Мастер- класс. « Развитие творческости мышления»
« Стремление к новому есть первая
Потребность человеческого воображения
Стендаль
«… едва есть ли высшее наслаждение, как
наслаждение творить»
Н.В. Гоголь
-Обратите внимание на эпиграф, Что значить творить, творчество?
( ответ группы)
— Все ли способны к творчеству?
— Что значит творчески мыслить ? ( мыслить креативно)
Предлагаю вам попробовать себя в роли «Креативного дизайнерского бюро»
Предлагаю коллегам из зала сделать заказ на усовершенствование материального предмета или обьекта. ( ткань)
Приступим к работе : ( на слайде — постепенно заполняется модель метода)
1. Выбор исходного объекта.
2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к задаче.
3. Определение и запись признаков случайных предметов.
Комментарии в зал: Используем один из методов решения творческих задач — метод фокальных объектов.
4. Генерация новых идей ( соединение признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка полученных решений)
Комментарии в зал:
Суть метода: признаки случайных предметов переносят на фокусируемый объект, получая необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления. Применение метода возможно при выполнении творческих проектов, когда необходимо предложить и исследовать оригинальные идеи. Интересно то, что при коллективной форме работы возникают более оригинальные идеи.
Презентация идей.( 3 идеи)
— Рассмотрим три самые интересные идеи:
1. Запишите их в матрицу.
2. Выделите значимые параметры оценивания идей.
Комментарии в зал: Метод « морфологический анализ» позволяет четко определить критерии выбора и сделать рациональный выбор между несколькими вариантами.
3. Обозначьте шкалу значимости каждого критерия.
4. Оцените в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранного критерия.
5. Подсчет суммы баллов по каждому варианту, выбор придпочтительного варианта.
Комментарии в зал: данный метод хорошо работает при профессиональном самоопределение обучающихся.
Презентации идеи.
—Вопросы на засыпку: если пойдет дождь и намочит ткань она полиняет , даст усадку и др.
Диверсионный метод. Суть : поиск недостатков- путь к совершенству.
Выявление всевозможных недостатков объекта через необоснованную критику его свойств.
Рефлексия в группе:чем вы были заняты при работе в дизайнерском бюро?
Что показалось самым необычным?
-Внесите свои поправки и предложения в практическое исполнение данных методов.
Комментарии в зал : использование подобных методов на практике – это шаг к изобретательству.
Как вы можете использовать данные методы в вашем предмете?
Приложение.
1. объект
2. Записать случайные предметы или явления
|
|
|
|
3. Записать их признаки, характеристики( можно ассоциации)
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
4. Соединенить записанные признаки с первоначальным объектом
( записать новые идеи)
— —
— —
— —
— —
— —
5.Выделить и записать 3 самые оригинальные идеи
| Варианты выбора идей | |||||
|
| 1 | 2 | 3 | ||
полезность |
|
|
|
| ||
безопасность |
|
|
|
| ||
Реальность воплощения |
|
|
|
| ||
Интерес у детей |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
оригинальность |
|
|
|
| ||
сумма
| сумма | сумма |