Методическая разработка по обучению школьников ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 6-го класса


Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 6-го класса

Занятие 1. Тема: Причины дорожно-транспортных происшествий

Цель урока: сформировать четкое представление о при­чинах дорожно-транспортных происшествий.

Оборудование: плакаты дорожных ситуаций, макет до­роги с перекрестком в жилом микрорайоне.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Что называется дорожно-транспортным происшест­вием?

(Четкое определение найти самостоятельно в разделе 1 ПДД).

Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобре­тателя Кюньо в 1769 году. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей маши­ной, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как пи­сал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу. Когда появились быстроходные автомобили с двигате­лем, работающем на бензине, увеличилось и число до-рожно-транспорных происшествий. Первое, официально зарегистрированное, дорожно-транспортное происшест­вие произошло 17 августа 1896 года в Великобритании. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 6 км/ч, совер­шил наезд на пешехода.

Почему же существует такое явление, как дорожно-транспортное происшествие? Причин много, вот некото­рые из них:

  • несовершенство автомобиля (как в случае с паро­вой машиной) или его неисправность;

  • плохие дороги и несовершенное регулирование до­рожного движения (в начале развития автомобильного парка);

  • плохие погодные условия (туман, гололед, ли­вень…);

низкая дисциплина участников дорожного движе­ния (ДТП по вине водителя, по вине пешехода). И это в наше время основная причина.

Ежегодно в Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 35000 человек (каждое третье происшествие — по вине пешеходов), 1500 из ко­торых — дети. И еще около 20000 детей получают трав­мы различной степени тяжести.

Причины детского травматизма:

переход дороги перед близко идущим транспортом в неустановленном месте;

неожиданный выход на проезжую часть из-за ма­шин, кустов…;

переход дороги на запрещающий сигнал светофора;

игры и хождение по проезжей части;

управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний Правил дорожного движения.

Едва ли не каждый понимает, что знание правил бе­зопасности движения, совершенно необходимо сегодня в повседневной жизни. Почему же, сознавая эту необходи­мость, дети так бездумно ведут себя на дороге? Обычно дети не готовы к опасности на дороге. «Вдруг я увидел на дороге машину…», «вдруг из-за угла выехал автомо­биль…», «внезапно из-за автобуса я увидел машину…» — в объяснениях ребят после аварии постоянно присутст­вует слово вдруг. Транспорт на проезжей части не может оказаться вдруг, дорога — законное место транспор­та, вдруг автомобиль может появиться только на троту­аре. Но везде он является источником повышенной опасности.

Запомните, обязательно, если вы появились на про­езжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу оста­новить машину. Во-первых, автомобили едут на боль­шой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная. А если неисправные тормоза? И если все же вы оказались посреди дороги и на вас мчится машина, то не надо суетиться и метаться из стороны в сторону. В этом случае лучше остановиться, тогда водителю легче будет решить, с какой стороны вас лучше объехать.

Но сейчас в наездах на детей виновность водителей с каждым годом снижается, а вина детей, к великому со­жалению, растет. В большинстве своем причины ДТП с детьми связаны с недисциплинированностью, излишней смелостью, эгоизмом, желанием показать себя. Иногда мальчишки устраивают очень опасное развлечение, ста­раясь перебежать дорогу, как можно ближе к автомоби­лю. Они считают при этом, что демонстрируют друг пе­ред другом свою храбрость. Однако такая «храбрость» может закончиться очень плачевно, и во многих случа­ях только мастерство водителя спасает «храбрецов».

Всякие игры на дороге должны быть исключены. Но опасными могут оказаться и игры вблизи дороги. То, что улица пустынна в отдельные периоды времени притупля­ет чувство опасности и внимание к движущимся транс­портным средствам. Это особенно проявляется во время игр, когда в погоне за мячом или приятелем можно нев­значай выскочить на проезжую часть, где как раз в это время поблизости мчится машина. Так что для подвиж­ных игр, лучше выбирать место подальше от дороги.

Велико число несчастий с детьми-велосипедистами, особенно мальчиками. Такие происшествия случаются из-за неумения ребят достаточно твердо владеть своей двухколесной машиной в потоке транспортных средств, потери управления из-за испуга.

Основная причина дорожно-транспортных происшествий с детьми проста: они переносят на проезжую часть привычки, навыки наблюдения, приобретенные в быту. Многим кажется, что «красный свет — стой, зеленый — переходи, посмотри налево, потом направо, переходи в установленных местах», — едва ли не вся «мудрость» движения по улицам современного города. Мы не заме­чаем микробов и вирусов, но они существуют! Мы не ви­дим пылинок в воздухе, но они есть! Точно также мы не замечаем многих неправильных навыков.

2. Практическое задание

(повторить материал урока 6 — 5 класса, придумать к каждой «бытовой» привычке возможную дорожную ситуацию-«ловушку» и разобрать ее, используя макет дороги с прилегающей территорией):

выбегать, не глядя из-за предмета;

небрежно смотреть по сторонам;

начинать движение не оглядевшись;

оценивать обстановку без поворота головы;

  • отступать, делать шаг назад не глядя;

  • оглядываться, когда вас позовут;

двигаться бегом, непрерывно, не останавливаясь;

  • двигаться по кратчайшему пути;

совмещать движение с оживленной беседой;

спешить и небрежно держать родителей за руку.

Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же се­рый, как и у тротуара или дороги. А между тем он раз­деляет два разных мира, в каждом из них свои законы. В первом дети проводят львиную долю своего времени и натренировывают привычки. Во втором — ничтожную долю времени, и все привычки, приобретенные в быту переносят на дорогу. С этим и надо бороться.

3. Вопросы для закрепления знаний

Что называется дорожно-транспортным происшест­вием?

Какие вы знаете причины ДТП с детьми?

Почему запрещается детям устраивать на проезжей части иг­ры, катание на самокатах, велосипедах (до 14 лет), санках, конь­ках, лыжах?

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транс­портом?

Чем опасны игры детей рядом с проезжей частью пустынной улицы?

Какие «бытовые» привычки обычно дети переносят в поведе­ние на проезжей части, и нужно ли от них избавляться?

Занятие 2. Тема: Где и как переходить улицу?

Цель урока: научить правильно переходить улицу на практике. Закрепить знания причин дорожно-транспортных происшествий.

Оборудование: макет дороги с прилегающей территори­ей (если занятие проводится в кабинете), знаки, брошюра ПДД.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В начале занятия необходимо напоминнить детям прой­денный материал и рассказать об интенсивности дви­жения транспорта на улицах.

Пешеходы составляют бо­лее одной трети всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Это очень много, но ведь ни­кто же не бросается под машину специально. Все знают основные правила перехода улиц, понимают опасность, которую представляют автомобили, и вместе с тем мно­гие ошибаются даже в очень простых ситуациях. Такие невольные нарушители ПДД создают опасность для себя и других участников движения (водителей, пассажиров, пешеходов).

По каким причинам происходят ДТП (вспомнить материал прошлого урока)?

Согласно статистике дорожно-транспортных проис­шествий, большая часть пешеходов попадает под колеса транспорта из-за перехода улиц и дорог перед близко идущим транспортом, а также внезапного появления на проезжей части из-за стоящего предмета (транспорта, кустов).

Во избежание несчастий на дорогах, согласно Правил дорожного движения, пешеходы обязаны переходить улицу только по пешеходным переходам, а при их от­сутствии — на перекрестках по линии тротуара или обо­чины (ученики самостоятельно изучают п. 4.3—4.6 раздела 4 ПДД «Обязанности пешеходов»).

Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками и дорожной разметкой. Всего три дорожных знака указывают место перехода улиц и дорог: 5.16.1— 5.16.2 «Пешеходный переход»; 5.17.1—5.17.2 «Подзем­ный пешеходный переход»; 5.17.3—5.17.4 «Надземный пешеходный переход» (все эти знаки самостоятельно найти в ПДД).

Белыми широкими линиями («зебра») обозначаются нерегулируемые пешеходные переходы, а регулируемые (со светофорами) — параллельными пунктирными лини­ями.

При переходе улицы по пешеходному переходу воз­можны различные варианты. Допустим, приближается машина, она достаточно далеко, чтобы вполне успеть пе­рейти. Но не скрыта ли за ней другая, которая едет бы­стрее? Второй вариант — приближается машина, а вы спешите и хотите перейти. Но если переходить перед машиной, которая находится сравнительно близко, ва­ше внимание будет приковано к ней и легко не заметить встречную, упустить из наблюдения другую часть ули­цы. Поэтому лучше пропустить приближающуюся ма­шину, даже если она не так уж близко.

Пропустив машину, не следует выходить на проез­жую часть сразу же после того, как она проедет. Во-пер­вых, у машины может оказаться один или даже два прицепа, которые можно было сразу и не заметить (осо­бенно, когда машина поворачивает налево). А^ самое главное — пока проехавшая машина рядом, за ней мож­но не заметить встречную. Если в зоне перехода вами улицы стоит машина (пропускает пешеходов, испорти­лась…), выходить из-за нее можно только предваритель­но приостановившись и выглянув, не скрывается ли за ней опасность. Когда поток машин остановился для то­го, чтобы пропустить пешеходов, нельзя отставать от основной группы. Водители могут не заметить отставшего пешехода и начнут движение. Так что переход в уста­новленном месте не так уж прост.

При отсутствии в зоне видимости перехода или пере­крестка разрешается переходить дорогу под прямым уг­лом, от тротуара к тротуару, на участках улицы без раз­делительной полосы, ограждений и газонов там, где она хорошо просматривается в обе стороны. На нерегулиру­емых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающегося транспорта, и убедятся в безопаснос­ти перехода. Иногда дети, увидев приближающуюся ма­шину, рассчитывают, что она своевременно затормозит. Скорее всего, это так, но водитель, может не заметить ре­бенка, так как он наблюдает за другими пешеходами, машинами или просматривает путь поворота или разво­рота. То, что фары машины «смотрят» на ребенка, еще не говорит о том, что на него смотрят глаза водителя. Это надо иметь в виду!

Если улица узкая с двусторонним движением, то, стоя на тротуаре, следует осмотреть ее во всех направле­ниях и, убедившись в безопасности, перейти.

2. Вопросы для закрепления знаний

По каким причинам происходят ДТП?

В каких местах пешеходы обязаны переходить улицу?

Пешеходные переходы и их виды.

Как определить, где находится пешеходный переход?

Как убедиться в безопасности при переходе улицы?

3. Практическое занятие

На улице или на макете дороги с прилегающей территорией рассмотреть все возможные ситуации «ловушки», подстерегающие детей как при переходе по пешеходному переходу, так и без него.

Вы собрались переходить через дорогу, видите: приближается машина, но она пока еще далеко и едет медленно. Вы явно успева­ете. Можно ли переходить?

Никогда не надо забывать, что за одной машиной может быть скрыта другая, едущая в том же направлении. При этом вторая ма­шина, которая вам не видна, едет еще быстрее, чем первая. Пешеход решил перейти дорогу, думая, что машина далеко, что он успеет. А вдруг водитель другой машины как раз в этот момент решил обо­гнать, ту, которую видит пешеход? Вот так и попадает под маши­ну торопливый пешеход. Особенно опасен крупногабаритный транс­порт: автобусы, грузовые машины, — за ними легко не увидеть лег­ковую машину или микроавтобус.

  1. Собираясь переходить улицу, пешеход пропустил машину, она проехала мимо него и удаляется. Можно ли переходить?

В первые секунды проехавшая машина может помешать уви­деть встречную, в этом и есть ее опасность. Проехавшая машина становится безопасной тогда, когда она не мешает обзору.

Как определить — далеко машина или близко?

Надо определить долго ли машине ехать до того места, где стоит пешеход. Если долго — машина далеко. Если всего несколько се­кунд — близко. Иногда кажется, что машина далеко, но едет она с большой скоростью, значит быстро доедет до того места, где стоит
пешеход и можно попасть под машину.

Что самое опасное на дороге?

Стоящая машина! — Потому что за ней может быть не видна другая, которая едет. Какая машина представляет большую опасность: стоящая или едущая?

Опаснее машина, которая стоит! Машину, которая едет, заме­тишь и отойдешь. А

Стоящая машина мешает осмотру дороги.

Сколько раз нужно посмотреть направо и налево при переходе дороги?

Некоторые дети смотрят всего один раз налево и направо. Но, во-первых, если не уверен, надо еще осмотреться, а на середине доро­ги, где движение транспорта меняется на противоположное, — обязательно снова оглядеться.

В чем опасность спешки на улице?

Когда человек спешит, он думает об одном, как выиграть время, успеть, сэкономить еще секунду, и забывает об опасности. Перед пе­реходом дороги надо забыть о спешке и помнить только о безопасно­сти движения.


Занятие 3. Тема: Перекрёстки и их виды.

Цель урока: дать понятие о перекрестке и его видах. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода.

Оборудование: плакаты различных видов перекрестков, брошюра ПДД. Информация ГАИ о ДТП на перекрестках.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий (ПДД, раздел 1).

Типы перекрестков: четырехсторонние, Т-образные, Х-образные, У-образные, многосторонние перекрестки площадей.

Перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. В ПДД перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

Перекрестки — опасные участки улиц и дорог, в городах на них скапливается большое количество транспортных средств и пешеходов. Чтобы пешеходы могли безопасно перейти улицу или дорогу на перекрестке, а машине безопасно проехать его, необходимо организовать регулирование движения. Для этого устанавливают очередность проезда и перехода перекрестков так, чтобы пешеходы и транспортные средства, движущиеся в разных направлениях, не мешали один другому, не пересе­кали бы в одно и то же время дорогу.

Начало регулированию проездов перекрестков было положено в 1868 году, когда в Лондоне перед зданием парламента установили первый семафор, имевший два цвета — красный и зеленый. Управлял им специально приставленный к нему человек, который при помощи лебедки поднимал и опускал стрелу с цветным знаком. Потом этот семафор усовершенствовали, добавив к нему газовые фонари. Сигнал стал виден и в темное время суток. Просуществовал такой семафор недолго: вскоре произошел взрыв газа, пострадал регулировщик, и семафор на многие годы был заменен специально обученными людьми, управляющими движением при помощи рук — регулировщиками.

В 1918 году в Нью-Йорке, в США, появился первый светофор, который работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Командовал сигналами тоже регулировщик. Только теперь он не стоял в центре перекрестка, а сидел в специальной будке. Новинка эта понравилась, и вскоре светофоры засветились во многих крупнейших городах мира.

Недостатком первых светофоров было четкое чередование цветов — зеленого и красного, что не создавало полной безопасности дорожного движения. Во избежание столкновений нужен был какой-нибудь промежуток времени между этими сигналами, во время которого въехавший на перекресток экипаж, а позднее автомобиль, успевал бы освободить его при смене сигналов.

В 1929 году в Москве установили первый в нашей стране светофор с тремя сигналами. Он представлял собой круг, разделенный на три сектора: красный, желтый и зеленый. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдет стрелка на красный цвет, значит движение запрещается, укажет на желтый — надо подождать, пока не перейдет на зеленый, означающий, что путь свободен. Управлял таким светофором специально приставленный к нему регулировщик, но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, действующий и сегодня, хотя внешне он, конечно, изменился.

Цвета сигналов подобраны так, чтобы их могли отчетливо различать все участники движения. Наиболее подходящими оказались красный, желтый и зеленый. Для запрещающего сигнала выбрали красный цвет. И это не случайно, так как красный цвет хорошо виден и днем, и ночью, а особенно лучше других цветов он раз­личается в тумане. Светофор устанавливают на перекрестке улиц и дорог так, чтобы его сигналы были видны всем участникам движения: водителям и пешеходам.

Когда загорается зеленый (разрешающий) сигнал, он виден только на одной улице и ее продолжении. Красный (запрещающий) виден с обеих сторон улицы. Светофор устроен таким образом, что когда на одной улице загорается красный свет, на другой, ее пересекающей, в то же время появляется зеленый.

Когда же загорается желтый сигнал, то он виден с обеих сторон пересекающихся улиц и дорог.

Сигналы светофора подаются в сле­дующей последовательности: зеленый — желтый — красный — желтый — зеленый и т. д.

Чаще всего на перекрестке устанавливается по четыре светофора — на каждом углу по одному. Обычно все они действуют, как один, согласованно. Но есть и такие перекрестки, где светофор устанавливается в его центре на специальной колонне или на тросах-растяжках.

Когда загорается зеленый сигнал, водители всех транспортных средств могут выезжать на перекресток, ехать прямо, поворачивать налево, разворачиваться для езды в обратном направлении, делать правый поворот, т. е. ехать во всех направлениях. Пешеходы при зеленом сигнале могут переходить улицу, при этом нужно остерегаться поворотов транспортных средств.

Наиболее опасны начальный и конечный интервалы времени движения пешеходов на «зеленый» свет, так как некоторые из них начинают переход уже на «желтый» свет, когда еще проезжают последние машины. Даже в первые секунды горения «зеленого» света пешеходу надо двигаться внимательно, осмотрев проезжую часть, так как какая-нибудь из машин может проезжать, когда для пешеходов горит «зеленый» свет.

Второй опасный момент наступает, когда «красный» зажигается, а пешеход еще не закончил переход. При этом многие пешеходы сравнительно спокойно идут дальше, рассчитывая, что водители машин, стоящих в ожидании у перекрестка, видят и пропустят их. Однако не все машины стоят у перекрестка! Водитель машины, приближающейся к перекрестку, может «с ходу» выехать на «зеленый», не видя из-за стоящих машин запоздавшего пешехода.

В этой ситуации-«ловушке» возникает около 5% дорожных происшествий с детьми. Пешеходу нужно после погасания «зеленого» или быстро закончить оставшиеся несколько метров перехода, уложившись в небольшую паузу между «зеленым» и «красным» (или когда горит «желтый»), или остановиться на островке безопасности, или на линии разделения транспортных потоков проти­воположных направлений и ожидать, пока на светофоре не появится зеленый сигнал, разрешающий продолжить переход. Если же этой линии нет, то необходимо остано­виться на середине улицы и ждать разрешающего сигнала светофора.

Переход на «зеленый» не освобождает пешехода от необходимости наблюдать за обстановкой на проезжей части улицы. Ведь транспорту разрешен на ряде перекрестков поворот направо и налево через зону движе­­­ния пешеходов, конечно, пропуская их. Поэтому взаимное наблюдение водителей за пешеходами и пешеходов за машинами — дополнительная гарантия безопасности.

Некоторые дети рискуют, переходя на «красный», когда они видят, что машины стоят. Однако стоять они могут в ожидании разрешения поворота или разворота для пропуска специальных машин скорой помощи или милиции, которые не видны из-за них.

При смене сигналов с зеленого на желтый водители, которые двигались на зеленый сигнал к перекрестку, должны остановиться у стоп-линий и ожидать там до тех пор, пока светофор не разрешит продолжить движение. Те водители, которые уже въехали на пере­кресток, должны продолжить движение и освободить его. Водители, стоящие на перекрестке при красном сигнале светофора, должны приготовиться к движе­нию, так как перед ними за желтым сигналом появится зеленый.

Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрестка такие же, как и при переходе по регулируемому пешеходному переходу. Здесь подстерегают те же дорожные «ловушки» (вспомнить материал предыдущего урока).

Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрестке.

1. На нерегулируемом пешеходном переходе, это прежде всего, «подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт (использовать при объяснении макет перекрестка и плакаты). Кроме того, ограничение обзора остановившимися автомобилями, например, для поворота или разворота.

2. Основная опасность на регулируемом перекрестке — ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зеленого» и проезд «с ходу» других автомобилей.

2. Вопросы для закрепления знаний

Что такое перекресток, какие типы вы знаете?

Где опаснее переходить улицу: там, где есть светофор, или где его нет (нерегулируемый перекресток)?

На нерегулируемых перекрестках переходить дорогу опаснее, так как пешеход всегда должен сам оценить обстановку. А это не всегда просто! Одна машина, например, может закрывать собой дру­гую.

Опасно ли переходить улицу на зеленый сигнал светофора?

Даже при зеленом сигнале светофора пешеходу надо видеть, что происходит слева и справа! В первые секунды после включения для пешеходов зеленого сигнала могут проезжать запоздавшие машины. Кроме того, машинам разрешен поворот при зеленом сигнале светофора, и, хотя водители обязаны пропустить пешехода, лучше проявить осторожность. И, наконец, на улице встречаются неумелые водители машин, мотоциклисты, велосипедисты. Поэтому даже при «зеленом» главное — наблюдать и быть готовым уступить дорогу.

3. Практическое задание.

1. Представьте: вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекресток, загорел­ся зеленый свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить?

Несмотря на то, что водитель в этой ситуации обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что он заметил вас, сбавил скорость и остановился. Вот тогда можно и переходить.

  1. Какие ситуации-«ловушки» подстерегают пешехода у светофора?

Оформить в тетрадях рисунки, возможен домашний вариант.

Пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале, он уверен, что водители трогающихся машин его пропустят и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся может выехать другая!

Пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся! Надо все­гда наблюдать, нет ли машин. Могут быть опаздывающие водите­ли, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале.

В одном ряду машины стоят, а в другом едут. Пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами, другие, проезжающие.

Занятие 4. Тема: Сигналы светофора с дополнительной секцией.

Цель урока: дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закре­пить знания о различных видах светофоров.

Оборудование: брошюра ПДД (вкладыш с рисунками различных светофоров), плакаты с изображением разных видов светофоров, информация ГАИ о ДТП на регулируемых перекрестках.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Повторяем пройден­ный материал.

Что представляет собой светофор, его назначение?

Светофор представляет собой прибор, который световыми сиг­налами разрешает или запрещает движение транспорта и пешехода в определенном направлении. Он служит для регулирования транс­портных средств и пешеходов, движущихся по улицам и дорогам.

Какие виды светофора вы знаете? Каков принцип их работы?

Светофоры бывают одно-, двух- и трех-секционные, с одной или двумя дополнительными секциями и без них, с горизонтальным и вертикальным их расположением. По количеству цветов различают светофоры одноцветные, двух- и трехцветные. Управление светофорами и их работа производятся автоматически, с помощью специальных реле-переключателей.

Что обозначает зеленый сигнал светофора и где он располо­жен — вверху или внизу?

При зеленом сигнале светофора транспорту разрешается движе­ние через перекресток во всех направлениях, а пешеходам — переход улицы. Располагается зеленый сигнал у вертикальных светофоров в его нижней части, у горизонтальных — с правой стороны.

Что означает желтый сигнал светофора?

«Внимание!» Транспорту запрещается выезжать на перекрес­ток, а пешеходам переходить улицу. Транспорт, который подходит к перекрестку, должен остановиться, стоящий — приготовиться к движению, а транспорт, застигнутый таким сигналом на перекре­стке, должен продолжить движение.

Что означает красный сигнал светофора?

Запрещает пешеходам переходить улицу, так как в этот мо­мент в поперечном направлении на зеленый сигнал светофора дви­жется транспорт и переходят улицу пешеходы.

Двухсекционный светофор с двумя красными сигна­лами обычно устанавливается на железнодорожных переездах, снабженных шлагбаумами. Когда к переезду приближается поезд, на светофоре загорается красный сигнал. Такие же светофоры устанавливаются перед раз­водными мостами, причалами паромных переправ и в местах выезда на дорогу спецмашин (пожарных, ава­рийной службы, скорой помощи). Красный свет вспыхи­вает то в одной секции, то в другой.

Односекционные светофоры обычно имеют либо один красный, либо один желтый сигнал. Односекционный светофор с желтым мигающим сиг­налом предупреждает водителей и пешеходов о перекре­стке, причем такой перекресток считается нерегулируе­мым. Переход и проезд через него требуют принятия мер предосторожности (снижения скорости, повышения внимания к другим участникам, участкам движения). В ночные часы светофоры на многих перекрестках пере­ключаются на работу в режиме односекционного с жел­тым мигающим сигналом.

Односекционные светофоры с красным мигающим сигналом могут устанавливаться в местах выезда на до­рогу спецмашин. Этот сигнал обязывает водителя оста­новиться у стоп-линий или таблички «стоп», а если их нет, у светофора. Пешеходы обязаны останавливаться для пропуска спецмашин.

Светофоры с дополнительными секциями устанавли­ваются на перекрестках или площадях со сложными ус­ловиями движения. Дополнительные секции со стрелка­ми располагаются на уровне зеленого сигнала и могут включаться как с зеленым сигналом основного светофо­ра, так и с красным. Впервые дополнительные секции-стрелки в светофорах стали применяться в Москве и Ле­нинграде с 1958 года.

Если светофор оборудован дополнительной секцией, то выезд на перекресток и дальнейшее движение в на­правлении, куда обращена стрелка, разрешается только, если она включена, независимо от сигнала основного светофора. В том случае, если стрелка обращена вправо, то она регулирует лишь поворот направо. Водители, ко­торым нужно ехать прямо или повернуть влево, должны руководствоваться зеленым сигналом основного светофо­ра.

Если стрелка «направо» включена одновременно с красным сигналом основного светофора, то транспорт­ные средства имеют право поворачивать направо, но при этом они должны уступить дорогу транспортным средст­вам, проезжающим с других направлений.

В тех случаях, когда у перекрестка установлен све­тофор со стрелкой, обращенной влево, он регулирует движение транспортных средств, которые должны дви­гаться влево. Движение машин, которым нужно ехать прямо или поворачивать направо, осуществляется как при обычном светофоре.

Когда стрелка «налево» включена одновременно с красным сигналом, то транспортные средства могут де­лать поворот и разворот, но при этом водители должны следить, чтобы не мешать движению машин, движу­щихся в другом направлении. Если стрелка включена одновременно с зеленым сигналом основного светофора, то транспортные средства, которым необходимо ехать налево, имеют преимущественное перед другими право проезда.

Пешеходам можно переходить улицу только при зе­леном сигнале основного светофора, потому что при включении дополнительной секции со стрелкой в ее на­правлении начнут поворачивать транспортные средства и пешеход, нарушающий правила перехода, может по­пасть под их колеса. На таких перекрестках дополни­тельно к транспортному светофору устанавливают свето­фор для пешеходов.

2. Вопросы для закрепления знаний

Что представляют собой светофоры с дополнительной секцией и для чего они нужны?

Как должны переходить дорогу пешеходы на перекрестках с мигающим желтым сигналом светофора?

Как и нерегулируемый перекресток. Вспомнить опасные в дан­ной ситуации дорожные «ловушки».

Какое значение для водителей транспорта имеют дополнитель­ные секции светофора?

Применяется для раздельного регулирования движения в каждом направлении, что облегчает проезд трудных перекрестков.

Закончить урок можно разбором ДТП с детьми на перекрестках.

Занятие 5. Тема: Знаки для пешеходов и для водителей.

Цель урока: научить пользоваться знаками для пешехо­дов и водителей; закрепить эти навыки на практи­ке.

Оборудование: брошюра ПДД, макет улицы со знаками пешеходной дорожки, увеличенные знаки 1.20, 1.21, 3.9, 3.10, 4.5, 4.6, 5.16.1—5.16.2, 5.17.1— 5.17.2, 5.17.3—5.17.4; карточки со знаками разных групп для игры «Знатоки дорожных знаков».

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Начинается урок с беседы, повторяющей прой­денный материал.

Для чего нужны дорожные знаки?

Дорожные знаки выполняют ту же службу, что и светофоры, ли­нии разметки улиц и дорог. Они регулируют движение потоков ма­шин и людей, облегчают работу водителей, помогают пешеходам пра­вильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

Где и как устанавливаются дорожные знаки?

Знаки расположены вдоль всего дорожного пути так, что всегда оказываются справа от шофера, чтобы он мог их видеть, не повора­чивая головы. Знаки закреплены на специальных стойках, на стол­бах или подвешены над проезжей частью.

На какие группы делятся все дорожные знаки?

Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации. Всего 7 групп.

2. Практическое задание.

Для лучшего закрепления знаний ис­пользуются разные варианты игры «Знатоки дорожных знаков» (материал урока 4 в 5 классе).

1 этап. Зарисовать в тетради знаки 1.20, 1.21 и 5.16.1—5.16.2; 3.10 и 4.6. Подписать, к какой группе они относятся и кому они нужны: пешеходу или водителю?

На всех знаках в центре нарисованы человечки. Но различа­ются они по цвету и форме. Какие же из них знаки для водителей, а какие — для пешеходов?

Эти знаки из группы предупреждающих. Оба они одинаковы, треугольной формы с красной каймой. Это знаки для водителей.

Знак 1.20 «Пешеходный переход» располагают в городах за 50—100 м до знака 5.16.1—5.16.2 (обратите внимание, что у этих знаков одинаковые названия, но значения разные).

Знак 1.20 предупреждает водителя, что скоро пешеходный пе­реход, надо снизить скорость и быть предельно внимательным.

Знак 1.21 «Дети» располагают в районе школ, детских садов, клубов. Он предупреждает водителя о возможности появления в этом месте на дороге детей, но совсем не означает, что здесь мож­но переходить через дорогу.

Знаки 3.10 и 4.6 для пешеходов. Оба они круглые и в центре — человечки, но цвет знаков разный и относятся они к разным груп­пам. Знак с красной каймой, там, где человечек перечеркнут, отно­сится к запрещающим знакам — 3.10 «Движение пешеходов запре­щено». Тот знак, где человечек на голубом фоне, относится к груп­пе предписывающих знаков — здесь как раз и можно ходить: 4.6 — «Пешеходная дорожка».

И еще одна группа знаков с человечками. Все они квадратные с синим фоном. Это информационно-указательные знаки для пеше­ходов, т. е. указывают, где можно переходить дорогу (см. прило­жение рис. 37, рис. 38).

5.16.1—5.16.2 «Пешеходный переход». *S 5.17.1—5.17.2 «Подземный пешеходный переход».

5.17.3—5.17.4 «Надземный пешеходный переход».

Есть еще знаки с одинаковым рисуночком в центре, но с раз­ным значением. Например, знаки 3.9 и 4.5 с велосипедом в центре для велосипедистов, оба имеют круглую форму. Но знак 3.9 с крас­ной каймой, где велосипед на белом фоне, означает «Движение на велосипедах запрещено» и относится к группе запрещающих зна­ков.

Знак 4.6 «Велосипедная дорожка, где велосипед на синем фо­не, как раз и говорит о том, что здесь можно ездить на велосипе­дах. Этот знак относится к группе предписывающих.

2 этап. Решение задач с использованием макета жилого мик­рорайона с дорогой

Задача № 1. Какие знаки должны быть здесь установлены?

Задача Л5 2. Куда отряд должен расставить знаки в обстанов­ке, изображенной на рисунке и как они называются?


Занятие 6. Тема : Движение транспортных средств.

Цель урока: дать понятие о скорости движения транс­порта; воспитывать чувство взаимоуважения води­теля и пешехода.

Оборудование: соответствующие плакаты, калькулятор для практического занятия.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В нашей стране принято правостороннее движение. Это значит, что водители всех транспортных средств и пешеходы должны при движении по улицам и дорогам придерживаться правой стороны. Но не во всех странах движение правостороннее. Например, в Англии, Япо­нии, Индии и некоторых других странах движение ле­востороннее.

В городах и населенных пунктах транспортным сред­ствам Правилами дорожного движения разрешена ско­рость не более 60 км/ч (большая скорость может быть разрешена только при наличии соответствующих зна­ков). На дорогах за пределами населенных пунктов ав­томобили могут ехать с большей скоростью. Для легко­вых автомобилей предельная разрешенная скорость 90 км/ч, для грузовых и мотоциклов — 70 км/ч (на ав­томагистралях соответственно 110 и 90 км/ч).

Но во всех случаях — в городе, за городом — води­тели, как правило, выбирают скорость движения с уче­том дорожных условий, погоды, времени суток. Если на улице интенсивное движение транспортных средств или плохая погода — гололед, дождь, туман, водитель сни­жает скорость. Тогда в случае опасности он может быс­трее остановить автомобиль.

Машины по улицам едут в несколько рядов. Много­рядное движение организуется для того, чтобы пропус­тить возможно большее количество транспортных средств. Чем шире улица, тем больше рядов и тем быс­трее проезжают автомобили.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки и другие транспортные средства, едущие со скоростью 30 км/ч, занимают крайнюю правую (первую) полосу у тротуара.

Между рядами автомобилей соблюдается определен­ное расстояние — интервал. По длине улицы между ма­шинами также выдерживается расстояние — дистанция.

Водители выбирают дистанцию в зависимости от скорости движения, во избежание столкновения с впере­ди идущим автомобилем при его торможении. Чем вы­ше скорость движения, тем большей должна быть дис­танция между автомобилями.

Транспортные средства движутся с различной скоро­стью. Водителям разрешается обгонять другие машины, движущиеся с более низкой скоростью.

Иногда при обгоне водители вынуждены выезжать на полосу встречного движения. Поэтому при переходе улицы пешеходы должны быть очень внимательны и ос­торожны, чтобы вовремя заметить объезжающий авто­мобиль и дать ему дорогу (дорожная «ловушка» — пока­зать на макете, плакате или просто схематично на доске, как может в данной ситуации произойти дорожно-транспортное происшествие).

Подъезжая к перекрестку, водители могут менять на­правление движения в зависимости от того, куда им дальше ехать: направо, налево или в обратную сторону. Для этого они заранее, до перекрестка, делают перестро­ение в полосах. Те, кому надо повернуть направо, пере­езжают в крайнюю правую полосу, к тротуару. При вза­имном перестроении транспортное средство, движущееся справа, имеет преимущество в движении. Машины, по­ворачивающие налево, занимают крайнюю левую поло­су. На месте остаются машины, которые поедут прямо.

Перестроение делают водители с таким расчетом, чтобы, подъехав к перекрестку, машины уже заняли нужные места, и тогда дальше они не будут мешать друг ДРУГУ- Перед началом перестроения водители подают предупредительные сигналы: при повороте налево зажи­гается сигнал поворота налево, при повороте направо — правый сигнал. Правила дорожного движения призыва­ют всех участников движения — водителей и пешехо­дов — уважать друг друга, быть взаимно предупреди­тельными. Это поможет избежать дорожных происшест­вий, сохранить всем здоровье и жизнь (вспомнить ос­новные правила для пешеходов).

Пешеход должен помнить, что дорога — для транс­портных средств, а для него — тротуар. И всегда надо стремиться пропустить транспортные средства, не создавать помех движению, не переходить улицу в неполо­женном месте, не появляться внезапно там, где едут ав­томобили.

2. Практическое занятие.

Цель: доказать, что автомобиль мгновенно остановить нельзя.

Используя формулу РАССТОЯНИЕ=СКОРОСТЬ х ВРЕМЯ, сосчитать:

какое расстояние пройдет за одну секунду пешеход при ско­рости: 4 км/ч, 5 км/ч, 6 км/ч;

какое расстояние за одну секунду проедет автомобиль, дви­жущийся со скоростью 30 км/ч, 40 км/ч, 50 км/ч, 70 км/ч.

Сравнить расстояние, пройденное за 1 сек. пешеходом и авто­мобилем, и сделать вывод.

Одна секунда… Это много в масштабе движения и мало для пе­шеходов. Конечно, у каждого транспортного средства своя ско­рость, свои возможности, то же можно сказать и о пешеходах: мо­лодой человек движется быстрее пожилого. Но все за одну секунду продвигаются вперед: автомобиль при скорости 10 км/ч проедет расстояние 2,8 м, при скорости 30 км/ч — 8,3 м; при 50 км/ч — 13,9 м; при 60 км/ч — 16,7 м. То есть, чем выше скорость, тем боль­шее расстояние этот автомобиль проедет за одну секунду.

Скорость человека значительно меньше. За одну секунду при скорости 4 км/ч он пройдет 1,1 м; при 5 км/ч — 1,4 м; при 6 км/ч — 1,7 м; при 7 км/ч — 1,9 м.

Вдумайся в эти расчеты. Одна секунда, особенно если спе­шишь, — много. Но одна секунда — это и очень мало, если водите­лю необходимо предотвратить наезд на пешехода. Если машина движется со скоростью 60 км/ч, допустимой в городе, то для полной ее остановки необходимо, как минимум, расстояние почти в 50 м, а времени — 3 сек. Так что одна секунда может стать роковой.

  1. Вопросы для закрепления знаний

По какой стороне дороги принято у нас движение транспорт­ных средств?

В каких случаях водители делают перестроение в полосах пе­ред перекрестками?

Как водители подают предупредительные сигналы об измене­нии движения?

Где и как можно переходить улицу с одно- и двусторонним дви­жением?



Занятие 7. Тема: Оказание первой медицинской помощи при ДТП

(переломы и др. виды травм)

Цель урока: дать понятие травмы вообще и наиболее ча­сто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. На­учить быстрому оказанию первой медицинской по­мощи.

Оборудование: шина, бинты, подручные материалы (ко­сынка, полотенце).

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Что такое травма, чем она может быть вызвана?

Всякое насильственное повреждение ткани тела, какого-либо орга­на, называется травмой. Ушибы и ранения мягких тканей, переломы костей — все это различные виды травм. Очень тяжелы они у детей.

Почему важно знать и уметь быстро оказать первую медицин­скую помощь при травмах?

От этого зависят сроки выздоровления пострадавшего, а иногда и жизнь. Цель первой медицинской помощи — предотвратить даль­нейшие повреждения во время транспортировки, снять боль, и свое временно эвакуировать пострадавшего в лечебное учреждение.

Зачем школьнику знать правила оказания первой медицин­ской помощи?

Несчастный случай может произойти при таких обстоятель­ствах, когда врача рядом нет, чтобы не терять времени в ожидании медика, можно самому оказать помощь.

При падении или ударе могут возникнуть ушибы. Каковы от­личительные признаки ушиба? Первая медицинская помощь при ушибах?

На месте ушиба появляется кровоподтек — синяк, болезненный при ощупывании. На место ушиба следует положить лед, а затем сделать повязку.

Каковы признаки вывиха и первая помощь при нем?

Резкая боль, припухлость, изменение формы сустава, невозмож­ность привычных движений. Выправлять вывихи без врача нельзя. Необходимо создать покой поврежденному суставу и доставить пострадавшего в больницу.

Что такое перелом? Какие виды переломов вы знаете?

Перелом — это нарушение целостности кости. Различаются за­крытые переломы, когда кость сломана, но кожа не повреждена, и открытые, когда перелом сопровождается раной.

Каковы признаки переломов и первая помощь при них?

Признаки переломов — сильная боль, усиливающаяся при попыт­ке к движению, искривление конечности. Когда человек получает се­рьезную травму, бывает трудно на месте сразу же определить, сло­мана кость или вывихнута. Это станет, точно известно при осмо­тре врачом. Но в любом случае оказать первую помощь необходимо, она заключается в следующем:

а) пострадавший должен лежать неподвижно, ни в коем случае не двигать поврежденной рукой или ногой, так как могут сместить­ся обломки костей и состояние больного ухудшится;

б) необходимо наложить шину на поврежденную конечность, чтобы обеспечить ей как можно большую неподвижность.

Шина должна обеспечить неподвижность двух суставов — одно­го выше, другого ниже места перелома.

Каковы особенности оказания первой медицинской помощи при переломе плеча и предплечья?

Сначала следует наложить шину на предплечье, затем согнуть руку пострадавшего под прямым углом в локтевом суставе и нало­жить шину от локтя до кончиков пальцев с ладонной стороны, под­ложив под ладонь валик. Обе шины должны быть прибинтованы к ру­ке. Рука подвешивается на перевязь через плечо (на косынке, ремне…) и притягивается к туловищу лентой, ремнем и т. д.

Каковы особенности оказания первой медицинской помощи при переломе бедра?

Одну шину накладывают на внутреннюю поверхность конечно­сти, а вторую — снаружи от подмышечной впадины до пятки. Длин­ную шину привязывают к грудной клетке.

Что делать, если нет шин и подручных материалов?

Можно помочь пострадавшему более простыми способами:

а) если повреждены бедро, голень или стопа, получивший травму человек должен лечь на спину и вытянуть обе ноги; затем ноги ему прочно связывают вместе, чтобы здоровая служила шиной для по­врежденной; примотать одну ногу к другой можно с помощью рубаш­ки, полотенца, шарфа и других подобных вещей;

б) поврежденную руку лучше всего держать как можно ближе к туловищу — тогда оно служит как бы шиной для руки. Для этого руку в согнутом положении приматывают к грудной клетке рубаш­кой или полотенцем.

2. Практическое занятие.

На практической части занятия каждый ученик пробует сам наложить ши­ну на «поврежденную» ко­нечность «пострадавшего».



Занятие 8. Тема: Движение по загородным дорогам

Цель урока: дать важные сведения о сельском транспор­те (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить допол­нительные требования к движению гужевых пово­зок и прогонку животных.

Оборудование: брошюры ПДД, плакаты с изображением сельскохозяйственной транспортной техники, самоходных сельхозмашин и гужевой по­возки; знаки 1.24 «Перегон скота», 1.25 «Дикие животные», 3.8 «Движение гужевых повозок запре­щено», 3.6 «Движение тракторов запрещено», 3.7 «Движение с прицепом запрещено».

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Современное село немыслимо без транспорта. С по­мощью сотен тысяч автомобилей, тракторов и прицепов перевозят удобрения и посевной материал на поля, корм для скота — на фермы, продукцию сельскохозяйствен­ных предприятий — на заготовку, переработку или про­дажу.

Сельскохозяйственная транспортная техника и само­ходные сельхозмашины движутся по дорогам, т. е. уча­ствуют в дорожном движении, и поэтому подчиняются Правилам дорожного движения. К сельскохозяйствен­ным самоходным машинам относятся тракторы, само­ходные шасси, комбайны.

Тракторы — незаменимая тяговая сила для всевоз­можных сельскохозяйственных машин и орудий. В сельском хозяйстве применяются гусеничные тракторы и колесные. Эта техника обладает высокими тяговыми качествами и хорошей проходимостью, а колесные трак­торы — и достаточно высокой скоростью при движении по дорогам.

Кроме применения на полевых работах, очень часто тракторы используются как тягачи, они буксируют при­цепы с сельскохозяйственными грузами не только по сельским, но и по шоссейным дорогам. При перевозке таких грузов трактору с прицепом не всегда удобно подъехать к месту погрузки или разгрузки, ухудшается маневренность и проходимость, поэтому создана особая конструкция трактора, получившая название «самоходное шасси» — колесный трактор, на основании которо­го устанавливается транспортная тележка.

Гужевой транспорт — повозка, в которую запрягает­ся лошадь (лошади), — старейшее транспортное средст­во из числа тех, которыми пользуются люди. На таких повозках в сельской местности перевозят сельскохозяй­ственную продукцию, сырье и другие грузы.

Для того, чтобы сельский транспорт не мешал дви­жению других транспортных средств и правильно вы­полнял свою задачу, водители тракторов, комбайнов, са­моходных шасси и гужевых повозок обязаны знать и выполнять Правила дорожного движения. Для управле­ния тракторами, самоходными шасси и комбайнами во­дители обязательно должны иметь удостоверение на право управления этими машинами.

Предлагаю найти в ПДД знаки, регулиру­ющие движение на загородных дорогах сельхозмашин, гужевых повозок и скота.

Обращаю внимание на знак с изображени­ем бегущего лося — «Дикие животные». Он устанавли­вается там, где дорога проходит по лесам, заповедни­кам, где на проезжей части могут появиться дикие животные.

Учащимся предлагается в ПДД в разделе 24 «Допол­нительные требования к движению велосипедов, мопе­дов, гужевых повозок, а также к погону животных» (кроме п. 24.3), найти ответы на вопросы ( До­полняю ответы учеников).

В каком возрасте разрешается управлять гужевой повозкой и быть погонщиком животных?

Нередко возницами гужевых повозок и погонщиками скота вы­ступают учащиеся средних школ, работающие в селе во время про­изводственной практики. Управлять гужевой повозкой разрешается лицам не моложе 14 лет, а в некоторых случаях этот возраст мо­жет быть снижен до 12 лет.

Где и как должны двигаться гужевые повозки?

Возница гужевой повозки должен в течение всего времени дви­жения держать вожжи в руках, ехать только по крайней правой полосе в один ряд, не дальше 1 м от края проезжей части. Выезд на большее расстояние допускается лишь во время обгона, объезда. Пе­ред совершением маневра водитель (возница) должен подавать пре­дупредительные сигналы. Разрешается движение гужевых повозок по обочине, если это не создаст помехи движению пешеходов. На до­рогах, не предназначенных для движения гужевого транспорта, ус­танавливается запрещающий знак «Движение гужевых повозок за­прещено».

Где, когда и как следует перегонять животных?

Как правило, это происходит в светлое время суток и в тех ме­стах, где установлен знак «Перегон скота». Погонщики должны на­правлять животных как можно ближе к правому краю дороги. Преж­де чем приступить к перегону скота через дорогу, погонщики оста­навливают стадо, убеждаются в том, что ни с одной из сторон нет приближающегося транспортного средства, выходят на середину до­роги, становятся примерно на ее продольной оси лицом друг к другу и пропускают стадо между собой. Если во время перехода через доро­гу появится какое-нибудь транспортное средство, погонщики пода­ют водителю знак остановиться, и он обязан ему подчиниться, пе­реждав, пока животные пройдут через дорогу. Самостоятельно, без присутствия взрослых перегонщиков, погон стада животных уча­щимся запрещается.

В каких местах и как можно перегонять животных через же­лезнодорожные пути?

Местами, отведенными для прогона скота, служат железнодо­рожные переезды или специально оборудованные скотопрогоны. Ста­до в целях безопасности переводят через железнодорожный переезд группами, при перегоне скота должны соблюдаться ПДД и указания дежурного по переезду.

Что запрещено водителям гужевых повозок, погонщикам вьючных, верховых животных и скота?

Оставлять на дороге животных без надзора, прогонять их через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток или в условиях недостаточной види­мости, вести животных по дороге с асфальта- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

  1. Вопросы для закрепления знаний

Какое транспортное средство называется гужевой повозкой?

Можно ли оставлять гужевую повозку на дороге без присмотра?

Какие сигналы подает водитель гужевой повозки при повороте налево, направо и при торможении?

Как должен действовать водитель гужевой повозки при выезде на дорогу с прилегающей территории или с второстепенной дороги в местах с ограниченным обзором? (Вести животное под уздцы.)

Занятие 9. Тема: дополнительные требования к движению велосипедистов.

Цель урока: закрепить знания элементарных правил ве­лосипедистов. Дать понятия о порядке движения на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и маневрирования, о технических требовани­ях к велосипеду.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Повторение пройденного материала.

С какого возраста можно ездить на велосипеде?

Ездить на велосипеде может даже самый маленький, но только там, где нет движения автомобилей — на закрытых, или загород­ных площадках, стадионах, и в других безопасных местах. По ули­цам и дорогам, по велодорожкам разрешается ездить ребятам с 14 лет, а если велосипед с подвесным двигателем — с 16.

Где можно обучаться езде на велосипеде?

В тех тестах, где нет автомобильного движения: во дворе, на стадионе, на территории пионерского лагеря…

Где запрещено ездить на велосипедах и почему?

Нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, по алле­ям парков, бульваров, так как всегда есть риск задеть пешеходов.

Чем в первую очередь нужно руководствоваться, покупая вело­сипед?

Необходимо подобрать велосипед по росту. На слишком высоком ве­лосипеде сидеть неловко, ноги не достают до педалей. Управлять таким велосипедом трудно. Неудобно также водить велосипед, если он мал.

Можно ли кататься на одноместном велосипеде вдвоем?

Это запрещено правилами. Когда на велосипеде едут два челове­ка, то управлять им очень трудно и можно упасть или попасть под машину.

Можно ли ездить на велосипеде, держась одной рукой или во­обще не держась за руль?

Запрещено.

Дополнительные требования к порядку движения велосипедистов по проезжей части.

Далее, сообщаются новые сведения о дополнительном требовании движения велосипедистов по проезжей части.

Правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, по­этому во время движения им необходимо следить за дру­гими транспортными средствами, пешеходами, сигнала­ми светофоров.

В многополосном потоке машин велосипедист зани­мает первую полосу, едет возле тротуара, на расстоянии не более 1 м от него или края проезжей части дороги.

Двигаться можно только в один ряд друг за другом.

Выезжать за крайнюю правую полосу разрешается лишь для объезда или обгона. При этом следует преду­преждать едущих сзади водителей, подавая сигнал пово­рота налево, вытянув левую руку в сторону, либо пра­вую согнув в локте вверх. Закончив объезд, велосипе­дист снова занимает место в правой крайней полосе.

Левый поворот или разворот велосипедисту разреша­ется делать, не слезая с велосипеда, только на перекрест­ке и в том случае, если он поворачивает с улицы, где име­ется одна полоса движения в данном направлении и по ней не ходят трамваи. При этом следует всегда пропус­кать транспортные средства. Во всех остальных случаях для того, чтобы сделать поворот налево или разворот, на­до сойти с велосипеда и, держа его за руль, перейти че­рез дорогу, соблюдая правила движения для пешеходов.

На перекрестке равнозначных дорог велосипедист должен всегда пропускать транспортные средства, при­ближающиеся справа, независимо от направления его движения.

Если на улице есть велосипедная дорожка, обозна­ченная соответствующим знаком 4.5, то едут только по ней. На нерегулируемом пересечении велосипедной до­рожки с дорогой все велосипедисты должны уступать до­рогу транспортным средствам, движущимся по дороге.

Велосипедистам разрешается ездить по обочине до­роги, но при этом они должны соблюдать осторожность, не мешать другим пешеходам.

Велосипедистам разрешается перевозить на велоси­педах груз, но перевозимые предметы не должны ме­шать им в управлении и выступать более чем на полме­тра по длине и ширине за габариты велосипеда. Если это требование не соблюдать, управлять велосипедом будет трудно. Кроме того, за выступающий предмет легко за­деть проезжающему мимо автомобилю, а это может при­вести к несчастному случаю.

2. Практическое занятие.

Этап 1. Проверка велосипеда перед выездом (технические тре­бования к велосипеду) и его устройство:

установить сиденье по своему росту: при нижнем положении педали нога, опирающаяся на нее, должна быть слегка согнута в ко­лене, но не вытянута, иначе будет трудно управлять велосипедом;

велосипед должен иметь надежные тормоза;

руль должен быть хорошо закреплен;

проверить натяжение цепи;

проверить состояние колес (чтобы во время движения колеса не делали восьмерки), а также давление в шинах, затяжку резьбовых соединений в осях передних и задних колес и в других местах;

проверить исправность звонка ;

спереди должен быть фонарь с белым светом, а сзади с крас­ным и красным светоотражателем.

Этап 2. Отрабатывание правил маневрирования:

сигналы при левом повороте — вытянуть левую руку гори­зонтально в сторону или подать правую согнутую в локте вверх;

сигналы при правом повороте — вытянуть правую руку го­ризонтально в сторону или поднять левую, согнутую в локте вверх.


17


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Благоприятные формы работы с родителями учащихся начальной школы для создания комфортной среды в гимназии"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: