музыка: А Островский исполняют ученики 3-го класса.

Выходят мальчики 6-го класса в форме солдат.

1-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети
На этой солнечной планете?
Да разве мы с тобой позволим
Разрушить счастье их земное?

2-й мальчик (солдат):

Ты видел, как смеются дети?
Лучами льется смех счастливый
И весь народ моей России
Живет и думает о мире.

3-й мальчик (солдат):

О ясном солнце в небе синем,
О птичьем пенье по весне!
Чтоб людям мира жить счастливо
На всей большой нашей земле.

4-й мальчик (солдат):

Должны бороться мы за мир,
А люди всей земли – дружить,
Тогда сказать мы сможем смело:
Земле, планете нашей – жить!

Песня «Должны смеяться дети» слова: М. Пляцковского, музыка: Ю. Чичкова исполняют ученики 3-го и 6-го классов.

1-й мальчик (солдат):

Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.


2-й мальчик (солдат):

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.


3-й мальчик (солдат):

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

Слайд-шоу под музыку из к/ф «Офицеры» слова: Евгений Агранович, музыка: Рафаил Хозак.

Ведущий:

Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.

Ведущий:

Война закончилась. Но с каждым годом,
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

Объявляется Минута молчанья

Ученик 6-го класса: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Ученица 3-го класса: Мы никогда не забудем тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Ученик 6-го класса: Мы будем достойными потомками того великого поколения.

Ученица 3-го класса: Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения и ужасы военного времени и победили.

Ученик 6-го класса: Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Список литературы.

1.Школьная библиотека – « Час мужества»- Москва, «Просвещение», 1990г. 
2. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945» — Москва, «Просвещение», 1990г. 
3. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных лет» — Москва, «Просвещение», 1990г.

Материалы интернет-сайтов.

«Пионеры-герои» https://www.molodguard.ru
Военные песни https://music.yandex.ru

Выступления Левитана https://sc148.ucoz.ru/

Стихи о войне https://www.9maya.ru

Частушки https://fs.nashaucheba.ru






























Свежие документы:  Материал для "деревенских посиделок" 6 - 8 класс "Коляда - моляда!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: