Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы


Организация индивидуального обучения детей

в условиях общеобразовательной школы

С.А.Минаева,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20

г. Минеральные Воды



Ребёнок, словно чистый лист бумаги,

Неосторожно не сомни его судьбу.

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу!


Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие детишки, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Формально они тоже будут считаться школьниками, но будут учиться, не выходя из дома.


О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддержать их веру в себя, помочь получить качественное образование и стать полноценными членами современного информационного общества?


Индивидуальное обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.


Индивидуальное обучение на дому — модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.). Такое обучение направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья.


Целью индивидуального обучения детей на дому является обеспечение выполнения больными детьми, детьми-инвалидами федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей.


Организация индивидуального обучения на дому ставит задачу освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.


В нашей школе имеется необходимая нормативно-правовая база обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детьми — инвалидами на образование.


  • Устав МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды

  • Положение об организации индивидуального обучения учащихся

(организация индивидуального обучения больных детей)

  • Положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья


Основными нормативными документами, регламентирующими индивидуальное обучение больных детей, являются:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)

  • Письмо Министерства народного образования РСФР №17-253-6 от 14.11.1988 г. «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

  • Совместное Письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г.

861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008г. № 379 н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»

  • Постановление Правительства Ставропольского края от 18.03.2009 № 84-п «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и расчета размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели»

  • Приказ управления образования администрации Минераловодского муниципального района «Об утверждении Положения об организации индивидуального обучения учащихся общеобразовательных учреждений минераловодского муниципального района» от 29.06.2011 г. № 438.

  • Приказ № 97/1 от 31 августа 2011г. «Об утверждении и введении в действие положения об организации индивидуального обучения учащихся.


Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.


Основанием для организации индивидуального обучения на дому являются медицинская справка (заключение) лечебного учреждения и письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения. На их основе 1.09.2014 года был издан приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.


Распределение нагрузки проведено в соответствии со специальностью учителей и их квалификации. При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдано педагогам, работающим в данном классе. Администрация школы также привлекает к работе с детьми с ОВЗ педагогических работников, не работающих в данном учреждении.


Определён объем учебной нагрузки обучающегося в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации № 17-253-6 от 14 ноября 1988 г.


школа 1 ступени

школа 2 ступени

школа 3 ступени

класс

кол-во часов в неделю

класс

кол-во часов в неделю

класс

кол-во часов в неделю

1 — 4

до 8 часов

5 — 8

до 10 часов

10 — 11

до 12 часов



9

до 11 часов



Согласно нормативным документам составлены учебные планы и рабочие программы. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.


Составлено расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей больных детей и их интересов, руководствуясь учебным планом школы, учитывая длительность урока не более 40 минут, минимальная длительность перерыва 10 минут.


Издан приказ директора «Об организации сдачи зачётов в конце четверти учащихся, находящихся на индивидуальном обучении в 2014 – 2015 учебном году»


Во время болезни, лечения ребенка вне дома, занятия переносятся на другое время по заявлению родителей (законных представителей) учащегося и приказа директора школы, при этом учитывая недопустимость перегрузки учащегося.


В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей производит замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем или уроки переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). Перенос занятий согласовывается с родителями (законными представителями).


В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Каждому учащемуся заведен журнал индивидуального обучения. Журнал индивидуального обучения является документом и ведение его обязательно. Заместитель директора по учебной работе систематически осуществляет контроль за правильностью ведения и своевременностью заполнения журналов индивидуального обучения. Журнал индивидуального обучения рассчитан на учебный год.

Заместитель директора по учебной работе даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет. Классный руководитель вклеивает в журнал выписку из приказа об индивидуальном обучении учащегося и расписание уроков, составленное с учетом пожеланий родителей и состояния здоровья учащихся. Учителя систематически заполняют следующие графы:



Число и месяц

Что пройдено

на уроке

Домашнее задание

Оценка за урок

Роспись учителя







Темы проведенных уроков соответствуют календарно — тематическим планам. В конце каждой четверти (полугодия) учитель выставляет итоговую оценку и переносит её в классный журнал, указывает количество часов по плану и фактически проведённое. Эти данные фиксируются учителями в сводной ведомости об успеваемости учащегося, находящегося на индивидуальном обучении на дому и в отчёте по итогам индивидуального обучения за каждую четверть. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.


По письменным предметам учащиеся ведут тетради, которые регулярно проверяются учителями. Учащиеся ведут дневники, где фиксируется расписание занятий, домашние задания и оценки.


В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «Индивидуальное обучение, приказ от _______ № _______». Четвертные, полугодовые, годовые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляются в соответствии с Законом РФ «Об образовании».


Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому определены в Положении об индивидуальном обучении и трехстороннем договоре на воспитание и обучение ребенка, находящегося на индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья согласно медицинским документам.


Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы. Заместитель директора по учебной работе, курирующий индивидуальное обучение учащихся, контролирует выполнение учебных программ, качество проводимых занятий, аттестацию обучающихся, оформление документации; соблюдение расписания уроков в школе и своевременность проведения занятий на дому.


План внутришкольного контроля на 2014 – 2015 учебный год

(индивидуальное обучение)


Объект контроля


Вопросы контроля. Цель контроля


Ответственный


Сроки


Итог


Учащиеся находящиеся на индивидуальном обучении

Организация учебной работы с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении по состоянию здоровья.

Цель: контроль за организацией обучения, проверка графиков работы учителей и расписания уроков, готовность классных журналов.

Минаева С.А.

сентябрь

Справка

Утверждение тематического планирования.

Цель: соответствие тематического планирования учебному плану и требованиям программы.

Минаева С.А.

сентябрь

Собеседование

Расписание уроков.

Цель: соблюдение санитарно- гигиенических требований, устранение перегрузки учащихся, контроль за работой педагогического состава по индивидуальному обучению.

Минаева С.А.

ежемесячно

Информационный лист

Проверка журналов индивидуального обучения.

Цель: контроль за соблюдением правил работы с журналами, своевременность заполнения

Минаева С.А.

ежемесячно

Информационный лист

Состояние обучения учащихся 11 классов.

Цель: выполнение программ, уровень подготовки данной категории учащихся к итоговой аттестации.

Минаева С.А.

декабрь

Информационный лист

Итоги окончания первого полугодия.

Цель: выполнение учебных программ, учет успеваемости, соблюдение требований к ведению журналов, посещаемость учебных занятий учащимися.

Минаева С.А.

декабрь

Справка

Итоги окончания года.

Цель: выполнение учебных программ, учет успеваемости, соблюдение требований к ведению журналов, посещаемость учебных занятий учащимися.

Минаева С.А.

май

Справка

Проверка журналов индивидуального обучения, подготовка к сдаче документов в архив.

Цель: контроль за соблюдением правил работы с журналами, своевременность заполнения, выполнение программы.

Минаева С.А.


Информационный лист



Циклограмма

деятельности заместителя директора по УР

по контролю обучения на дому


Форма работы, месяц


09

10

11

12

01

02

03

04

05

Организация учебной работы с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья.


+









Утверждение тематического планирования.


+









Проверка журналов


+

+

+

+

+

+

+

+

+

Собеседование с родителями


+

+

+

+

+

+

+

+

+

Собеседование с учащимися


+

+

+

+

+

+

+

+

+

Собеседование с учителями


+

+

+

+

+

+

+

+

+

Проверка проведения

рубежной и промежуточной аттестации


+


+



+


+

Подготовка документов

к сдаче в архив









+


Справки ВШК


В 2012-2013 году наша школа стала работать в проекте дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас   наработан собственный опыт.   Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.


С февраля 2014 года ежемесячно проводился мониторинг посещаемости детей на дому педагогами, осуществляющими индивидуальное обучение, а также специальными педагогами (социальный педагог, педагог — психолог).

По итогам диагностики детей с ОВЗ были выявлены дети с отклоняющимися от нормы психолого – педагогическими показателями развития, с двумя учащимися по согласованию с родителями в течение второго полугодия проводилась коррекционная психолого – педагогическая работа, направленная на коррекцию уровня тревожности, заниженной самооценки и развития социально – коммуникативных навыков общения в социуме по программе: «Школа надомного обучения» Ростов 2010г, а так же «Интегрированное обучение детей с нарушениями в развитии в условиях сельской школы» Ростов 2010г.


Согласно плану проводятся родительские собрания по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. На протяжении учебного года систематически проводятся консультации, беседы для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывают, на что необходимо обратить внимание дома. Большинство родителей нуждаются в очень сильной психологической поддержке. Во время индивидуальной работы обсуждаются вопросы совместной работы по созданию условий для достижения положительных результатов в учебе, выстраивании детско-родительских отношений, особенностях родительской поддержки своих детей и т.п.


С целью систематизации материалов и мониторинга учебной и социальной

успешности учащихся, обучающихся индивидуально на дому,

общеобразовательное учреждение должно иметь следующие документы:


Список учащихся, обучающихся на индивидуальной форме обучения.


Медицинское заключение о состоянии здоровья, о необходимости организации индивидуального обучения на дому;

копия документа, подтверждающего инвалидность.


Заявление родителей (законных представителей)на индивидуальное обучение


Приказ об индивидуальном обучении учащихся на дому в 2014 – 2015 учебном году


Индивидуальный учебный план


Расписание занятий, согласованное с родителями (законными

представителями), рассмотренное заместителем директора по учебной

работе и утвержденного директором школы.


Приказ об организации сдачи зачётов в конце четверти учащихся,

находящихся на индивидуальном обучении в 2014 – 2015 учебном году.

Журнал проведенных занятий (индивидуальное обучение на дому).


Сведения об успеваемости учащегося


Отчёт по итогам индивидуального обучения за четверть (полугодие)


Договор на воспитание и обучение ребёнка, находящегося на индивидуальном обучении на дому.


План внутришкольного контроля.


Циклограмма работы заместителя директора по УР, куратора индивидуального обучения


Справки ВШК


Протоколы родительских собраний.




Администрация школы и педагоги постоянно решают возникающие проблемы индивидуального обучения детей с ОВЗ и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами.



Свежие документы:  Сценарий последнего звонка "Детство! Где же ты? Постой!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: