Мастер – класс «С чистого листа. Приём концептуализации в интенсивном изучении литературы»


Мастер – класс

«С чистого листа. Приём концептуализации в интенсивном изучении литературы»

— Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс, отражающий систему интенсивного изучения литературы с помощью приёма – КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. О концепте много сказано в литературоведческих монографиях М.Бахтина, Ю.Лотмана, но мне ближе определение концепта Д.С.Лихачёва. (на слайде)

— Сегодня мне хотелось бы показать, как данный приём можно использовать на уроке литературы.

— Прилагательное ЧИСТЫЙ. С какими существительными наиболее часто может употребляться данное прилагательное?

(ответы из зала, на слайде примеры)

— Охарактеризуйте человека, используя данные словосочетания. (на слайде примеры)

— У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (Стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)

— А сейчас какой? (смять лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный) (разорвать пополам – порванный, испорченный)

— А этот лист какой? (красный, но он чистый тоже)

— Как это применить на практике. Такой метод можно использовать на уроке литературы, изучая, например, рассказ Татьяны Толстой «С чистого листа».

Некто Игнатьев каждый день засыпает с одной мыслью – начать жизнь с чистого листа. С первых страниц мы узнаём, что в его жизни всё неблагополучно. Он болен душой. Болен его маленький сын, изнемождена болезнью сына его жена. Игнатьев ходит на какую – то работу, но она ему не нравится. Тоска повсюду ходит за героем, и мучительно где – то болит внутри живое.

Однажды он признаётся другу: «Всё. Больше не могу. Дошёл до точки». Он решает изменить всё. В его жизни появляется зыбкая, уклончивая Анастасия. Красным огнём горит ее платье. А во снах она является ему жарким, пылающим цветком.

— Можно ли назвать его отношения с Анастасией чистыми? Тогда появляется другое значение слова ЧИСТЫЙ, отражённое во всех толковых словарях (свободный от скверны, негреховный).

Герой мучается между двумя женщинами (разорвать пополам лист).

Именно по просьбе Анастасии Игнатьев сжигает чайного цвета рубашку, ту самую рубашку, которая досталась ему от отца, в которой он забирал сына из роддома. Это не просто рубашка, это вещь, которая олицетворяет его связь с родом, с семьёй.

— Ради чего человек может пойти на такое? (золотой, жёлтый лист)

Как – то случай привёл его к одному человеку. Этот человек сделал операцию по удалению чего – то. Чего Толстая в рассказе не называет. И теперь у этого человека стол, пиджак, редкий коньяк в шкафу, золотое времяхранилище на руке и даже золотые авторучки. Приняв решение, герой идёт к врачу.

Свежие документы:  Классный час "Формула здоровья - здоровые привычки" 5 класс

— С каким листом у вас ассоциируется врач?

В рассказе Толстой другая ассоциация (чёрный лист). Потому что, когда врач поднимает глаза, Игнатьев с ужасом обнаруживает, что у него нет глаз, вместо них зияла бездна, а на голове у него шапочка в виде зиккурата. Возникает непредвиденная ассоциация: врач Иванов с бородой – жрец, а Игнатьев тот, кто добровольно приносит себя в жертву.

До операции герой мечтал превратиться в бабочку, а было ли чудо. Герой открывает глаза, и мы видим, что он совсем другой.

— Когда я спрашиваю детей, как вы определили, что он стал другим, они быстро отвечают. Речь. Сравните.

Волшебными ножницами я разрежу заколдованное кольцо и выйду за предел. Оковы падут, сухой бумажный кокон лопнет. И изумленного синего, золотого чистейшего мира легчайшая резная бабочка вспорхнёт охорашиваясь.

Таким Игнатьев был до того, как удалил то, что болит внутри. Таким он стал потом.

В 7 части рассказа Толстая отказывается от зрительных образов и переходит на звуковые.

Болезненный росточек, огарочек сын превращается недоноска, которого нужно сдать в интернат. Игнатьев превратился в чудовище. И дети с лёгкостью определяют, что же он удалил. Игнатьеву удалили душу.

Рассказ заканчивается тем, что герой заходит на почту и просит дать ему чистый лист. Чистый лист – это последнее словосочетание рассказа и его название. Значит, первое его словосочетание. Круг замкнулся. И сверхзадача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «А можно ли начать жизнь с чистого листа?»

— В конце урока, на стадии рефлексии, я предлагаю изобразить потрет души. У всех он разный. Кто – то делает веер из бумаги разных цветов, кто разрывает лист пополам, а посредине помещает бабочку, Игнатьева. Ведь Игнатий в переводе «ещё не родившийся».

Ответы ребят самые разные.

— А как вы бы ответили на этот вопрос.

Чистым листом мы приходим в этот мир, но жизнь вносит свои коррективы. Люди меняются, текут, как реки. Совершая ошибки, сбиваясь с пути, совершая предательства по отношению к близким, человек изменяет себя, свою душу, что приносит невыносимую боль. Но избавиться от этого нельзя, как нельзя избавиться от прошлого. И только сам человек может всё изменить. Выпрямить плечи, обрести внутреннее единство, и просто жить дальше. В этом проявляется наша сила и наша духовность.

Свежие документы:  Занятие "Семейное хозяйство"



— Чистый лист… На нём можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое – то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов – и можно состряпать жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвётся хрупкое человеческое сердце.

Чистый лист… Пока чистый. Но на нём обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.

Нет, мы не рождаемся с душой:

Жизнью вырабатываем душу.

Этою поправкой небольшой

Вечную иллюзию разрушу,-

Страхом старины и новизны –

Вымыслу о бренности – не верьте:

Смертными на свет мы рождены,

Чтобы зарабатывать бессмертие.

Аделина Адалис

— Спасибо за внимание!

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: